Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-36/2021 (2-1397/2020;) ~ М-1354/2020 от 28.09.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2021 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре судебного заседания Канаевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-36/2021 (2-1397/2020) по иску Журавлева О.А. к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», ФКУ «ОСК ЦВО» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Журавлев О.А. обратился в суд с иском к ответчикам с учетом уточнения к Военному комиссариату Самарской области Министерства обороны Российской Федерации, о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил срочную военную службу. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Журавлев О.А. принимал участие в выполнении задач по оказанию помощи правительству Республики Таджикистан в борьбе с исламскими фундаменталистами. Службу проходил в воинской части -ой отдельной бригаде специального назначения ВДВ ГРУ, командир отделения разведки, место дислокации части: <адрес>. Указанная воинская часть выполняла задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, стабилизации обстановки в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан. Однако, при обращении в Военный Комиссариат Самарской области в выдаче удостоверения ветерана боевых действий истцу отказано по причине того, что войсковая часть , в составе которой истец выполнял боевые задачи не включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан. Истец направил запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ, из которого пришел ответ о том, что документы войсковой части за ДД.ММ.ГГГГ на хранение к ним не поступали. Рекомендовали обратиться в ЦА МО Республики Казахстан и ЦА МО Республики Узбекистан. Из архива Казахстана никаких сведений не поступило. При обращении в ЦА МО Республики Узбекистан в ДД.ММ.ГГГГ годах были выданы лишь архивные справки о снятии с котлового довольствия и зачислении на котловое довольствие по прибытию после выполнения специальных заданий. Кроме того, из Центрального архива МО Республики Узбекистан пришла выписка из исторического формуляра в/ч (раздел II). «На основании боевых распоряжений (номера распоряжений не указаны) В период с ДД.ММ.ГГГГ бригада выполняла задачи по оказанию помощи правительству Республики Таджикистан в борьбе с исламскими фундаменталистами. Основание: Ф- <адрес>». Иных каких-либо документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях не имеется, а имеющиеся недостаточны для признания ветераном боевых действий. Согласно разделу III Приложения к перечню государств, городов, территории и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ относятся периоды выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец считает, будучи участником вооруженного конфликта на территории республики Таджикистан в данное время, приобрел право на получение статуса ветерана боевых действий. Иное оформление документов о военной службе в в/ч нарушает права истца, как действительно участвующего в боевых действиях военнослужащего. Согласно справке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан установлено, что бригада истца, на основании боевых распоряжений, принимала участие в боевых действиях в Республике Таджикистан в указанные годы. Подтверждение факта участия истца в выполнение задач по охране конституционных прав граждан, поддержанию правопорядка, стабилизации обстановки, обеспечению безопасности и защите граждан, проживающих на территории Республики Таджикистан истцу необходимо для получения удостоверения ветерана боевых действий и пользования предусмотренными законодательством льготами. Иным способом установить данный факт не представляется возможным, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.

Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», ФКУ «ОСК Центрального военного округа» Министерства обороны Российский Федерации в лице Комиссии ЦВО по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом просили исковое заявление рассмотреть в их отсутствие, в иске отказать.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Журавлев О.А. был призван на действительную военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Военным комиссариатом Б.-<адрес> в войсковую часть , курсантом отделения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть , командиром отделения разведки (л.д. 10).

Как следует из пояснений истца, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела, Журавлев О.А. в ДД.ММ.ГГГГ году обращался в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.

Однако, заключением Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, по причине того, что войсковая часть , в составе которой выполнял задачи обратившийся, не включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организацией ВС РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан (л.д. 15).

Из ответа ФГКУ «Центрального архива Министерства обороны РФ» следует, что документы войсковой части за ДД.ММ.ГГГГ гг. на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали. Рекомендовано обратиться в Центральный архив Министерства обороны Республики Казахстан и Республики Узбекистан (л.д. 16).

Согласно архивной выписке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из приказа командира войсковой части <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, полагать убывшим ДД.ММ.ГГГГ младшего сержанта Журавлева О.А. для выполнения специального задания. С ДД.ММ.ГГГГ исключить с котлового довольствия части и выдать продаттестаты (основание: фонд 1996) (л.д. 19).

