Дело № 2 – 1195 / 2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 05 июня 2013 года
Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.М.,
при секретаре Аносовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой О.П., Климова А.Н., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Климова В.А., Климова Д.А. и Климова М.А. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Климова О.П., Климов А.Н., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Климова В.А., Климова Д.А. и Климова М.А., обратились в суд с исковым заявлением, в котором просят признать за каждым из них право общей долевой собственности (по 1/5 доли) в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: ..., а также прекратить право собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» на данное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения ... от ... Климов А.Н. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: .... Квартира находится в собственности Российской Федерации, жилищный фонд Министерства обороны РФ. Наймодателем является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Они приняли решение приватизировать квартиру, занимаемую по договору социального найма, поскольку ранее в приватизации не участвовали. В указанную квартиру намерены вселиться Климов А.Н., его супруга Климова О.П. и их дети: Климов В.А., Климов Д.А. и Климов М.А.
Реализуя свое право на приватизацию, в соответствии с требованиями ст. ст. 2, 6, 7 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года Климов А.Н. обратился с заявлением в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которое наделено полномочиями и оказывает услуги по приватизации государственного (федерального) жилищного фонда и, в частности, жилья. ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ссылаясь на отсутствие нормативных актов, регламентирующих порядок предоставления жилых помещений, находящихся в оперативном управлении подразделений Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации отказало в разрешении на приватизацию квартиры. С данным вопросом о приватизации указанной квартиры предложили обратиться к собственнику спорного жилого помещения ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
В судебное заседание истцы Климова О.П., Климов А.Н., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Климова В.А., Климова Д.А. и Климова М.А., не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, что суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным.
Представитель истца Климова А.Н. – Колотова А.Р., действующая по доверенности серии 54 АА № 0863996 (зарегистрировано в реестре за № 2-1407) от 26.03.2013 года, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, на удовлетворении иска настаивала. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, возражения на иск не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В силу положений Конституции РФ, Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
На основании ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 14.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Приказом Министерства обороны № 1550 от 18.11.2010 года «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» утверждена «Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями». Пункт 2.2 Инструкции указывает, что Департамент имущественных отношений организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Как установлено в судебном заседании, Климов А.Н. действительно проходил военную службу в Вооруженных силах РФ с 26.06.1985 года. Согласно справкам № 303 и № 304 на старшего прапорщика Климова А.Н., за подписью Врио начальника штаба Войсковой части № 12739 г. Оби Новосибирской области от 30.01.2012 года, Климов А.Н. в настоящее время проходит военную службу по контракту в Войсковой части № 12739 г. Оби Новосибирской области, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении составляет 26 лет 1 месяц 19 дней, в льготном – 29 лет 3 месяца 10 дней, что подтверждается также выпиской из послужного списка личного дела Климова А.Н. за подписью Врио начальника штаба Войсковой части № 12739 г. Оби Новосибирской области от 30.01.2012 года.
Согласно упомянутой выписке из послужного списка личного дела старшего прапорщика Климова А.Н., последний проходил и проходит действительную военную службу в Вооруженных силах в период с 26.06.1985 года по настоящее время: в Войсковой части № 23590 г. Камышина Волгоградской области, в Войсковой части № 74420 пос. Сокол Сахалинской области, в школе прапорщиков г. Москвы, в Войсковой части № 16968 пос. Таукент Чимкентской области Республики Казахстан, в Войсковой части № 66555 г. Бишкека Республики Киргизия, в Войсковой части № 12212 г. Бердска Новосибирской области, в Войсковой части № 23529 г. Бердска Новосибирской области, в Войсковой части № 12739 г. Оби Новосибирской области.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Климов А.Н. заключил с ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ («Центррегионжильё»), в лице заместителя начальника 2-го отдела г. Новосибирска Черных З.П., действующей на основании Указа Президента РФ № 1082 от 16.08.2004 года, договор ... от ... социального найма жилого помещения, состоящего из 4-х комнат, общей площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ....
Согласно данным выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 13.11.2012 года № 01/008/2012-20236, ..., расположенная по адресу: ... является федеральной собственностью (номер и дата госрегистрации: ... от ...), находится в оперативном управлении ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ограничений (обременений) права не зарегистрировано.
В сведениях, содержащихся в кадастровом паспорте от 19.11.2012 года спорного жилого помещения, также не содержится каких-либо ограничений (обременений) названного права.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
На основании выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.12.2012 года № 70-00-4001/5001/2012-2289, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, в собственности Климова А.Н. имеется земельный участок в Садоводческом некоммерческом товариществе «...», расположенном по адресу: ...
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 06.11.2012 года № 70-00-4001/5001/2012-1893, № 70-00-4001/5001/2012-1895, № 70-00-4001/5001/2012-1892, № 70-00-4001/5001/2012-1896, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Климова М.А., Климовой О.П., Климова Д.А. и Климова В.А. соответственно на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества.
Сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № 12753701 и № 12753801 от 13.11.2012 года подтверждается, что истцы не являются собственниками жилых строений, помещений на территории г. Томска и Томской области.
Согласно сведениям Сахалинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № 310 от 16.03.2012 года, Климов А.Н. не является собственником жилых строений, помещений на территории Сахалинской области.
Из справок ОГУП «Технический центр учёта объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области» (ОГУП «Техцентр НСО») № 432, № 433, № 434, № 435 от 29.04.2013 года за истцами объекты недвижимости на территории Новосибирской области не учтены.
На основании справок ОГУП «Техцентр НСО» № 519, № 518, №522, № 521, № 520 от 04.04.2006 года за истцами объекты недвижимости по г. Бердску Новосибирской области не учтены.
Из сообщений Бердского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Новосибирской области № 04/017/2006-285, № 04/017/2006-286, № 04/017/2006-287, № 04/017/2006-288 от 18.04.2006 года и № 04/017/2006-327 от 21.04.2006 года следует, что каких-либо прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в отношении истцов не зарегистрировано.
Согласно справке № 124, выданной Министерством обороны Республики Киргизия, Климов А.Н. за период с ноября 1986 года по июль 1994 года жилой площадью в г. Бишкеке Республики Киргизия не обеспечивался.
Из справки № 1418 от 30.11.2009 года, выданной Войсковой частью № 12212 г.Бердска Новосибирской области, Климов А.Н. за период с 06.10.1994 года по 30.11.2009 года жилой площадью в г. Бердске Новосибирской области не обеспечивался.
Справкой № 306 от 01.03.2012 года ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Новосибирской области» подтверждается, что Климов А.Н. в 2011 году безвозмездную финансовую помощь на строительство (покупку) жилья в данном Учреждении не получал.
Представленными суду документами, а именно: копией паспорта серии ... ..., выданного Климову А.Н. Отделением УФМС России по ... в ... ...; копией паспорта серии ... ..., выданного Климовой О.П. Отделением УФМС России по ... в ... ...; копией паспорта серии ... ..., выданного Климову В.А. Отделением УФМС России по ... в ... ...; копией паспорта серии ..., выданного Климову Д.А. Отделением УФМС России по ... в ... ...; свидетельством о рождении серии ... ..., выданного Климову М.А. Отделом ЗАГС ... управления по делам ЗАГС ... ...; справкой от 19.01.2012 года Войсковой части № 12212 г. Бердска Новосибирской области; сведениями от 05.07.2012 года о наличии (отсутствии) жилых помещений, за подписью Врио командира Войсковой части № 12739 г. Оби Новосибирской области; справкой № 494 от 14.02.2011 года Войсковой части № 12739 г. Оби Новосибирской области; карточкой прописки истцов из Войсковой части № 12739 г. Оби Новосибирской области подтверждается, что истцы зарегистрированы на территории ....
Из сообщения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № 1762 от 23.05.2013 года следует, что предоставление жилых помещений в собственность гражданам, в том числе вопрос о передаче в собственность квартиры, расположенной по адресу: ..., не предусмотрено полномочиями ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация, право оперативного управления зарегистрировано за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Таким образом, на основании приведенных выше норм действующего законодательства истец Климов А.Н. и члены его семьи имеют право безвозмездно получить в собственность занимаемое ими спорное жилое помещение.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее – имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций).
Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (подп. «б» п.2 названного постановления).
В силу положений ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, тогда как в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ использование жилого помещения в качестве такового допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Соответствующего решения уполномоченного органа ответчиком суду не представлено.
В соответствии с п. 2.2 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 года № 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.
До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Министерство обороны РФ, в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, является надлежащим ответчиком по данному иску.
С учетом изложенного, принимая во внимание вышеприведенные положения закона, исходя из того, что квартира, расположенная по адресу: ..., не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Климов А.Н. имеет общую продолжительность военной службы более 15 лет, препятствий для передачи истцам в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Климовой О.П., Климова А.Н., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Климова В.А., Климова Д.А. и Климова М.А., к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Климовым А.Н. право на 1/5 доли в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ... общей площадью ... кв.м.
Признать за Климовой О.П. право на 1/5 доли в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
Признать за Климовым В.А. право на 1/5 доли в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
Признать за Климовым Д.А. право на 1/5 доли в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
Признать за Климовым М.А. право на 1/5 доли в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
Решение является основанием для прекращения записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ... от ... о регистрации права собственности Российской Федерации на ..., расположенную по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья И.М. Дорохина