РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.02.2022 с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Акинцева В.А.,
с участием истца ФИО2 и ее представителя ФИО10,
представителя ответчика Заеленчиц И.В.,
представителя заинтересованного лица ФИО6,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-272/2022 по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации м.р. Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации м.р.Красноярский Самарской об оспаривании постановления Главы м.р.Красноярский СО № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, просил признать его незаконным, обязать ответчика предоставить ей квартиру.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ее семья состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию малоимущих. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее семья была на 2 месте в списке нуждающихся.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено постановление № о снятии с учета ее семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой статуса малоимущих, поскольку среднедушевой доход семьи превысил размер дохода, необходимого для признания малоимущим. Полагала приведенные в постановлении доводы необоснованными, распоряжение вынесено с нарушением требований ст.ст.49, 51, 57 ЖК РФ, Закона СО от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О жилище». Ответчиком при вынесении обжалуемого постановления не учтены алиментные обязательства ее муже перед своим отцом.
Административный истец и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования по изложенным в иске доводам. Полагали, что ответчиком неверно произведен расчет среднедушевого дохода, поскольку не учтены налоги и алиментные обязательства ее мужа
Представитель административного ответчика Заеленчиц И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором возражала против удовлетворения искового заявления, поскольку снятие с учета семьи истца произведено обоснованно. Доходы семьи ФИО5 превысили размер, необходимый для признания их малоимущими. Соглашение ФИО7 и ФИО8 не может быть учтено при расчете среднедушевого дохода, поскольку исполнение алиментных обязательств не подтверждено истицей на жилищной комиссии. Кроме того, соглашение об алиментах заключено после периода, рассмотренного жилищной комиссией.
Представитель заинтересованного лица – КУМС администрации м.р.Красноярский ФИО6 в судебном заседании также не усмотрела оснований для удовлетворения иска, поскольку семья ФИО2 утратила статус малоимущих. Кроме того, истица стоит в очереди на жилье, как педагогический работник. Представила письменный отзыв на исковое заявление.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 показал, что является мужем истицы. Он на протяжении десяти лет материально помогает отцу, ФИО8, страдающему сердечными заболеваниями, в добровольном порядке. В октябре 2021 при возникновении необходимости подтвердить алиментные обязательства он заключил с отцов соглашение об уплате алиментов в размере 15000 рублей ежемесячно. Не усматривает затруднений в алиментных обязательствах, составляющих половину его ежемесячного дохода, поскольку у жены доход больше.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 показал, что является свекром истицы ФИО2 Его сын, ФИО7, действительно оказывает финансовую помощь им с женой. Доход его семьи, состоящий из пенсии его и жены, составляет порядка 30000 рублей. Размер дохода сына он не знает. Сын действительно оказал материальную помощь на его лечение, поскольку ему было необходимо оперативное лечение по замене сердечного клапана. Он действительно заключил соглашение с сыном на получение от него алиментов в размере 15000 рублей. Исполняет ли сын свои обязательства, не знает, полагает, что деньги сын передает своей матери, его жене. Не планирует принимать меры к принудительному взысканию алиментов в случае неисполнения сыном своих обязательств, допускает возможность снижения размера алиментов либо отказ от них.
Выслушав выступления участников, допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 227 КАС РФ административные исковые требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными полномочиями, подлежат удовлетворению, при условии несоответствия данного решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие органы, которые обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений.
Равным образом, согласно ч.ч.9, 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания того обстоятельства, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В силу положений п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст.56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Постановлением администрации г.п.Новосемейкино м.р.Красноярский СО № от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО2 признана нуждающейся в жилых помещениях.
Распоряжением заместителя Главы м.р.Красноярский СО №-р/5 от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО2 включена в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по г.п.Новосемейкино м.р.Красноярский, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.2 ст.3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 139-ГД "О жилище" (далее – Закон о жилище) граждане признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий: среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает размера дохода, определяемого органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 4 настоящего Закона; стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, составляет менее величины, определяемой органами местного самоуправления в порядке, установленном статьей 5 настоящего Закона.
Статья 4 Закона о жилище предусматривает порядок определения размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими, в том числе, что из среднедушевого дохода семьи заявителя исключается сумма уплаченных алиментов (ч.4 ст.4).
Размер дохода, приходящегося на заявителя и каждого члена его семьи, необходимый для признания граждан малоимущими, устанавливается органами местного самоуправления ежегодно в размере не менее однократной величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в соответствии с Законом Самарской области "О порядке установления величины прожиточного минимума в Самарской области".
Граждане признаются малоимущими в случае, если среднедушевой доход семьи заявителя (доход одиноко проживающего гражданина) не превышает установленного органами местного самоуправления размера дохода, необходимого для признания граждан малоимущими.
В соответствии со ст.5.1 Закона о жилище переоценка размера доходов и стоимости имущества граждан, принятых на учет, в целях повторного подтверждения их статуса как малоимущих и их прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма производится в обязательном порядке перед принятием решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Для переоценки размера доходов и стоимости имущества гражданин представляет в уполномоченный орган документы, указанные в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в сроки, установленные органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства С/о от ДД.ММ.ГГГГ № величина прожиточного минимума в С/о на душу населения на 2021 год установлена в размере 10979 рублей.
Решением СП м.р.Красноярский от ДД.ММ.ГГГГ №-СП на территории Красноярского района установлен размер дохода, необходимого для признания граждан малоимущими в размере 1,1 величин прожиточного минимума, устанавливаемого Правительством С/о. Таким образом, размер дохода для признания малоимущим в целях ч.2 ст.49 ЖК РФ равен 12076,90 рублей на одного человека.
Административным ответчиком в порядке ст.5.1 Закона о жилище ДД.ММ.ГГГГ истице предложено предоставить необходимые документы для определения статуса малоимущего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По представленным истцом документам ответчиком произведен расчет дохода семьи ФИО11 за год, предшествующий предоставлению жилого помещения, состоящий из заработной платы супругов и пособий на детей, составил 63288 рублей в месяц на 4 членов семьи или 15822 рубля на каждого члена семьи.
ДД.ММ.ГГГГ от истицы в адрес ответчика поступили возражения и дополнительные документы: соглашение от ДД.ММ.ГГГГ об уплате ФИО7, супругом истицы, алиментов на содержание своего отца, ФИО8 в размере 15000 рублей ежемесячно с момента заключения соглашения до 2026 года; заявление ФИО8 о получении с сентября 2020 по сентябрь 2021 материальной помощи от ФИО7 на общую сумму 200000 рублей.
Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации м.р.Краснояркий С/о от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о снятии семьи ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учете, поскольку среднедушевой доход семьи превышает размер дохода, необходимого для признания малоимущими.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено постановление № о снятии с учета ее семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой статуса малоимущих, поскольку среднедушевой доход семьи превысил размер дохода, необходимого для признания малоимущим.
Суд, изучив учетное дело семьи ФИО11, полагает произведенный ответчиком расчет среднедушевого дохода верным, не находит оснований для перерасчета.
Стороной истца приводились доводы о неверности произведенных расчетов, однако контррасчет суду не представлен.
Ответчиком верно не принято во внимание заявление ФИО8 о получении материальной помощи от ФИО7 в размере 200000 рублей в период с сентября 2020 по сентябрь 2021, поскольку документальное подтверждение отсутствует. Кроме того, указанная материальная помощь не может считаться алиментами в целях, предусмотренных ч.4 ст.4 Закона о жилище.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.87 СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
Соглашение об уплате алиментов между ФИО7 и ФИО8 заключено лишь ДД.ММ.ГГГГ. И лишь уплаченные по этому соглашению алименты могут приниматься во внимание при расчете среднедушевого дохода в целях, предусмотренных ст.4 Закона о жилище.
Таким образом, истцом не предоставлено ответчику дополнительных подтвержденных сведений о доходе, необходимом для признания граждан малоимущими, за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые не были учтены ответчиком.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета семьи ФИО2 в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вынесено на основании положений п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Оснований для признания его незаконным суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации м.р. Красноярский Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Акинцев В.А.