Дело № 2а-3772/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Муратовой А.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности Пустоваловой М.А.,
представителя заинтересованного лица УФССП Росси по Воронежской области по доверенности Болдарева В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Чайковскому М.В. о взыскании пени,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с иском к Чайковскому М.В. о взыскании пени в сумме 2333,46 руб., в том числе: 1560,66 руб. руб. – пени на страховую часть трудовой пенсии, 624,84 руб. – пени на накопительную часть трудовой пенсии, 147, руб. – пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Административный истец указал, что ответчик был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (ДД.ММ.ГГГГ). (ДД.ММ.ГГГГ) административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя. По состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) у ответчика имелась недоимка по страховым взносам за (ДД.ММ.ГГГГ).г. в сумме 16142,29 руб. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, на сумму страховых взносов начислена пеня за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 2333,46 руб.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования от (ДД.ММ.ГГГГ). об уплате недоимки по пени. Поскольку обязанность по уплате пени ответчиком не была исполнена, УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обратилось в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности, судебный приказ был вынесен 31.10.2016г., который впоследствии был отменен.
До настоящего времени истребуемая сумма задолженности не уплачена, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим административным иском (л.д. 6-7).
Также административным истцом в процессе рассмотрения дела было представлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления в связи с изменениями налогового законодательства. Поскольку судебный приказ был отменен мировым судьей 21.11.2016г., административный иск подан в суд (ДД.ММ.ГГГГ)., административному истцу потребовалось время для оформления и направления административного иска ответчику, а пакет документов на взыскание данной недоимки из УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже поступил в налоговый орган только 06.04.2017г. (л.д. 143-145).
Определением суда от 26.06.2017г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже.
Определением суда от 28.08.2017г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Воронежской области.
Представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Пустовалова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, поддержала ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с данным иском. Также в процессе рассмотрения дела представителем административного истца уточнялось, что в административном иске была допущена техническая описка в дате периода начисления пени, указанный период следует считать со 02.12.2014г. по 07.04.2016г., т.е. по дату направления последнего требования.
Административный ответчик Чайковский М.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д. 110), представил письменные возражения на иск (л.д. 120-123).
Представитель заинтересованного лица УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д. 110), в судебном заседании ранее представитель заинтересованного лица пояснял, что истребуемая по иску сумма пени начислена на сумму недоимки по постановлениям УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) ((ДД.ММ.ГГГГ) год) и от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) ((ДД.ММ.ГГГГ) год), которые предъявлены к исполнению в Коминтерновский РОСП г. Воронежа. По постановлению от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа постановление о возбуждении исполнительного производства отменялось, однако впоследствии решением суда постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства было признано незаконным.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по Воронежской области по доверенности Болдарев В.Л. в судебном заседании в удовлетворении заявленных административных исковых требований полагался на усмотрение суда, пояснил, что по постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) было (ДД.ММ.ГГГГ). возбуждено исполнительное производство (№), затем 03.12.2013г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, (ДД.ММ.ГГГГ). исполнительное производство по данному постановлению УПФ возбуждено вновь, затем (ДД.ММ.ГГГГ). вновь вынесено постановление об отмене постановления от (ДД.ММ.ГГГГ). о возбуждении исполнительного производства. По постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа было (ДД.ММ.ГГГГ). возбуждено исполнительное производство (№), а (ДД.ММ.ГГГГ). судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа постановление о возбуждении данного исполнительного производства отменено. В настоящий момент постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) и от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) не находятся на исполнении в Коминтерновском РОСП г. Воронежа.
Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что с (ДД.ММ.ГГГГ) индивидуальный предприниматель Чайковский М.В. был зарегистрирован в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже.
(ДД.ММ.ГГГГ) административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя (л.д. 20-25).
До (ДД.ММ.ГГГГ)г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании ч. 8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начисляются пени.
Судом установлено, что по постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) с Чайковского М.В. взыскана недоимка по страховым взносам, пени за (ДД.ММ.ГГГГ) год в сумме 10811,54 руб. (л.д. 89).
По постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) с Чайковского М.В. взыскана недоимка по страховым взносам, пени за (ДД.ММ.ГГГГ) год в сумме 18541,44 руб. (л.д. 94).
В связи с имеющейся недоимкой по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ)., взысканной по данным постановлениям, в сумме 16 142,29 руб. Управлением ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже административному ответчику были направлены требование от (ДД.ММ.ГГГГ). об уплате недоимки по пени в сумме 377,27 руб. со сроком уплаты до (ДД.ММ.ГГГГ). (л.д. 84-88) и требование от (ДД.ММ.ГГГГ). об уплате недоимки по пени в сумме 1956,19 руб. со сроком уплаты до (ДД.ММ.ГГГГ). (л.д. 10-18).
Пени по данным требованиям ответчиком уплачены не были.
В связи с чем УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 31.10.2016г. мировым судьей был вынесен судебный приказ (№) о взыскании с Чайковского М.В. недоимки по пени в сумме 2333,46 руб.
21.11.2016г. мировым судьей судебного участка (№) в Коминтерновском судебном районе Воронежской области вынесено определение об отмене судебного приказа (№) (л.д. 38).
В силу Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016г. №243-Ф3 и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.06.2016 №250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ передают для взыскания налоговым органам в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017года.
Согласно представленному в суд сопроводительному письму 04.04.2017г. Управлением ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа переданы документы для взыскания с Чайковского М.В. вышеуказанной задолженности в судебном порядке.
22.05.2017г. административное исковое заявление ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Чайковскому М.В. о взыскании задолженности по пени в сумме 2333,46 руб. подано в Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что возможность взыскания недоимки по представленным в материалы дела постановлениям УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№), от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) и соответственно пени по ним административными органами была утрачена.
В силу пункта 4.1 части 1 статьи 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» 02 октября 2007 года № 229-ФЗ акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника - гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов, относятся к числу исполнительных документов.
Такие акты могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения (части 3, 6.1 статьи 21 ФЗ № 229).
Как следует из представленных в суд представителем УФССП России по Воронежской области документов, 07.11.2013г. судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа по исполнительному документу - постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) было возбуждено исполнительное производство (№) (л.д. 146-147). (ДД.ММ.ГГГГ). судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа вынесено постановление об отмене постановление о возбуждении исполнительного производства (№) от (ДД.ММ.ГГГГ). Действительно, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от (ДД.ММ.ГГГГ)., вступившего в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 100-103) постановление судебного пристава-исполнителя от (ДД.ММ.ГГГГ). об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от (ДД.ММ.ГГГГ). было признано незаконным. Однако в суд представлено постановление судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа от (ДД.ММ.ГГГГ)., которым по постановлению УПФ РФ (ГУ) в <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). (№), было возбуждено исполнительное производство (№) (л.д. 149-150), но впоследствии постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). постановление от (ДД.ММ.ГГГГ). о возбуждении исполнительного производства (№) отменено (л.д. 151). Сведений о признании незаконным последнего постановления об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства по постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от <адрес>. (№) на рассмотрение суда не представлено.
По постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа (ДД.ММ.ГГГГ). было возбуждено исполнительное производство (№) (л.д. 152-153), а (ДД.ММ.ГГГГ). постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа отменено постановление от (ДД.ММ.ГГГГ). о возбуждении исполнительного производства (л.д. 154).
Таким образом, учитывая, что исполнительные производства по постановлениям УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№), от (ДД.ММ.ГГГГ). (№), из указанных выше обстоятельств, не возбуждались, сроки предъявления их (постановлений) ко взысканию истекли, возможность взыскания недоимки по страховым взносам, пени за 2011 - 2012 годы утрачена.
Принимая во внимание, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по взносам, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате, суд приходит к выводу об утрате административным органом права на взыскание с ответчика пени за неуплату страховых взносов, пени за 2011 -2012 года, в связи с чем административные исковые требования не подлежат удовлетворению по существу.
Также суд считает, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с данными требованиями.
В силу Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016г. №243-Ф3 и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.06.2016 №250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ передают для взыскания налоговым органам в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017года.
Согласно представленному в суд сопроводительному письму 04.04.2017г. Управлением ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа переданы документы для взыскания с Чайковского М.В. вышеуказанной задолженности в судебном порядке. Причем обращено внимание налогового органа на срок для принудительного взыскания – 21.05.2017г.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд, согласно которому требование о взыскании страховых взносов за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Как указано выше определение об отмене судебного приказа было вынесено (ДД.ММ.ГГГГ)., налоговый орган должен был обратиться в суд с данным административным иском не позже (ДД.ММ.ГГГГ). Административное исковое заявление подано в суд (ДД.ММ.ГГГГ). При этом суд не может принять во внимание доводы представителя административного истца об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, поскольку таковыми не являются: изменения законодательства об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, необходимость в данном случае временных затрат для формирования административного искового заявления, при том, что пенсионным органом передан полный пакет документов в отношении ответчика для взыскания недоимки, который поступил в налоговый орган (ДД.ММ.ГГГГ) исковое заявление дублирует ранее поданное пенсионным органом заявление о вынесении судебного приказа в отношении Чайковского В.М., каких-либо действий по уточнению суммы задолженности административным истцом не предпринималось.
Пропуск срока на обращение в суд с административным иском является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Чайковскому М.В. о взыскании пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: О.В. Оробинская
Решение принято в окончательной форме 18.09.2017 г.
Дело № 2а-3772/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2017 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Муратовой А.В.,
с участием представителя административного истца по доверенности Пустоваловой М.А.,
представителя заинтересованного лица УФССП Росси по Воронежской области по доверенности Болдарева В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Чайковскому М.В. о взыскании пени,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с иском к Чайковскому М.В. о взыскании пени в сумме 2333,46 руб., в том числе: 1560,66 руб. руб. – пени на страховую часть трудовой пенсии, 624,84 руб. – пени на накопительную часть трудовой пенсии, 147, руб. – пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Административный истец указал, что ответчик был зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (ДД.ММ.ГГГГ). (ДД.ММ.ГГГГ) административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя. По состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ) у ответчика имелась недоимка по страховым взносам за (ДД.ММ.ГГГГ).г. в сумме 16142,29 руб. В связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок, на сумму страховых взносов начислена пеня за период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) в сумме 2333,46 руб.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес страхователя были направлены требования от (ДД.ММ.ГГГГ). об уплате недоимки по пени. Поскольку обязанность по уплате пени ответчиком не была исполнена, УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обратилось в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности, судебный приказ был вынесен 31.10.2016г., который впоследствии был отменен.
До настоящего времени истребуемая сумма задолженности не уплачена, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим административным иском (л.д. 6-7).
Также административным истцом в процессе рассмотрения дела было представлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления в связи с изменениями налогового законодательства. Поскольку судебный приказ был отменен мировым судьей 21.11.2016г., административный иск подан в суд (ДД.ММ.ГГГГ)., административному истцу потребовалось время для оформления и направления административного иска ответчику, а пакет документов на взыскание данной недоимки из УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже поступил в налоговый орган только 06.04.2017г. (л.д. 143-145).
Определением суда от 26.06.2017г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воронеже.
Определением суда от 28.08.2017г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного истца привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Воронежской области.
Представитель административного истца ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа по доверенности Пустовалова М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, поддержала ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд с данным иском. Также в процессе рассмотрения дела представителем административного истца уточнялось, что в административном иске была допущена техническая описка в дате периода начисления пени, указанный период следует считать со 02.12.2014г. по 07.04.2016г., т.е. по дату направления последнего требования.
Административный ответчик Чайковский М.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д. 110), представил письменные возражения на иск (л.д. 120-123).
Представитель заинтересованного лица УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д. 110), в судебном заседании ранее представитель заинтересованного лица пояснял, что истребуемая по иску сумма пени начислена на сумму недоимки по постановлениям УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) ((ДД.ММ.ГГГГ) год) и от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) ((ДД.ММ.ГГГГ) год), которые предъявлены к исполнению в Коминтерновский РОСП г. Воронежа. По постановлению от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа постановление о возбуждении исполнительного производства отменялось, однако впоследствии решением суда постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства было признано незаконным.
Представитель заинтересованного лица УФССП России по Воронежской области по доверенности Болдарев В.Л. в судебном заседании в удовлетворении заявленных административных исковых требований полагался на усмотрение суда, пояснил, что по постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) было (ДД.ММ.ГГГГ). возбуждено исполнительное производство (№), затем 03.12.2013г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, (ДД.ММ.ГГГГ). исполнительное производство по данному постановлению УПФ возбуждено вновь, затем (ДД.ММ.ГГГГ). вновь вынесено постановление об отмене постановления от (ДД.ММ.ГГГГ). о возбуждении исполнительного производства. По постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа было (ДД.ММ.ГГГГ). возбуждено исполнительное производство (№), а (ДД.ММ.ГГГГ). судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа постановление о возбуждении данного исполнительного производства отменено. В настоящий момент постановления УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) и от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) не находятся на исполнении в Коминтерновском РОСП г. Воронежа.
Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что с (ДД.ММ.ГГГГ) индивидуальный предприниматель Чайковский М.В. был зарегистрирован в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже.
(ДД.ММ.ГГГГ) административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя (л.д. 20-25).
До (ДД.ММ.ГГГГ)г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с п.1 ст. 18 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с п.1 ст. 14 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании ч. 8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки на неуплаченную в установленный законодательством срок сумму страховых взносов начисляются пени.
Судом установлено, что по постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) с Чайковского М.В. взыскана недоимка по страховым взносам, пени за (ДД.ММ.ГГГГ) год в сумме 10811,54 руб. (л.д. 89).
По постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) с Чайковского М.В. взыскана недоимка по страховым взносам, пени за (ДД.ММ.ГГГГ) год в сумме 18541,44 руб. (л.д. 94).
В связи с имеющейся недоимкой по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ)., взысканной по данным постановлениям, в сумме 16 142,29 руб. Управлением ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже административному ответчику были направлены требование от (ДД.ММ.ГГГГ). об уплате недоимки по пени в сумме 377,27 руб. со сроком уплаты до (ДД.ММ.ГГГГ). (л.д. 84-88) и требование от (ДД.ММ.ГГГГ). об уплате недоимки по пени в сумме 1956,19 руб. со сроком уплаты до (ДД.ММ.ГГГГ). (л.д. 10-18).
Пени по данным требованиям ответчиком уплачены не были.
В связи с чем УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже обратилось к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 31.10.2016г. мировым судьей был вынесен судебный приказ (№) о взыскании с Чайковского М.В. недоимки по пени в сумме 2333,46 руб.
21.11.2016г. мировым судьей судебного участка (№) в Коминтерновском судебном районе Воронежской области вынесено определение об отмене судебного приказа (№) (л.д. 38).
В силу Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016г. №243-Ф3 и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.06.2016 №250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ передают для взыскания налоговым органам в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017года.
Согласно представленному в суд сопроводительному письму 04.04.2017г. Управлением ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа переданы документы для взыскания с Чайковского М.В. вышеуказанной задолженности в судебном порядке.
22.05.2017г. административное исковое заявление ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Чайковскому М.В. о взыскании задолженности по пени в сумме 2333,46 руб. подано в Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что возможность взыскания недоимки по представленным в материалы дела постановлениям УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№), от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) и соответственно пени по ним административными органами была утрачена.
В силу пункта 4.1 части 1 статьи 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» 02 октября 2007 года № 229-ФЗ акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника - гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов, относятся к числу исполнительных документов.
Такие акты могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения (части 3, 6.1 статьи 21 ФЗ № 229).
Как следует из представленных в суд представителем УФССП России по Воронежской области документов, 07.11.2013г. судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа по исполнительному документу - постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) было возбуждено исполнительное производство (№) (л.д. 146-147). (ДД.ММ.ГГГГ). судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа вынесено постановление об отмене постановление о возбуждении исполнительного производства (№) от (ДД.ММ.ГГГГ). Действительно, решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от (ДД.ММ.ГГГГ)., вступившего в законную силу (ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 100-103) постановление судебного пристава-исполнителя от (ДД.ММ.ГГГГ). об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от (ДД.ММ.ГГГГ). было признано незаконным. Однако в суд представлено постановление судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа от (ДД.ММ.ГГГГ)., которым по постановлению УПФ РФ (ГУ) в <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). (№), было возбуждено исполнительное производство (№) (л.д. 149-150), но впоследствии постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ). постановление от (ДД.ММ.ГГГГ). о возбуждении исполнительного производства (№) отменено (л.д. 151). Сведений о признании незаконным последнего постановления об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства по постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от <адрес>. (№) на рассмотрение суда не представлено.
По постановлению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№) судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г. Воронежа (ДД.ММ.ГГГГ). было возбуждено исполнительное производство (№) (л.д. 152-153), а (ДД.ММ.ГГГГ). постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа отменено постановление от (ДД.ММ.ГГГГ). о возбуждении исполнительного производства (л.д. 154).
Таким образом, учитывая, что исполнительные производства по постановлениям УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от (ДД.ММ.ГГГГ). (№), от (ДД.ММ.ГГГГ). (№), из указанных выше обстоятельств, не возбуждались, сроки предъявления их (постановлений) ко взысканию истекли, возможность взыскания недоимки по страховым взносам, пени за 2011 - 2012 годы утрачена.
Принимая во внимание, что после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по взносам, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате, суд приходит к выводу об утрате административным органом права на взыскание с ответчика пени за неуплату страховых взносов, пени за 2011 -2012 года, в связи с чем административные исковые требования не подлежат удовлетворению по существу.
Также суд считает, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд с данными требованиями.
В силу Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.07.2016г. №243-Ф3 и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" от 03.06.2016 №250-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ передают для взыскания налоговым органам в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 01.01.2017года.
Согласно представленному в суд сопроводительному письму 04.04.2017г. Управлением ПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа переданы документы для взыскания с Чайковского М.В. вышеуказанной задолженности в судебном порядке. Причем обращено внимание налогового органа на срок для принудительного взыскания – 21.05.2017г.
В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд, согласно которому требование о взыскании страховых взносов за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Как указано выше определение об отмене судебного приказа было вынесено (ДД.ММ.ГГГГ)., налоговый орган должен был обратиться в суд с данным административным иском не позже (ДД.ММ.ГГГГ). Административное исковое заявление подано в суд (ДД.ММ.ГГГГ). При этом суд не может принять во внимание доводы представителя административного истца об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд, поскольку таковыми не являются: изменения законодательства об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, необходимость в данном случае временных затрат для формирования административного искового заявления, при том, что пенсионным органом передан полный пакет документов в отношении ответчика для взыскания недоимки, который поступил в налоговый орган (ДД.ММ.ГГГГ) исковое заявление дублирует ранее поданное пенсионным органом заявление о вынесении судебного приказа в отношении Чайковского В.М., каких-либо действий по уточнению суммы задолженности административным истцом не предпринималось.
Пропуск срока на обращение в суд с административным иском является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Чайковскому М.В. о взыскании пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: О.В. Оробинская
Решение принято в окончательной форме 18.09.2017 г.