Дело № 2-160/2013
РЕШЕНИЕ
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2013 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Вафиной А.В.,
с участием представителя заявителя Добровольской Т.М., прокурора -помощника военного прокурора Казанского гарнизона старшего лейтенанта юстиции ЗвездилинаИ.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <Номер> Шубина И.Я. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с изменением даты увольнения с военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Шубин И.Я., проходивший военную службу по контракту в войсковой части <Номер>, приказом командира войсковой части <Номер> от 7 июля 2009 года <Номер> он уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и приказом командира войсковой части <Номер> от 12 августа 2009 года <Номер> исключён из списков личного состава воинской части, соответственно.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2013 года <Номер> внесены изменения в пункт 4 приказа командира войсковой части <Номер> от 7 июля 2009 года <Номер> в части основания увольнения Шубина И.Я. с военной службы, при этом в новой редакции заявитель уволен в запас по состоянию здоровья (пп. «г», п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с правом ношения формы одежды и знаков различия. Основанием для принятия решения послужило заключение военно-врачебной комиссии от 21 апреля 2011 года.
Полагая, что Министром обороны Российской Федерации был признан факт незаконного увольнения с военной службы и изменено основание его увольнения, Шубин И.Я. просил суд обязать Министра обороны Российской Федерации изменить даты увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части <Номер> на 21 апреля 2011 года.
Заявитель Шубин И.Я., будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовал, направил в суд своего представителя.
В ходе судебного заседания от представителя заявителя Добровольской Т.М. поступило заявление об уточнении требований, в котором она просила признать приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2013 года <Номер> в части не включения в него положений об изменении даты увольнения Шубина И.Я.
с военной службы на 21 апреля 2013 года и обязать данное должностное лицо внести изменения в приказ от 18 мая 2013 года <Номер> указав дату его увольнения 21 апреля 2011 года.
Представитель Добровольская Т.М. в суде заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить, при этом пояснив, что основанием для обращения заявителя в суд послужило нарушение должностными лицами порядка его увольнения с военной службы, выразившееся в нарушении права на выбор основания увольнения, поскольку заключением военно-врачебной комиссии от 21 апреля 2011 года установлено, что Шубин И.Я. на момент увольнения был ограниченно годным\к военной службе, а заболевания получены им в период военной службы. Указанное обстоятельство послужило основанием для принятия Министром обороны Российской Федерации решения, которое было реализовано 18 мая 2013 года в приказе <Номер>, которым внесены изменения в п. 4 приказа командира войсковой части <Номер> от 7 июля 2009 года <Номер> в части основания увольнения Шубина И.Я. с военной службы. Поскольку Министром обороны Российской Федерации изменено основание увольнения Шубина И.Я. с военной службы, Добровольская Т.М. полагала, что в соответствие с Положением о порядке прохождения военной службы подлежит изменению и дата увольнения заявителя с военной службы на 21 апреля 2011 года - дату вынесения заключения военно-врачебной комиссией, что необходимо заявителю для реализации социальных интересов.
Кроме этого, Добровольская Т.М. подтвердила, что Шубин И.Я. в период с 12 августа 2009 года по настоящее время обязанности военной службы не исполнял, а решениями Казанского и 95 гарнизонных военных судов заявителю неоднократно отказано в удовлетворении требований об оспаривании приказов о его увольнении с военной службы.
Министр обороны Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, направил в суд своего представителя.
Представитель Министра обороны Российской Федерации - Петренко В.В. в своих письменных возражениях, просила рассмотреть дело без её участия, с требованиями заявителя не согласилась и просила в их удовлетворении отказать, при этом пояснив, что Министром обороны Российской Федерации издан приказ о внесении изменения в приказ об увольнении Шубина И.Я. с военной службы в части основания его увольнения, при этом сам факт увольнения не был признан незаконным. Кроме этого, Петренко В.В. указала, что, по её мнению, заявителем без уважительных причин пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд за защитой нарушенных прав связанных с оспариванием приказа командира воинской части о его увольнении с военной службы.
Прокурор в своём заключении полгал необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, поскольку факт изменения основания увольнения Шубина И.Я. не может служить поводом для изменения даты его увольнения с военной службы, так как данные основания, не смотря на их взаимосвязь, имеют различную правовую природу.
В судебном заседании были исследованы следующие доказательства.
Выпиской из приказа командира войсковой части <Номер> от 7 июля 2009 года <Номер> подтверждается увольнение Шубина И.Я. с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части <Номер> от 12 августа 2009 года <Номер> Шубин И.Я. исключён из списков личного состава воинской части.
По выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2013 года <Номер> установлено, что пункт 4 приказа командира войсковой части <Номер> от 7 июля 2009 года <Номер> изложен в новой редакции, согласно которой Шубин И.Я. уволен ^ военной службы по состоянию здоровья, а основаниями для издания приказа являлись заключение военно-врачебной комиссии от 21 апреля
2011 года.
Исследованной в судебном заседании копией рапорта Шубина И.Я. от 26 июня 2013 года подтверждается, что заявитель ходатайствовал перед Министром обороны Российской Федерации об отмене приказа <Номер> от 18 мая 2013 года и восстановлении его в списках личного состава войсковой части <Номер>.
Из заявления Шубина И.Я. от 2 июля 2013 года усматривается, что заявитель просит Министра обороны Российской Федерации изменить в приказе от 18 мая 2013 года <Номер> дату увольнения с военной службы на день вынесения заключения военно-врачебной комиссии.
Согласно сообщению начальника 4 управления Главного управления кадров от 5 мая 2013 года Шубину И.Я. разъяснено, что оснований для отмены приказов командиров войсковых частей <Номер> и <Номер> об увольнении не имеется.
Свидетельством о болезни <Номер>, выданным госпитальной военно-врачебной комиссией военного госпиталя ФГУ «<Номер> ОВК» Министерства обороны Российской Федерации от 21 апреля 2011 года, подтверждается, что на момент увольнения с военной службы (август 2009 года) признан ограниченно годным к военной службе, при этом выявленные заболевания получены в период военной службы, а заключение военно-врачебной комиссии войсковой части <Номер> от 26 марта 2009 года отменено.
В соответствии с копией кассационного определения № 747-кг третьего окружного военного суда от 15 декабря 2010 года решение 95 гарнизонного военного суда от 12 октября 2010 года, которым в удовлетворении требований Шубина И.Я. об оспаривании действий командира войсковой части <Номер>, связанных с изданием приказа <Номер> от 7 июля 2009 года о его увольнении, отказано в связи с пропуском срока на обращение в суд, оставлено без изменения.
Согласно копии определения 95 гарнизонного военного суда от 19 января
2012 года Шубину И.Я. отказано в пересмотре по вновь открывшимся
обстоятельствам решения суда от 12 октября 2010 года.
По апелляционному определению № 33-32А/2012 судебной коллегии по гражданским делам 3 окружного военного суда от 13 апреля 2012 года установлено, что определение 95 гарнизонного военного суда от 19 января 2012 года оставлено без изменения.
Из копии решения Казанского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2012 года усматривается, что в удовлетворении требований Шубина И.Я. о
признании незаконным приказа командира войсковой части <Номер> от 12 августа 2009 года <Номер> в части исключения из списков личного состава части и о восстановлении на военной службе, отказано.
Кассационным определение судебной коллегии по гражданским делам Приволжского окружного военного суда от 24 апреля 2012 года решение Казанского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2012 года оставлено без изменения.
Заслушав объяснения представителя заявителя, заключение прокурора, огласив объяснения представителя должностного лица, чьи действия оспариваются заявителем, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что командиры являются единоначальниками и отвечают за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание подчиненного личного состава. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров и начальников. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
В соответствии с пунктом 8 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, увольнение с военной службы военнослужащих, за исключением высших офицеров и полковников, производится должностными лицами в соответствии с правами, предоставленными им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 года № 1818 установлено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны Российской Федерации, также указанным приказом признаны утратившими силу приказы от 11 декабря 2004 года № 410, от 31 октября 2005 года № 454, от 1 июня 2007 года № 236 и от 29 июля 2007 года № 307, которыми полномочия по изданию приказов по личному составу были предоставлены иным должностным лицам данного министерства.
Согласно пункту 2 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение), увольнение военнослужащих с военной службы производится по одному из оснований, предусмотренных статьёй 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», как правило, с занимаемых
военнослужащими воинских должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» одним из оснований, по которому военнослужащий подлежит увольнению с военной службы является достижение им предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, судом установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2013 года <Номер> внесены изменения в пункт 4 приказа командира войсковой части <Номер> от 7 июля 2009 года <Номер> в части основания увольнения Шубина И.Я. с военной службы - заявитель уволен в запас по состоянию здоровья, с правом ношения формы одежды и знаков различия. Требования Шубина об изменении даты его увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части <Номер> оставлены без удовлетворения.
При рассмотрении заявления гражданина о нарушении его прав и свобод, суд проверяет законность оспариваемого действия или решения, и выносит судебное постановление только по предмету, указанному в заявлении, оценивая при этом как буквальный смысл рассматриваемого законоположения, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В судебном заседании установлено, что заключением военно-врачебной комиссии от 21 апреля 2011 года Шубин И.Я. признан на момент увольнения с военной службы ограниченно годным к военной службе, а также установлено, что заболевание получено им в период военной службы, в связи с чем, приказом Министра обороны Российской Федерации изменено основание его увольнения с военной службы. Вместе с тем, суд считает факт проведения военно-врачебной комиссии по истечении двух лет после увольнения военнослужащего не противоречащим закону, однако применение её выводов для принятия решения об увольнении военнослужащего полагает несостоятельным, поскольку причинно-следственной связи между динамикой прогрессирования заболевания военнослужащего, полученного им в период прохождения военной службы, и его увольнением в 2009 году, судом не установлено.
Принимая решение об изменении приказа командира войсковой части <Номер> об увольнении заявителя с военной службы, в части изменения его основания, Министр обороны Российской Федерации не вышел за пределы своей компетенции.
Между тем, суд приходит к выводу об отсутствии возможности дать правовую оценку принятому должностным лицом решению об изменении основания увольнения Шубина И.Я. с военной службы, принятому вопреки вступившим в законную силу решениям судов, поскольку это не является предметом данного спора.
Оценивая позицию представителя МО РФ в части пропуска заявителем срока на обращение его за защитой своих прав и законных интересов суд считает её надуманной, поскольку Шубин И.Я. оспаривает не приказ командира войсковой части о его увольнении с военной службы, а приказ МО РФ от 18 мая 2013 года <Номер>, обращаясь при этом в установленный законом трёхмесячный срок.
Суд полагает, что позиция Шубина И.Я. и его представителя о законности требований в части возложения на Министра обороны Российской Федерации обязанности внести изменения в приказ от 18 мая 2013 года <Номер> в части изменения даты увольнения заявителя с военной службы на 21 апреля 2011 года, представляются суду необоснованной, поскольку в период с 2009 года по настоящее время Шубин не исполняет обязанностей военной службы, а возникающие правовые последствия изменения основания его увольнения не могут разрешаться путём изменения даты его увольнения с военной службы в силу различий их правовых положений.
Кроме этого, позицию представителя заявителя об исключении Шубина И.Я. с 21 апреля 2013 года - момента принятия повторного решения военно-врачебной комиссией, суд признаёт необоснованной, построенной на логической ошибке и трактует в пользу должностного лица.
Позицию Шубина И.Я. и его представителя о том, что приведённые выше обстоятельства является основанием для изменения даты увольнения заявителя и исключения его из списков личного состава части суд считает, надуманной и полагает необходимым отказать Шубину И.Я. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 и 320-321 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части <Номер> Шубина И.Я. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с изменением даты увольнения с военной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.А. Сердитый