Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
Председательствующего Дудусова Д.А.,
При секретаре Степановой С.Б.,
с участием представителя заинтересованного лица Иватулина С.М. (доверенность от 18.11.11г.),
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению Анфимов А.А. об обязании Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением об обязании Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» совершить действия.
В судебное заседание заявитель не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 13).
Свои требования заявитель в заявлении мотивировал следующим. С целью обжалования постановлений начальника ФКУ «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю» он обращался с заявлениями об ознакомлении его с материалами производств дисциплинарной комиссии Учреждения, на основании которых на него были наложены дисциплинарные взыскания постановлениями от 11.03.11г. и от 11.05.11г.. Кроме того, заседания указанных дисциплинарных комиссий транслировались по кабельному телевидению 12.03.11г. и 12.05.11г.. Согласно пункту 1 статьи 3 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции РФ; согласно пункту 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Пункт 2 статьи 24 Конституции РФ не содержит изъятий и ограничений, позволяющих администрации Учреждения ограничивать его право на ознакомление с материалами производств о привлечении его к дисциплинарной ответственности. По прибытии в Учреждение администрация Учреждения поставила его в известность о применении технических средств надзора и контроля. Статьей 14 закона РФ «Об учреждениях и органах исполняющих наказание в виде лишения свободы» предусмотрена возможность для администрации Учреждения производить видеосъемку осужденных, однако, законом не предусмотрено распространение информации, содержащейся в видеосъемке в средствах массовой информации. 16.06.11г. он обратился с жалобой на указанные действия в прокуратуру Минусинского района; согласно ответу прокурора нарушений его прав в ходе проверки установлено не было. На основании изложенного просит обязать администрацию Учреждения предоставить ему возможность ознакомиться с материалами производств о привлечении его к дисциплинарной ответственности 11.03.11г. и 11.05.11г..
Заинтересованное лицо- ФКУ «ОИК № 38 ГУФСИН России по Красноярскому краю», действующее через своего представителя по доверенности Иватулина С.М., с заявлением Анфимова А.А. не согласилось, просило в его удовлетворении отказать, пояснило следующее. Согласно требованиям пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 59- ФЗ от 02.05.06г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: « Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.». В данном случае 11.05.11г. заявитель был представлен на дисциплинарную комиссию, в отношении него было вынесено постановление о водворении его в штрафной изолятор. Постановление было вынесено на основании собранных по результатам проверки материалов: акта осмотра, рапортов сотрудников и объяснений осужденных. Полагает, что ознакомление заявителя с данными материалами в полном объеме, а именно- с объяснениями осужденных, может привести к столкновениям между осужденными отрицательной направленности и осужденными, давшими письменные пояснения по делу. С вынесенным постановлением заявитель был ознакомлен, о чем расписался в постановлении. 11.03.11г. никакого дисциплинарного взыскания на заявителя не накладывалось, соответственно, никаких материалов о привлечении Анфимова А.А. 11.03.11г. в Учреждении не имеется. Кроме того, согласно приказу от 15.08.07г. № 161- ДСП осужденного знакомят только с содержащимися в личном деле осужденного: приговорами, определениями, постановлениями судов и характеристиками, путем прочтения вслух. Ознакомление с другими документами, содержащимися в личном деле, приказом не предусмотрено; материалы проверки в настоящее время находятся в личном деле, в связи с чем, ознакомить заявителя с ними не представляется возможным. С учетом изложенного, просит в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Свидетель К показал, что работает заместителем начальника Учреждения, входит в состав дисциплинарной комиссии Учреждения. 11.05.11г. на заседании комиссии Анфимов А.А. при ознакомлении с постановлением попросил ознакомить его со всеми материалами проверки, в чем ему было отказано.
Также сторонами в суд представлены и судом истребованы в качестве доказательств следующие документы: ответ прокурора от 19.08.11г.; справка ОИК-38; постановление от 11.05.11г.; заключение от 11.05.11г.; рапорт и акт осмотра от 04.05.11г.; справка о поощрениях и взысканиях; расписка от 25.01.11г.; ответ прокурора от 09.06.11г.; Устав Учреждения от 09.03.11г.; протокол заседания дисциплинарной комиссии от 11.05.11г. № 56; положение о единой административной комиссии; положение о дисциплинарной комиссии Учреждения от 22.03.11г.; приказ № 33 от 02.02.06г.; объяснения от 04.05.11г..
Выслушав представителя заинтересованного лица и свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно требований статьи 10 УИК РФ: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.».
Согласно пункту 2 статьи 15 УИК РФ: «Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.».
В соответствии с требованиями пункта «в» части 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться в качестве меры взыскания водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
В силу статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.».
Положения УИК РФ, регламентирующие основания и порядок применения к осужденным мер взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания не содержат запрета на ознакомление осужденного с материалами дисциплинарного производства, на основании которых осужденный привлекается к ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Статьей 255 ГПК РФ предусмотрено, что решения, действия(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства; к таким решениям относятся и решения о привлечении осужденных к мерам взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Оценивая ссылку Учреждения на то, что ознакомление заявителя с материалами дисциплинарного производства может нарушить права и свободы других лиц, так как из них осужденный узнает, кто из других осужденных дал объяснения по существу допущенных нарушений, суд полагает его не основанным на требованиях закона.
Так, уважение и охрана прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение законности применения средств их исправления, их правовая защита при исполнении наказаний не могут быть достигнуты способами, ущемляющими права граждан.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ: « Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.».
В данном случае, УИК РФ такого ограничения относительно материалов дисциплинарных производств не предусматривает.
Ограничение права осужденных на ознакомление с такими материалами, по мнению суда, будет противоречить основам правового положения осужденных, предусмотренных статьей 10 УИК РФ и нарушать их право на реализацию своих прав по обжалованию решений должностных лиц, так как будет нарушать его права на осведомленность о том, за что он привлечен к ответственности, на основании каких доказательств и будет нарушать его право на защиту от привлечения к данному виду ответственности.
Согласно статье 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.».
Законом защита осужденного путем ознакомления с материалами дисциплинарного производства не запрещена.
Согласно статье 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.».
Учитывая вышеуказанные нормы права, суд полагает, что отказ Учреждения от ознакомления с материалами дисциплинарного производства является незаконным.
Ссылка представителя Учреждения на то, что в настоящее время указанные документы находятся в личном деле, в связи с чем, ознакомление с данными документами невозможно, по мнению суда, также не основана на законе, так как нахождение в настоящее время указанных материалов в личном деле не может само по себе являться основанием для нарушения прав человека, установленных Конституцией РФ и названными выше актами действующего законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 258 ГПК РФ: « Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.».
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать Учреждение восстановить нарушенное право заявителя и ознакомить его с материалами дисциплинарного производства о привлечении его к дисциплинарной ответственности 11.05.11г..
Доказательств привлечения Анфимова к ответственности 11.03.11г. суду не представлено, так как заявитель не привлекался к ответственности 11.03.11г., ознакомить его с такими материалами невозможно; поэтому, заявление подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Анфимов А.А. об обязании Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» совершить действия удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю ознакомить Анфимов А.А. с материалами дисциплинарного производства, на основании которых он был привлечен к ответственности в виде водворения в ШИЗО постановлением от 11.05.11г..
В удовлетворении остальной части заявления Анфимов А.А. об обязании Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных колоний № 38 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» совершить действия- отказать.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с момента вручения сторонам мотивированного решения.
Председательствующий: