дело № 2-88/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Суксун 14 мая 2014 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре Москвиной К.А.,
с участием истца Ветошкиной Н.В.,
представителя ответчика – МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2» – директора школы Сидоровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветошкиной Н.В. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2» о выплате премии, возмещении морального вреда,
у с т а н о в и л:
Ветошкина Н.В. обратилась в суд с иском первоначально к директору МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2» Сидоровой Е.И., впоследствии указав в качестве ответчика МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2» о взыскании невыплаченной ей стимулирующей части заработной платы в размере <данные изъяты>, впоследствии уменьшив данную сумму, просила взыскать в свою пользу с ответчика <данные изъяты>, а также <данные изъяты> в возмещение морального вреда.
Свои требования мотивирует следующим. В течение 2012-2013 учебного года она являлась учителем математики в школе ответчика и готовила учеников в течение двух лет к ЕГЭ. По результатам сдачи ЕГЭ ответчиком выплачена стимулирующая часть заработной платы в соответствии с постановлением Правительства Пермского края № 1752-п от ДД.ММ.ГГГГ г., в пункте 3.4 которого не сказано, что на период выплаты премии педагогический работник должен состоять в трудовых отношениях с образовательной организацией. Полагает, что пунктами 5.1, 5.1.1, 5.1.2, пунктом 7.1.3 приказа Министерства образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-04-1142 от ДД.ММ.ГГГГ также установлена выплата премии. При этом директор школы Сидорова Е.И. утверждает, что не может выплатить стимулирующую часть заработной платы, так как на момент выплаты денежного поощрения она не состояла в трудовых отношениях со школой и на основании локального акта о стимулировании работников образовательного учреждения премия также не выплачивается. Считает, что локальные акты образовательного учреждения не должны нарушать права работников и должны соответствовать вышестоящим приказам. Полагает, что, исходя из утвержденного приказами Министерства образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-04-1141 от ДД.ММ.ГГГГ и № СЭД-26-01-04-1142 от ДД.ММ.ГГГГ механизма подсчета, а также, исходя из размера предоставленного ответчику размера стимулирующей выплаты в сумме 124200 рублей, ответчик должен ей выплатить премию в сумме 16537 руб.50 коп. без учета подлежащих удержанию налогов, а также компенсацию морального вреда в сумме 5000 рублей в связи с отказом добровольно выплатить данную премию.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме с учетом уточненной суммы, пояснив суду, что обращалась за выплатой данной премии неоднократно к различным должностным лицам, в частности, к директору школы, к главе района, к начальнику управления муниципальными учреждениями, полагает, что в связи с отказом в выплате ей премии за результаты ее труда, выразившиеся в качественной подготовке учеников к сдаче ЕГЭ, ей причинен моральный вред.
Представитель ответчика МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2» директор школы Сидорова Е.И. иск не признала, пояснив, что соответствующие приказы Министерства образования и науки Пермского края, которыми регламентирована данная стимулирующая выплата, носят рекомендательный характер. Право распределять указанную стимулирующую выплату отнесено к компетенции образовательного учреждения, которому она предназначена. Локальным же актом школы предусмотрено, что стимулирующие выплаты могут выплачиваться лишь сотрудникам, состоящим в трудовых отношениях со школой на момент назначения данной выплаты. Полагает, что комиссия по распределению стимулирующей части выплаты заработной платы приняла обоснованное решение, отказав истцу в назначении данной премии, так как она не состояла в штате школы на момент распределения денежной премии.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования и науки Пермского края, привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, указав, что оставляет разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ветошкина Н.В. работала в МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа №2» (далее – МОУ «ССОШ №2») в должности учителя математики, что следует из представленной трудовой книжки (т.1 л.д.28-31).
ДД.ММ.ГГГГ Ветошкина Н.В. обратилась с заявлением к директору МОУ «ССОШ №2», в котором просила рассмотреть вопрос о выплате ей премии по результатам обучения школьников по итогам 2012-2013 учебного года согласно пунктам 5.1, 7.3.1 Положения о стимулировании педагогических работников общеобразовательных организаций Пермского края в рамках реализации мероприятий по стимулированию педагогических работников по результатам обучения школьников по итогам 2012-2013 учебного года, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-26-01-04-1142 (т.1 л.д.6). Ранее этой даты Ветошкина Н.В. обращалась устно с данным заявлением к директору школы Сидоровой Е.И., что следует из пояснения истца и не оспаривается ответчиком.
Решением комиссии по распределению стимулирующей части заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ г., а также письмом директора МОУ «ССОШ №2» от ДД.ММ.ГГГГ № Ветошкиной Н.В. в выплате стимулирующей части заработной платы отказано со ссылкой на то, что на момент выплаты денежного поощрения она в трудовых отношениях с ответчиком не состоит (т.1 л.д.70, 16-17).
Порядок реализации мероприятий по стимулированию педагогических работников по результатам обучения школьников по итогам 2012-2013 учебного года (далее - Порядок), в рамках которого, по мнению истицы, ей должно быть выдано истребуемое денежное поощрение, утвержден Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 1752-п (т.1,л.д.60-65).
Данный Порядок устанавливает механизм реализации мероприятий по стимулированию педагогических работников по результатам обучения школьников, а также порядок предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края (пункт 1.1).
В соответствии с п. 1.2 Порядка реализация мероприятий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края для выплаты денежного поощрения педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций.
Согласно п. 1.3 Порядка мероприятия реализуются в отношении следующих муниципальных общеобразовательных организаций:
- начальных общеобразовательных организаций, основных общеобразовательных организаций, средних общеобразовательных организаций;
- средних общеобразовательных организаций с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев.
В соответствии с п. 3.4 Порядка средства, полученные муниципальными общеобразовательными организациями, направляются на денежное поощрение педагогических работников (далее- получатели средств) соответствующей муниципальной организации. Денежное поощрение получателей средств осуществляется в соответствии с положениями о стимулировании работников муниципальной общеобразовательной организации, утвержденными локальным актом общеобразовательной организации (т.1,л.д.62).
В рамках реализации мероприятий Министерство образования и науки Пермского края формирует и утверждает приказом рейтинги и перечни муниципальных общеобразовательных организаций, достигших высоких результатов обучения школьников на каждом уровне образования отдельно по начальным образовательным организациям, основным общеобразовательным организациям, средним общеобразовательным организациям, средним общеобразовательным организациям с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиям, лицеям (пункт 1.5) (т.1, л.д.61).
Приказом Министерства образования и науки Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-26-01-04-1141 был утвержден норматив стоимости результатов обучения одного ученика в разрезе уровней образования и расчет объемов предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края на реализацию мероприятий по стимулированию педагогических работников по результатам обучения школьников в 2012-2013 учебном году. Данным приказом утверждена сумма иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по стимулированию педагогических работников по результатам обучения школьников в 2012-2013 учебном году по <адрес> в размере <данные изъяты>, из них МОУ «ССОШ №2» в размере <данные изъяты> (т.1, л.д.78-90).
ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Пермского края перечислило в бюджет <адрес> денежные средства |в сумме <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № на общую сумму <данные изъяты>(т.1, л.д.119).
Примерное положение о стимулировании педагогических работников, руководителей и заместителей руководителей муниципальных общеобразовательных организаций Пермского края в рамках реализации мероприятий по стимулированию педагогических работников по результатам обучения школьников по итогам 2012-2013 учебного года, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-26-01-04-1142, носит рекомендательный характер, что, в частности, следует из самого названия документа – Примерное положение, а также из пункта 5 данного Положения, где указано «средства, полученные образовательной организацией в рамках реализации Мероприятий, рекомендуется распределить в следующих объемах…» (т.1, л.д.61,об.).
Согласно пункту 4 указанного Примерного положения денежное поощрение осуществляется педагогическим работникам – в соответствии с локальными актами образовательных организаций.
Следовательно, как постановление Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 1752-п, так и принятый в целях его реализации Приказ Министерства образования и науки Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №СЭД-26-01-04-1142 носят рекомендательный характер и отсылают как к основанию осуществления указанной денежной выплаты к локальным актам образовательной организации.
Таковым локальным актом ответчика в данном случае является коллективный договор МОУ «ССОШ №2» (т.2,л.д.95-96), в частности, приложение № к этому коллективному договору - Положение о материальном стимулировании труда работников МОУ «ССОШ №2», принятое на общем собрании коллектива и утвержденное директором школы ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.46-50).
Указанный коллективный договор, в том числе приложение №2, регулирует отношения между МОУ «ССОШ №2» и работниками данного образовательного учреждения, и не распространяет свое действие на лиц, не состоящих с МОУ «ССОШ №2» в трудовых отношениях.
В соотвествии с п.1.4 коллективного договора он распространяет свое действие на всех работников организации и неработающих пенсионеров, состоящих на учете в профсоюзной организации школы (т.2, л.д.95,об.)
Согласно пункту 3.4 коллективного договора (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера устанавливает администрация совместно с профкомом (т.1, л.д.132). Согласно п.2.2 Положения о материальном стимулировании труда работников МОУ «ССОШ №2» размер стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения, период действия и список сотрудников, получающих эти выплаты, определяются комиссией, закрепляется приказом руководителя образовательного Учреждения по согласованию с Управляющим советом и профсоюзным комитетом(т.1, л.д.46,об.). Как следует из протокола собрания сотрудников школы № от ДД.ММ.ГГГГ избран состав комиссии по распределению стимулирующей части заработной платы (т.1,л.д.97).
Как указано выше, решением комиссии по распределению стимулирующей части заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ Ветошкиной Н.В. в выплате стимулирующей части заработной платы отказано со ссылкой на то, что на момент выплаты денежного поощрения она в трудовых отношениях с ответчиком не состоит (т.1, л.д.70).
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что на момент рассмотрения вопроса о выплате ответчиком денежного поощрения – стимулирующей части заработной платы – в рамках реализации мероприятий по стимулированию педагогических работников по результатам обучения школьников по итогам 2012-2013 учебного года Ветошкина Н.В. в трудовых отношениях с ответчиком не состояла, исковое требование о взыскании невыплаченной стимулирующей части заработной платы в размере <данные изъяты> удовлетворению не подлежит.
Поскольку оснований для удовлетворения основного искового требования в судебном заседании не установлено, требование о компенсации морального вреда, как производное от него, также удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Ветошкиной Н.В. в удовлетворении иска к муниципальному образовательному учреждению «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2» о взыскании невыплаченной ей стимулирующей части заработной платы в размере <данные изъяты>, а также компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение
составлено 19 мая 2014 года