УИД: 28RS0010-01-2019-000601-24
Дело № 2-303/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2019 года с. Константиновка
Константиновский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи: Зинченко С.В.,
при секретаре судебного заседания: Заикиной К.В.,
с участием: помощника прокурора Константиновского района Гнездиловой Н.В.,
представителя ответчика от администрации Константиновского района Амурской области по доверенности: Семёновой Л.С.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, от Управления образования Администрации Константиновского района по доверенности - ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Константиновского ра йона Амурской области Салоутина В.Е., действующего в интересах Афанасьевой Оксаны Владимировны, к Администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Константиновского района Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Константиновского района Салоутин В.Е., действующий в интересах ФИО4, обратился с исковым заявлением к администрации Константиновского района Амурской области об обязании предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Константиновского района Амурской области площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам.
В обоснование поданного иска прокурор указал, что прокуратурой Константиновского района в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в октябре 2019 года по обращению ФИО4 была проведена проверка исполнения требований законодательства в части соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Константиновского района от 27 апреля 2017 года № 278 ФИО16 (ФИО21., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учёт на получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО16 (ФИО20 обратилась в орган опеки и попечительства администрации Константиновского района - в Управление образования Администрации Константиновского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Пакет документов был направлен в Министерство социальной защиты населения Амурской области для включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
24 октября 2017 года ФИО16 (ФИО19 направлено уведомление о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Константиновского района, по дате постановки на регистрационный учёт в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении - 27 апреля 2017 года.
ФИО16 (ФИО18. состоит в реестре лиц, имеющих право на получение жилого помещения, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Константиновского района. На момент прокурорской проверки ФИО16 (ФИО17 состоит в очереди под № 37. ФИО16 (ФИО22., окончив 29 июня 2019 года учебное заведение – ГПОАУ АО «Амурский педагогический колледж» г. Благовещенска, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
В связи с чем, и.о. прокурора Салоутин В.Е., ссылаясь на положения ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановление администрации Константиновского района от 29 июня 2015 года № 407 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа», действуя в интересах ФИО4, просил суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебное заседание не явились надлежащим образом извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела - истец ФИО4, которая предоставила в суд письменное заявление о рассмотрении дела без её участия, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, от Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, в отношении которых в материалах дела имеются письменные сведения о надлежащем извещении о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причине неявки в суд не сообщили, каких-либо возражений относительно заявленных исковых требований и.о. прокурора не предоставили.
С учётом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счёл возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц., надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Помощник прокурора Константиновского района Амурской области Гнездилова Н.В. в ходе судебного разбирательства на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика от администрации Константиновского района Амурской области по доверенности Семёнова Л.С. в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись в полном объёме на доводы возражений по иску, представленные в суд в письменном виде.
Из представленных письменных возражений представителя ответчика от Администрации Константиновского района в лице главы района ФИО10 следует, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Ссылаясь на положения указанного нормативно-правового акта, учитывая законоположения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приводит доводы о том, что финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счёт средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции.
В 2019 году из областного и федерального бюджетов на реализацию указанных полномочий бюджету Константиновского района выделена субвенция в размере 6 281 400 рублей, которых хватило на приобретение 7 жилых помещений. В настоящее время на получение жилья в счёт субвенций зарегистрировано 69 человек, из которых 17 по судебным решениям.
ФИО4 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с постановлением администрации Константиновского района от 27 апреля 2017 года № 278 признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учёт на получение жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список лиц указанной категории органами опеки и попечительства ФИО4 была включена в очередь на получение жилья с 27 апреля 2017 года, состоит в реестре под номером 37.
Несмотря на представляемые объёмы из областного бюджета для приобретения жилых помещений, обеспечивать всех нуждающихся детей-сирот жильем, состоящих в списке, Администрации Константиновского района не представляется возможным.
В связи с чем, ответчик со ссылкой на п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 11, ст. 12, п.п. 1, 2 ст. 15, п. 3 ст. 125, ст. 307, 309, 310, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 102, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.1, подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10 октября 2002 года № 258-О, указывает на то, что обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено только к администрации района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями.
Представитель органа опеки и попечительства от Управления образования администрации Константиновского района Амурской области по доверенности Козырева Е.Е. полагала, что заявленные прокурором исковые требования в защиту интересов ФИО4 подлежат удовлетворению, поскольку администрация Константиновского района свои обязательства по обеспечению ФИО4 жильем не исполнила.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в материалах дела в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что и.о. прокурора Константиновского района в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО4 об обеспечении последней жилым помещением, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 года № 258-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учёт особенностей положения определённых категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
В соответствии со ст. 148 Семейного кодекса РФ, а также ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с учётом изменений и дополнений) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу положений ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введённой в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен формироваться на основании Федерального закона № 15-ФЗ в государственной собственности субъекта РФ. Содержание такого специализированного жилищного фонда и управление им возлагаются, соответственно, на субъекты РФ и относятся в соответствии с п. 8 ст. 5, ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к их расходным обязательствам.
Согласно п.п. 4, 10 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; иные вопросы, отнесённые к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признаётся невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счёт средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определённом Правительством области.
На основании п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признаётся невозможным, за счёт средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В соответствии с «Положением о специализированном жилищном фонде для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального образования Константиновский район», принятого решением Константиновского районного Совета народных депутатов № 25/296 от 28 марта 2014 года в первом чтении и вступившего в силу со дня его принятия, в п. 7 определены полномочия местного самоуправления муниципального образования Константиновский район в части принятия решений о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно указанному Положению (п.16) жилые помещения специализированного жилищного фонда района для детей-сирот предоставляются из муниципального жилищного фонда однократно по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению лиц из числа детей-сирот жилые помещения специализированного жилищного фонда района для детей-сирот предоставляются им по окончанию срока пребывания в образовательных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания населения, учреждения системы здравоохранения и иных учреждениях…
Согласно п.17 Положения жилые помещения специализированного жилищного фонда района для детей-сирот предоставляются лицам из числа детей-сирот в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта на территории Амурской области в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения должны отвечать санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населённого пункта, выбранного для постоянного проживания, расположенного на территории соответствующего муниципального образования.
Положениями ст.1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела усматривается, что ФИО16 (в девичестве ФИО15) ФИО5 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, её родителями являются ФИО2 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ЖО №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Коврижской администрацией Константиновского района Амурской области.
Из свидетельства о смерти серии № установлено, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о смерти серии № установлено, что ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства о заключении брака № ФИО12 вступила ДД.ММ.ГГГГ в брак с ФИО13, после заключения брака истцу была присвоена фамилия «ФИО16».
Постановлением главы администрации Константиновского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО12 была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц данной категории, не имеющих закреплённого жилого помещения и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилья.
Из представленного диплома о среднем профессиональном образовании, выданного ГПО АУ «Амурский педагогический колледж», истец ФИО4 закончила обучение в данном образовательном учреждении 29 июня 2017 года по специальности «Преподавание в начальных классов» с присвоением ей квалификации «Учитель начальных классов».
Таким образом, в силу указанных обстоятельств, на момент окончания обучения в июне 2017 года в ГПО АУ «Амурский педагогический колледж» истец относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и у неё возникло право на дополнительные социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе и на получение жилья.
Согласно уведомления Министерства социальной защиты населения Амурской области № 17-4102 от 24.10.2017 года, направленного в Управление образования Администрации Константиновского района, о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО4 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Константиновского района, по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении – 27.04.2015 г.
Согласно предоставленным представителем ответчика сведений об очерёдности лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте на получение жилья, сформированных в органе опеке и попечительства Управления образования Администрации Константиновского района ФИО4 в данном списке находится под номером 37.
Следовательно, у ФИО4, как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, после того, как она была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ей ответчиком так и не было предоставлено.
Как установлено судом, ФИО4 имеет регистрацию по месту жительства в <адрес>, что подтверждается данными из её паспорта.
Как следует из сведений, представленных ФГБУ «ФКП Росреестра» по Амурской области (уведомление №28/001/031/2019-78001 от 04.12.2019) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об ФИО4 как о правообладателе объектов недвижимости.
В настоящее время ФИО4 находится на сопровождении ГАУ Амурской области «Новорайчихинский центр социальной адаптации выпускников «Маяк»», что подтверждается договором о предоставлении социальных услуг по постинтернатному сопровождению от 11 октября 2018 года, заключенному между ГАУ Амурской области «Новорайчихинский центр социальной (постинтернатной) адаптации выпускников «Маяк» и ФИО4.
Согласно заявления ФИО4 от 30 сентября 2019 г. установлено, что она обращалась к главе Администрации Константиновского района с просьбой предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в ответ на которое глава Константиновского района сообщил ФИО4, что в текущем 2019 году Администрация Константиновского района не имеет возможности предоставить ей жилое помещение из-за отсутствия финансовых средств для его приобретения, и разъяснил, что она имеет право на обращение с иском в суд.
Учитывая вышеизложенное, а именно то, что ФИО4 принадлежащего на праве собственности жилого помещения не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, достигла возраста 18 лет, закончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, в силу ст.109.1 ЖК РФ как сирота, она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом по смыслу положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у ФИО4 возникло незамедлительно после окончания обучения в образовательном учреждении, то есть в июне 2017 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 года № 113 «Об утверждении Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения», подлежащим применению в период возникновения спорных правоотношений, пунктом 4 предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.Согласно пояснениям представителя ответчика Семеновой Л.С., муниципальному образованию Константиновский район в 2019 году для исполнения вышеуказанных государственных полномочий выделено из областного и федерального бюджетов 6 281 400 рублей, что является недостаточным для исполнения возложенных полномочий, в том числе для обеспечения жильём ФИО4, поскольку последняя в списке очерёдности лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте на получение жилья по состоянию на 23 декабря 2019 года состоит по очереди – 37.
В то же время, по мнению суда, само по себе наличие указанных ответчиком обстоятельств не освобождает администрацию Константиновского района Амурской области от имеющейся у неё законной обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО4 как лицу, отнесённому к категории лиц из числа детей - сирот. При этом доводы о недостаточности размера выделяемых или об отсутствии финансовых средств на приобретение жилья, в том числе отсутствие свободных жилых помещений в специализированном жилом фонде, для предоставления указанной категории граждан, не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья указанной категории граждан с момента наступления обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», возложена на них действующим жилищным законодательством Российской Федерации, и не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней, исполнения аналогичной обязанности, и других субъективных обстоятельств. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, и недостаток жилых помещений при формировании специализированного жилищного фонда, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от исполнения таких обязанностей и функций.
Согласно п.21 Приложения № 2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области № 144 от 08.04.2013 г., органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.
В случае невозможности приобретения органом местного самоуправления жилых помещений в сельских населенных пунктах, расположенных в границах соответствующего муниципального района (городского округа), жилое помещение может быть приобретено в административном центре (городском округе) данного муниципального района. Стоимость приобретенного жилого помещения будет определяться исходя из общей площади предоставленного жилого помещения, но не более норматива общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета субвенции, и норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальному району или городскому округу, на территории которого приобретается жилое помещение, установленного Правительством области для расчета субвенции.
Учитывая, что материалы дела не содержат сведений о возможности предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, где ранее проживала и зарегистрирована ФИО4, то суд полагает, что в силу указанного положения закона ФИО4 следует предоставить жилое помещение в административном центре Константиновского района, то есть в с. Константиновка.
Рассматривая довод представителя ответчика о том, что обязательство по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, и не может быть предъявлено к администрации района, поскольку возлагает дополнительные расходные обязательства, не обеспеченные выделяемыми из областного и федерального бюджета субвенциями, суд приходит к следующему.
Как было указано ранее, в ст. 6 Закона Амурской области от 25 марта 2008 года № 10-ОЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Амурской области» определено, что государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
В связи с чем, суд полагает обоснованным заявленное и.о. прокурора исковое требование, направленное именно к администрации Константиновского района. Довод о том, что размер предоставляемых субвенций из областного и федерального бюджетов недостаточен для исполнения данного расходного обязательства, не принимается судом, поскольку распределение денежных средств в виде субвенций относится к сфере межбюджетных отношений, вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
ФИО4 в силу ст.ст. 1,152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому её право на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию его права, предусмотренного действующим законодательством.
В силу ч. 7 ст. 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, … в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. При этом действующее жилищное законодательство признаёт жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно постановлению главы Константиновского района № 407 от 29 июня 2015 года, норма площади жилого помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим жилого помещения по договорам социального найма, приобретаемого в собственность муниципального образования Константиновский район, установлена не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, суд полагает признать установленным, что администрация Константиновского района до настоящего времени не обеспечила ФИО4 в соответствии с действующим законодательством жилой площадью по договору найма специализированного жилого помещения, при этом суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, возлагает на ответчика обязанность по предоставлению ФИО4 благоустроенного жилого помещения площадью не менее 33 кв. м специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая вопрос о сроках совершения действий ответчиком, суд полагает, что в силу ст.206 ГПК РФ данное решение суда должно быть исполнено в установленный судом разумный срок.
Рассматривая вопрос о распределении судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела суд приходит к следующему.
В силу требований пунктов 9, 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в том числе в качестве ответчиков (административных ответчиков).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объёме.
Как следует из вышеприведённых норм права, прокурор и ответчик, являющийся органом местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, распределение судебных расходов в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ осуществляться не будет.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Константиновского района Амурской области Салоутина В.Е., действующего в интересах ФИО4, удовлетворить в полном объёме.
Обязать Администрацию Константиновского района Амурской области предоставить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее 33 кв. м., отвечающее санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения в с. Константиновка Константиновского района Амурской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Константиновский районный суд Амурской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д.54, путём подачи кассационной жалобы через Константиновский районный суд Амурской области в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Председательствующий Зинченко С.В.
Решение суда в окончательной форме принято 27 декабря 2019 года.