Из архивной выписки Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из приказа командира войсковой части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, полагать прибывшим с ДД.ММ.ГГГГ младшего сержанта Журавлева О.А. с выполнения специального задания ( в приказе личный состав перечислен пофамильно, но инициалы не раскрыты (основание: фонд 1996) (л.д. 19).

Согласно архивной выписке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из приказа командира войсковой части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что нижепоименованных военнослужащих убывших для выполнения специального задания с ДД.ММ.ГГГГ исключить с котлового довольствия части: 5 рота младшего лейтенанта Журавлева О.А. (основание: фонд 1996) (л.д. 13 оборот).

Из архивной выписке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из приказа командира войсковой части <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, нижепоименованных военнослужащих прибывшими ДД.ММ.ГГГГ с выполнения специального задания, зачислить на котловое довольствие: 5 рота младшего лейтенанта Журавлева О.А. (основание: фонд 1996) (л.д. 13 оборот).

Согласно архивной справке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из исторического формуляра войсковой части (раздел II). На основании боевых распоряжений (номера распоряжений не указаны). В период с ДД.ММ.ГГГГ. войсковая часть выполняла задачи по оказанию помощи правительству Республики Таджикистан по борьбе с исламскими фундаменталистами. Другие сведения в запрашиваемый период в документальных материалах не отражены (основание: фонд 1996) (л.д. 13 оборот, 18).

Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В приложении к указанному Федеральному закону утверждён Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

В разделе III соответствующего перечня к периодам выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан отнесены ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Согласно ст. 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.

Пунктом 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлено, что вместе с заявлением (рапортом) предоставляются в том числе подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:

для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2018 года N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установить факт его направления в данном случае в другое государство органами государственной власти СССР, России и факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени.

Согласно части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, факт направления заявителя в другое государство органами государственной власти (органами военного управления) СССР, России может быть установлен судом при наличии в материалах дела совокупности доказательств.

Представленными истцом в суд доказательствами подтверждается факт прохождения Журавлевым О.А. службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес>. Однако из ответа ФКУ «ОСК ЦВО» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что войсковая часть (Республики Узбекистан) отсутствует в Перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта в Республике Таджикистан войсковая часть в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входила и являлась войсковой частью Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

    Отнесение к категории ветеранов боевых действий граждан, направлявшихся для участия в боевых действиях органами государственной власти Республики Узбекистан, Законом не предусматривается.

Доказательства, подтверждающие факт направления заявителя в другое государство Таджикистан органами государственной власти (органами военного управления) СССР, России отсутствуют.

Таким образом, в связи с отсутствием доказательств, бесспорно свидетельствующих о направления заявителя в другое государство органами государственной власти (органами военного управления) СССР, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, законных оснований для принятия судом решения об удовлетворения заявленных требований не имеется.

    Довод истца о том, что он, будучи призван в Вооруженные Силы СССР, продолжая военную службу на территории Республики Узбекистан после прекращения существования СССР, сохранял статус российского военнослужащего и никогда гражданином Узбекистана не являлся, также не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворении исковых требований. Войсковая часть , к которой истец был прикомандирован и в составе которой выполнял задачи по оказании помощи правительству Республики Таджикистан в борьбе с исламистскими фундаменталистами, относилась к войсковым частям Вооруженных Сил Узбекистана, само решение о направлении военнослужащих для участия в боевых действиях в Республику Таджикистан принято органом, не относящимся к органам государственной власти СССР, России.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Журавлева О.А. к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», ФКУ «ОСК ЦВО» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Самарский районный суд г. Самары.

Мотивированное решение изготовлено 18.01.2021 года.

Судья О.П. Коваленко

2-36/2021 (2-1397/2020;) ~ М-1354/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Журавлев О.А.
Ответчики
Военный комиссариат Самарской области Министерства обороны Российский Федерации
ФКУ "ОСК Центрального военного округа"
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
28.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2020Судебное заседание
18.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее