Дело № 2-1981/2022
УИД 35RS0010-01-2022-000086-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 28 марта 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Давыдовой О.Н.,
при секретаре Сизовой Ю.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску кредитного потребительского кооператива «ФинансГарант» в лице конкурсного управляющего Мишиной В. Н. к Красикову А. Н. о взыскании денежных средств,
установил:
кредитный потребительский кооператив «ФинансГарант» в лице конкурсного управляющего Мишиной В.Н. (далее – КПК «ФинансГарант», кооператив) обратился в суд с иском к Красикову А.Н. о взыскании денежных средств.
В обоснование требований указал, что 07 февраля 2020 года решением Арбитражного суда Вологодской области КПК «ФинансГарант» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. 15 января 2019 года с расчетного счета кооператива Красикову А.Н. было выдано 138 709 рублей 53 копейки. В качестве основания выдачи указана заработная плата за январь 2019 года. Однако с конца декабря 2018 года все обособленные подразделения кооператива, в том числе основное в г. Вологде, были закрыты, работники уволены. Красиковым А.Н. в период с января 2019 года фактически не исполнялись трудовые обязанности. 18 января 2019 года в отношении Красикова А.Н. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, по факту хищения путем обмана и злоупотребления доверием денежных средств в особо крупном размере.
Полагая, что выдача денежных средств в размере 138 709 рублей 53 копеек является необоснованным расходованием денежных средств со счета кооператива, КПК «ФинансГарант» просит взыскать с Красикова А.Н. в пользу КПК «ФинансГарант» денежную сумму в виде неосновательного обогащения в размере 138 709 рублей 53 копейки.
Представитель истца КПК «ФинансГарант», конкурсный управляющий Мишина В.Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик Красиков А.Н. в судебное заседание не явился, о дате и времени разбирательства по делу извещен. Его представитель по ордеру адвокат Райлян А.А. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Красиков А.Н. в период с 05 сентября 2016 года по 15 января 2019 года работал в КПК «ФинансГарант» по совместительству в должности Председателя Правления. Трудовой договор расторгнут по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 февраля 2020 года по делу № А13-16000/2019 КПК «ФинансГарант» признан несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена Мишина В.Н..
Согласно выписке «Банк ВТБ» (публичное акционерное общество) по операциям по счету №, принадлежащему Красикову А.Н., за период с мая 2017 года по 15 января 2019 года ежемесячно на счет от КПК «ФинансГарант» поступали денежные средства с назначением платежа «заработная плата».
15 января 2019 года на счет Красикова А.Н. поступили денежные средства в размере 138 709 рублей 53 копеек. В описании операции указано: для зачисления на счет Красикова А.Н. заработная плата за январь 2019 года.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 года).
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (часть третья статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных этим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана за исключением случаев: счетной ошибки (абзац второй части 4 названной статьи); если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть 3 статьи 155 Трудового кодекса Российской Федерации) или простое (часть 3 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации) (абзац третий части 4 названной статьи); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом (абзац четвертый части 4 названной статьи).
Нормативные положения части 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондируют подпункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым установлены ограничения для возврата в виде неосновательного обогащения заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий, стипендий, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Следовательно, излишне выплаченная работодателем и полученная работником в период трудовых отношений заработная плата подлежит взысканию как неосновательное обогащение, только если выплата заработной платы явилась результатом недобросовестности со стороны работника или счетной ошибки.
Ввиду того, что Конституцией Российской Федерации работнику гарантируется право на вознаграждение за труд, а трудовым законодательством в целях охраны заработной платы как источника дохода работника ограничены основания удержания из нее, при разрешении спора о взыскании с работника выплаченной ему заработной платы обстоятельством, имеющим значение для дела, является установление предусмотренных частью 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации оснований для такого взыскания.
Сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался факт перечисления КПК «ФинансГарант» денежных средств в сумме 138 709 рублей 53 копеек на счет Красикова А.Н..
При этом установлено, что перечисленные на счет Красикова А.Н. денежные средства являются его вознаграждением за труд, что прямо указано в назначении платежа в платежном поручении № от 15 января 2019 года.
В подтверждение данного обстоятельства стороной ответчика предоставлен расчет заработной платы за январь 2019 года и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.
При расчете заработной платы учитывался размер заработной платы и количество отработанных в расчетном периоде рабочих дней, а при расчете компенсации за неиспользованный отпуск – средняя заработная плата, фактическое количество рабочих дней, отработанных в расчетном периоде.
Согласно расчета ответчика заработная плата Красикова А.Н. за январь 2019 года составила 16 176 рублей 47 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении – 122 694 рубля 31 копейка, а всего 138 870 рублей 78 копеек, что фактически соответствует сумме, перечисленной 15 января 2019 года на счет Красикова А.Н.
Доказательств обратного стороной истца суду не предоставлено, равно как и контррасчета заработной платы и сведения о сумме компенсации за неиспользованный ответчиком отпуск.
Виновного противоправного поведения со стороны Красикова А.Н., повлекшего выплату ему заработной платы, судом не установлено, а истцом не доказано.
При таких обстоятельствах, учитывая, что задолженность у Красикова А.Н. перед кооперативом отсутствует, оснований для удовлетворения исковых требований КПК «ФинансГарант» у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований кредитного потребительского кооператива «ФинансГарант» в лице конкурсного управляющего Мишиной В. Н. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.Н. Давыдова
Мотивированное решение изготовлено 01.04.2022 г.