РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре судебного заседания Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-36/2021 (2-1397/2020) по иску Журавлева О.А. к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», ФКУ «ОСК ЦВО» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Журавлев О.А. обратился в суд с иском к ответчикам с учетом уточнения к Военному комиссариату Самарской области Министерства обороны Российской Федерации, о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил срочную военную службу. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Журавлев О.А. принимал участие в выполнении задач по оказанию помощи правительству Республики Таджикистан в борьбе с исламскими фундаменталистами. Службу проходил в воинской части №-ой отдельной бригаде специального назначения ВДВ ГРУ, командир отделения разведки, место дислокации части: <адрес>. Указанная воинская часть выполняла задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, стабилизации обстановки в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан. Однако, при обращении в Военный Комиссариат Самарской области в выдаче удостоверения ветерана боевых действий истцу отказано по причине того, что войсковая часть №, в составе которой истец выполнял боевые задачи не включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций ВС РФ, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан. Истец направил запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ, из которого пришел ответ о том, что документы войсковой части № за ДД.ММ.ГГГГ на хранение к ним не поступали. Рекомендовали обратиться в ЦА МО Республики Казахстан и ЦА МО Республики Узбекистан. Из архива Казахстана никаких сведений не поступило. При обращении в ЦА МО Республики Узбекистан в ДД.ММ.ГГГГ годах были выданы лишь архивные справки о снятии с котлового довольствия и зачислении на котловое довольствие по прибытию после выполнения специальных заданий. Кроме того, из Центрального архива МО Республики Узбекистан пришла выписка из исторического формуляра в/ч № (раздел II). «На основании боевых распоряжений (номера распоряжений не указаны) В период с ДД.ММ.ГГГГ бригада выполняла задачи по оказанию помощи правительству Республики Таджикистан в борьбе с исламскими фундаменталистами. Основание: Ф-№ <адрес>». Иных каких-либо документов, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях не имеется, а имеющиеся недостаточны для признания ветераном боевых действий. Согласно разделу III Приложения к перечню государств, городов, территории и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ относятся периоды выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец считает, будучи участником вооруженного конфликта на территории республики Таджикистан в данное время, приобрел право на получение статуса ветерана боевых действий. Иное оформление документов о военной службе в в/ч № нарушает права истца, как действительно участвующего в боевых действиях военнослужащего. Согласно справке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан установлено, что бригада истца, на основании боевых распоряжений, принимала участие в боевых действиях в Республике Таджикистан в указанные годы. Подтверждение факта участия истца в выполнение задач по охране конституционных прав граждан, поддержанию правопорядка, стабилизации обстановки, обеспечению безопасности и защите граждан, проживающих на территории Республики Таджикистан истцу необходимо для получения удостоверения ветерана боевых действий и пользования предусмотренными законодательством льготами. Иным способом установить данный факт не представляется возможным, в связи с чем, истец вынужден обратиться в суд.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», ФКУ «ОСК Центрального военного округа» Министерства обороны Российский Федерации в лице Комиссии ЦВО по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом просили исковое заявление рассмотреть в их отсутствие, в иске отказать.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Журавлев О.А. был призван на действительную военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Военным комиссариатом Б.-<адрес> в войсковую часть №, курсантом отделения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковую часть №, командиром отделения разведки (л.д. 10).
Как следует из пояснений истца, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела, Журавлев О.А. в ДД.ММ.ГГГГ году обращался в комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Однако, заключением Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано, по причине того, что войсковая часть №, в составе которой выполнял задачи обратившийся, не включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организацией ВС РФ, принимавших (принимающих) участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан (л.д. 15).
Из ответа ФГКУ «Центрального архива Министерства обороны РФ» следует, что документы войсковой части № за ДД.ММ.ГГГГ гг. на хранение в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не поступали. Рекомендовано обратиться в Центральный архив Министерства обороны Республики Казахстан и Республики Узбекистан (л.д. 16).
Согласно архивной выписке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из приказа командира войсковой части <адрес> <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, полагать убывшим ДД.ММ.ГГГГ младшего сержанта Журавлева О.А. для выполнения специального задания. С ДД.ММ.ГГГГ исключить с котлового довольствия части и выдать продаттестаты (основание: фонд 1996) (л.д. 19).
Из архивной выписки Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из приказа командира войсковой части № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, полагать прибывшим с ДД.ММ.ГГГГ младшего сержанта Журавлева О.А. с выполнения специального задания ( в приказе личный состав перечислен пофамильно, но инициалы не раскрыты (основание: фонд 1996) (л.д. 19).
Согласно архивной выписке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из приказа командира войсковой части № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что нижепоименованных военнослужащих убывших для выполнения специального задания с ДД.ММ.ГГГГ исключить с котлового довольствия части: 5 рота младшего лейтенанта Журавлева О.А. (основание: фонд 1996) (л.д. 13 оборот).
Из архивной выписке Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из приказа командира войсковой части № <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, нижепоименованных военнослужащих прибывшими ДД.ММ.ГГГГ с выполнения специального задания, зачислить на котловое довольствие: 5 рота младшего лейтенанта Журавлева О.А. (основание: фонд 1996) (л.д. 13 оборот).
Согласно архивной справке № Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ, из исторического формуляра войсковой части № (раздел II). На основании боевых распоряжений (номера распоряжений не указаны). В период с ДД.ММ.ГГГГ. войсковая часть № выполняла задачи по оказанию помощи правительству Республики Таджикистан по борьбе с исламскими фундаменталистами. Другие сведения в запрашиваемый период в документальных материалах не отражены (основание: фонд 1996) (л.д. 13 оборот, 18).
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении № к указанному Федеральному закону утверждён Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В разделе III соответствующего перечня к периодам выполнения задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан отнесены ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 названной инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Согласно ст. 28 Закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 года N 595, выдача удостоверений осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 для получения удостоверения личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации подает обращение (военнослужащие - рапорт, гражданский персонал - заявление), направляемое командованием (руководством) в соответствующую комиссию (центральную комиссию), к компетенции которой относится рассмотрение и решение вопроса о выдаче заявителю удостоверения.
Пунктом 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлено, что вместе с заявлением (рапортом) предоставляются в том числе подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно:
для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2018 года N 3107-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что для признания гражданина в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ветераном боевых действий и для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установить факт его направления в данном случае в другое государство органами государственной власти СССР, России и факт его непосредственного участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени.
Согласно части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, факт направления заявителя в другое государство органами государственной власти (органами военного управления) СССР, России может быть установлен судом при наличии в материалах дела совокупности доказательств.
Представленными истцом в суд доказательствами подтверждается факт прохождения Журавлевым О.А. службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <адрес>. Однако из ответа ФКУ «ОСК ЦВО» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что войсковая часть № (Республики Узбекистан) отсутствует в Перечне органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших участие и привлекаемых к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Республике Таджикистан, в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта в Республике Таджикистан войсковая часть № в состав Вооруженных Сил Российской Федерации не входила и являлась войсковой частью Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Отнесение к категории ветеранов боевых действий граждан, направлявшихся для участия в боевых действиях органами государственной власти Республики Узбекистан, Законом не предусматривается.
Доказательства, подтверждающие факт направления заявителя в другое государство Таджикистан органами государственной власти (органами военного управления) СССР, России отсутствуют.
Таким образом, в связи с отсутствием доказательств, бесспорно свидетельствующих о направления заявителя в другое государство органами государственной власти (органами военного управления) СССР, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности, законных оснований для принятия судом решения об удовлетворения заявленных требований не имеется.
Довод истца о том, что он, будучи призван в Вооруженные Силы СССР, продолжая военную службу на территории Республики Узбекистан после прекращения существования СССР, сохранял статус российского военнослужащего и никогда гражданином Узбекистана не являлся, также не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворении исковых требований. Войсковая часть №, к которой истец был прикомандирован и в составе которой выполнял задачи по оказании помощи правительству Республики Таджикистан в борьбе с исламистскими фундаменталистами, относилась к войсковым частям Вооруженных Сил Узбекистана, само решение о направлении военнослужащих для участия в боевых действиях в Республику Таджикистан принято органом, не относящимся к органам государственной власти СССР, России.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Журавлева О.А. к ФКУ «Военный комиссариат Самарской области», ФКУ «ОСК ЦВО» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения, признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Самарский районный суд г. Самары.
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2021 года.
Судья О.П. Коваленко