№ 2-1396/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2013 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Ивановой М.А.,
при секретаре Рассомахиной О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калинина В.Н. о признании незаконным решения Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска,
у с т а н о в и л:
Калинин В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Главы Администрации г. Ижевска <номер> от 06 ноября 2012 года о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст. 56 ЖК РФ, что привело к нарушению его прав состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренных ФЗ «О ветеранах». Требования мотивированы следующим.
Калинин В.Н., <дата> года рождения, является ветераном – участником Великой Отечественной войны (далее - ВОВ). С 16 мая 2011 года зарегистрирован по адресу: <адрес> в квартире, принадлежащей на праве собственности его зятю – М.Ю.В. Между указанными лицами 16.05.2011 г. заключен договор о безвозмездном пользовании данным жилым помещением. В этой же квартире зарегистрированы мать и сестра М.Ю.В., которые не являются близкими родственниками заявителя, не ведут с ним совместного хозяйства. Иного жилого помещения на праве собственности либо других основаниях Калинин В.Н. не имеет. С целью реализации права на получение отдельного жилья и обеспечения за собой нормального ухода других лиц, Калинин В.Н. обратился с заявлением о постановке на учет, при этом никаких действий, направленных на предоставление недостоверных сведений, не совершал. 26 июня 2012 года Главой Администрации Октябрьского района г. Ижевска было принято решение о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заявитель Калинин В.Н., доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что приблизительно в 1999 году подарил имеющиеся у него 3/4 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> своей дочери. Иного жилья на праве собственности либо ином праве не имел. В 2011 году его зарегистрировали в квартире мужа дочери, сама дочь и ее муж уехали жить в другой регион, он остался здесь. Вынужден проживать у другой дочери в <адрес>, так как нуждается в постороннем уходе, а по месту регистрации за ним ухаживать некому.
Представитель Администрации Октябрьского района г. Ижевска Лысова О.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования считает необоснованными. Пояснила, что при проведении проверки обоснованности постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье ветеранов ВОВ, членов погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, проведенной на основании письма начальника Управления муниципального жилья Администрации г. Ижевска от 17.09.2012 г., были установлены нарушения п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (неправомерные действия должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет). А именно при проверке учетного дела ветерана ВОВ Калинина В.Н. выявлено превышение учетной нормы, при сложении всей собственности на каждого члена семьи приходится по 20,48 кв.м. общей площади жилого помещения.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к нижеследующему.
Калинин В.Н. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, с 16.05.2011 г. зарегистрирован в квартире зятя по адресу: <адрес>, площадью 48,2 кв. м. Кроме него в данной квартире зарегистрированы сам М.Ю.В. (собственник), его мать М.В.В. и сестра М.М.В.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Калинина В.Н. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
26 июня 2012 года Главой Администрации Октябрьского района г. Ижевска Калинин В.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска <номер> от 06.11.2012 г. Калинин В.Н. снят с учета в качестве нуждающихся в жилы помещениях на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с неправомерными действиями должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет (размер общей площади жилого помещения превышает учетную норму для постановки на очередь, Калинин В.Н. является членом семьи М.Ю.В.).
Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Заявленные Калининым В.Н. требования, исходя из содержания приведенных выше норм, подлежат рассмотрению в порядке публичного судопроизводства, поскольку между участниками возникших правоотношений отсутствует спор о праве. Следовательно, оценка законности оспариваемого решения должна быть дана судом по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся обстоятельства, связанные с соблюдением срока обращения с заявлением в суд.
Согласно статье 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявителем оспаривается решение должностного лица органа местного самоуправления от 06 ноября 2012 года, которое было направлено ему 15 ноября 2012 года (л.д. 8). С заявлением в суд Калинин В.Н. обратился 13 февраля 2013 года, то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока. Доказательств получения Калининым В.Н. постановления до 15.11.2012 г. суду не представлено, соответственно, срок обращения в суд заявителем не пропущен.
Рассматривая требования Калинина В.Н. о признании незаконным и нарушающим его права Распоряжения Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска <номер> от 06.11.2012 г. «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» по существу, суд находит их обоснованными, исходя из следующего:
Полномочия лица по принятию обжалуемого решения сторонами не оспариваются, решение принято в пределах полномочий в соответствии с Законом УР от 19.10.2005 г. № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Законом УР от 24.06.2010 г. № 29-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», постановлением Администрации города Ижевска от 14.12.2005 N 576 "О реализации Закона Удмуртской Республики "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории г. Ижевска", согласно которых ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложено на органы местного самоуправления в Удмуртской Республике по месту жительства (администрации районов г. Ижевска).
Калинин В.Н. является ветераном-участником Великой Отечественной войны, следовательно, имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ "О ветеранах", в том числе по обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941 - 1945 годов" в случае признания его нуждающимся в жилых помещениях.
Статьей 23.2 ФЗ "О ветеранах" определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".
Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По смыслу указанной нормы Калинин В.Н. не является членом семьи М.Ю.В., не вселялся в качестве такового, общего хозяйства с ним не ведет и совместно с ним не проживает.
Таким образом, судом установлено, что Калинин В.Н. является ветераном – участником Великой Отечественной войны, имеет регистрацию в квартире своего зятя М.Ю.В. по адресу: <адрес>, не являясь членом его семьи, фактически проживает у своей дочери по адресу: <адрес>.
Поскольку Калинин В.Н. не является собственником жилого дома, членом семьи собственника жилого дома, не занимает жилое помещение по договору социального найма, в силу положений ст. 51 ЖК РФ при решении вопроса о снятии заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, не подлежала учету общая площадь жилого помещения, в котором он зарегистрирован.
Калинин В.Н., как ветеран-участник ВОВ, обоснованно и законно 16.06.2012 г. был поставлен на учет Администрацией Октябрьского района г. Ижевска в качестве нуждающегося в жилом помещении. При постановке на учет им были представлены все необходимые документы, доказательств намеренного ухудшения жилищных условий Калининым В.Н. не представлено. При таких обстоятельствах, оснований для снятия Калинина В.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий 06.11.2012 г. у Администрации Октябрьского района г. Ижевска не имелось.
Вынесение оспариваемого распоряжения были нарушены права Калинина В.Н. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, получать меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренных ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, заявленные Калининым В.Н. требования о признании незаконным распоряжения Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска от 06 ноября 2012 года № 1585 подлежат удовлетворению.
Поскольку судом установлено, что Калинин В.Н. в отсутствие законных оснований был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, его нарушенное право подлежит защите путем восстановления в данной очереди с момента его первоначальной постановки на учет.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:Заявление Калинина В.Н. о признании незаконным решения Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Главы Администрации Октябрьского района г. Ижевска от 06 ноября 2012 года <номер>.
Восстановить Калинина В.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента первоначальной регистрации.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Верховный Суд УР через районный суд.
Решение изготовлено председательствующим в окончательной форме 04 марта 2013 года.
Председательствующий судья М.А. Иванова