Судья Зацепилина Е.В. Дело № № 33-3189
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Киселевой А.В.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Федотовой Светланы Викторовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 сентября 2018 г., которым постановлено:
«исковые требования Федотовой Светланы Викторовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить.
Признать за Федотовой Светланой Викторовной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Федотовой Светлане Викторовне с <дата>
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловском области (межрайонное) в пользу Федотовой Светланы Викторовны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 руб.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - Ковалеву Н.Л., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Федотовой С.В. и ее представителя Нагорнова В.М., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Федотова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование указала, что в периоды с 01 января 1986 г. до 30 сентября 2003 г. она была зарегистрирована и постоянно проживала по адресу: <адрес>, который относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Полагая, что проживание в <адрес> дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию на три года, Федотова С.В. обратилась в вышеуказанный пенсионный орган за досрочным назначением пенсии по старости.
Однако в удовлетворении данного заявления ответчиком ей было отказано по причине отсутствия регистрации в <адрес> в периоды с 01 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. и с 01 января 1997 г. по 30 сентября 2003 г., поскольку сведения о регистрации, указанные в похозяйственной книге, не могут служить основанием для назначении пенсии.
На основании изложенного Федотова С.В. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии с момента достижения пенсионного возраста.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Федотовой С.В., так как факт ее проживания на загрязненной территории в спорные периоды документально не подтвержден.
Полагает, что похозяйственная книга, сведения из которой учтены судом, не является документом, содержащим информацию о регистрации гражданина по месту жительства.
Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ
«О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Ст. 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона
«О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074, <адрес> с 26 апреля 1986 г. по настоящее время отнесен к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Федотова С.В., <дата> года рождения, 20 июля 2018 г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (л. д. 21-22).
Решением ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Федотовой С.В. было отказано в назначении пенсии по старости, ввиду того, что периоды проживания в <адрес> с 01 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. и с 01 января 1997 г. по 30 сентября 2003 г. не подтверждены документально.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что в указанные периоды она постоянно проживала в <адрес> в доме матери и отчима.
Разрешая заявленные требования и, проверяя их обоснованность, судом установлено, что в спорные периоды Федотова С.В. постоянно проживала по вышеуказанному адресу.
Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.
Из паспорта гражданина СССР (ранее выданному Федотовой С.В.) усматривается, что с 20 января 1989 г. она была зарегистрирована в <адрес> (л. д. 35-41).
Так, согласно справке Неполодского сельского поселения от 28 августа 2009 г. Федотова С.В. проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> с 20 января 1989 г. по 30 сентября 2003 г. вместе с сыновьями ФИО1 и ФИО2, <дата> года рождения и <дата> года рождения соответственно (л. д. 6). Согласно свидетельствам о рождении последних, местом их рождения указан населенный пункт – <адрес> (л. д. 23).
Из выписок из похозяйственных книг №, №, № и № администрации Неполодского сельского совета усматривается, что Федотова С.В. была указана в них как член хозяйства ФИО3 (отчима истицы), с 1986 г. по 2003 г. (л. д. 28-33).
В соответствии со сведениями похозяйственной книги №, 30 сентября 2003 г. истица вместе с детьми выбыла в <адрес>.
Кроме того, свидетель ФИО4, работавшая <...> в отделении связи, обслуживающей <адрес> с 1980 г. по 2014 г., подтвердила факт постоянного проживания Федотовой С.В. в спорные периоды в <адрес>, пояснив, что она лично приносила истцу выплату за проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установив, что Федотова С.В. в период с 20 января 1989 г. по 30 сентября 2003 г. постоянно проживала в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за истцом права на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения места проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым подтверждается, что последняя в спорный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Поскольку истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 20 июля 2018 г., а право на получение пенсии у нее возникло с <дата> (достижение возраста 52 лет), суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно назначил истцу пенсию с даты возникновения такого права.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 18 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Зацепилина Е.В. Дело № № 33-3189
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2018 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Корневой М.А.,
судей Жидковой Е.В., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Киселевой А.В.,
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Федотовой Светланы Викторовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Орле и Орловском области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 сентября 2018 г., которым постановлено:
«исковые требования Федотовой Светланы Викторовны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить.
Признать за Федотовой Светланой Викторовной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Федотовой Светлане Викторовне с <дата>
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда в городе Орле и Орловском районе Орловском области (межрайонное) в пользу Федотовой Светланы Викторовны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 руб.».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - Ковалеву Н.Л., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения Федотовой С.В. и ее представителя Нагорнова В.М., полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Федотова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование указала, что в периоды с 01 января 1986 г. до 30 сентября 2003 г. она была зарегистрирована и постоянно проживала по адресу: <адрес>, который относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Полагая, что проживание в <адрес> дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию на три года, Федотова С.В. обратилась в вышеуказанный пенсионный орган за досрочным назначением пенсии по старости.
Однако в удовлетворении данного заявления ответчиком ей было отказано по причине отсутствия регистрации в <адрес> в периоды с 01 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. и с 01 января 1997 г. по 30 сентября 2003 г., поскольку сведения о регистрации, указанные в похозяйственной книге, не могут служить основанием для назначении пенсии.
На основании изложенного Федотова С.В. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии с момента достижения пенсионного возраста.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая его незаконным и необоснованным.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Федотовой С.В., так как факт ее проживания на загрязненной территории в спорные периоды документально не подтвержден.
Полагает, что похозяйственная книга, сведения из которой учтены судом, не является документом, содержащим информацию о регистрации гражданина по месту жительства.
Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ
«О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.
Ст. 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона
«О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074, <адрес> с 26 апреля 1986 г. по настоящее время отнесен к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Федотова С.В., <дата> года рождения, 20 июля 2018 г. обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии, в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (л. д. 21-22).
Решением ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Федотовой С.В. было отказано в назначении пенсии по старости, ввиду того, что периоды проживания в <адрес> с 01 января 1986 г. по 31 декабря 1990 г. и с 01 января 1997 г. по 30 сентября 2003 г. не подтверждены документально.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что в указанные периоды она постоянно проживала в <адрес> в доме матери и отчима.
Разрешая заявленные требования и, проверяя их обоснованность, судом установлено, что в спорные периоды Федотова С.В. постоянно проживала по вышеуказанному адресу.
Указанный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.
Из паспорта гражданина СССР (ранее выданному Федотовой С.В.) усматривается, что с 20 января 1989 г. она была зарегистрирована в <адрес> (л. д. 35-41).
Так, согласно справке Неполодского сельского поселения от 28 августа 2009 г. Федотова С.В. проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> с 20 января 1989 г. по 30 сентября 2003 г. вместе с сыновьями ФИО1 и ФИО2, <дата> года рождения и <дата> года рождения соответственно (л. д. 6). Согласно свидетельствам о рождении последних, местом их рождения указан населенный пункт – <адрес> (л. д. 23).
Из выписок из похозяйственных книг №, №, № и № администрации Неполодского сельского совета усматривается, что Федотова С.В. была указана в них как член хозяйства ФИО3 (отчима истицы), с 1986 г. по 2003 г. (л. д. 28-33).
В соответствии со сведениями похозяйственной книги №, 30 сентября 2003 г. истица вместе с детьми выбыла в <адрес>.
Кроме того, свидетель ФИО4, работавшая <...> в отделении связи, обслуживающей <адрес> с 1980 г. по 2014 г., подтвердила факт постоянного проживания Федотовой С.В. в спорные периоды в <адрес>, пояснив, что она лично приносила истцу выплату за проживание на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установив, что Федотова С.В. в период с 20 января 1989 г. по 30 сентября 2003 г. постоянно проживала в населенном пункте, отнесенном к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за истцом права на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения места проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым подтверждается, что последняя в спорный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Поскольку истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 20 июля 2018 г., а право на получение пенсии у нее возникло с <дата> (достижение возраста 52 лет), суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно назначил истцу пенсию с даты возникновения такого права.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 18 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи