Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-277/2021 ~ М-99/2021 от 11.03.2021

                                                                                                             Гражданское дело № 2-277/2021

                                            24RS0050-01-2021-000168-14

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2021 года                                                                                  с. Сухобузимское

Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,

при секретаре Гасперской О.И.,

с участием представителя истца Назаровой Е.И.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Пагаева Игоря Юрьевича к администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании реестровой ошибкой сведения о координатах характерных точек,

                                                          У С Т А Н О В И Л:

Пагаев И.Ю. обратился в суд с настоящим иском, уточнив его, указывая, что 06.04.2012 он (истец) приобрел земельный участок и дом по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 31 марта 2012 года, что подтверждалось свидетельством <адрес>, свидетельством <адрес>. Земельный участок 07.05.2002 был поставлен на кадастровый учёт, согласно материалов межевания и находился в границах одного сельского поселения. 07.05.2002 был изготовлен кадастровый план земельного участка - кадастровый . Координаты земельного участка были определены. Земельный участок был поставлен на кадастровый учёт, о чем свидетельствовала выписка из ЕРГН от 21.04.2020.

    05.10.2020 согласно решению Сухобузимского районного суда (гражданское дело №2 – 432/2020), принадлежащий истцу на праве собственности названный выше земельный участок с кадастровым номером был исключён из ЕГРН.

В настоящее время, согласно плану границ земельного участка от 25 сентября 2020г. земельный участок Пагаева И.Ю. фактически располагается в границах двух муниципальных образований - муниципального образования Атамановский сельсовет Сухобузимского района и муниципального образования Кононовский сельсовет Сухобузимского района.

В ходе проведения кадастровых работ было выявлено, что ввиду кадастровой ошибки, либо иных условий, на месте, где располагается земельный участок истца, расположена граница между муниципальным образованием Атамановский сельсовет Сухобузимского района и муниципальным образованием Кононовский сельсовет Сухобузимского района.

Таким образом, при проведении кадастровых работ была неверно проведена граница между названными муниципальными образованиями, без учёта фактически расположенного его земельного участка.

18 января 2021г. истец обратился в адрес ответчика – Атамановский сельсовет с заявлением (ответчиком заявление получено 22 января 2021 г.) об исправлении кадастровой ошибки в целях приведения границ в соответствии с фактическим землепользованием, в виду необходимости постановки земельного участка на кадастровый учёт. Ответ на заявление получен не был.

В настоящее время земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности располагается в 2 сельских поселениях.

В результате кадастровых работ установлены координаты характерных точек границ земельного участка истца по их фактическому пользованию.

Истец просит признать реестровой ошибкой внесённые в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципальных образований - муниципальное образование Атамановский сельский совет Сухобузимского района и муниципального образования Кононовский сельский совет <адрес>, путём установления надлежащих координат, в части земельного участка истца.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы земельного участка с ранее присвоенным кадастровым номером , принадлежащего истцу, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1162 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов.

Номерточки Названиеточки Дирекционныеуглы Длина линии (м) Координаты
X У
н 1 н1-н2 32 25 47 11,73 674970,59 145191,00
н2 н2-н3 304 48 14 1.00 674980,49 145197,29
н3 н3-н4 32 58 22 7,53 674981,06 145196,47
н4 н4-н5 304 22 1 1,88 674987,38 145200,57
н5 н5-н6 32 45 41 10,44 674988,44 145199,02
н6 Н6-н7 122 16 32 2,70 674997,22 145204,67
н7 н7-н8 129 21 49 5,98 674995.78 145206,95
н8 н8-н9 141 34 36 3,03 674991,99 145211,57
н9 н9-н10 1464 18 17,34 674989,62 145213,45
н 10 н 10-н 11 145 34 10 14,38 674975,23 145223,13
н 1 1 н 11 - н12 146 10 32 10,65 674963,37 145231,26
н 12 н 12-н 13 246 59 21 11,61 674954,52 145237,19
н 13 н 13-н 14 248 14 23 12,87 674949,98 145226,50
н 14 н 14 - н15 319 54 44 20,8 I 674945,21 145214,55
н 15 н 15- н 16 320 59 19 8,40 674961,13 145201, 15
н16 н 16-н 17 287 46 16 0,82 674967,66 145195,86
н17 н 17- н 1 303 17 57 4,88 674967,91 145195,08

    Кроме того, истец просит взыскать судебные расходы в размере 20800 рублей с ответчика – Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (составление искового заявления – 5500 рублей, оплата государственной пошлины 300 рублей, участие представителя в трех судебных заседаниях – по 5000 рублей за каждое).

В судебном заседании представитель истца Назарова Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, судебные расходы просит взыскать с ответчика - Агентство по управлению муниципальным имуществом Красноярского края, поскольку именно агентство выступало заказчиком землеустроительных работ по установлению границ между Атамановским и Кононовским сельсоветами. Просила удовлетворить исковые требования полностью, согласно уточнённого искового заявления. Истец не оспаривает закон Красноярского края, а просит устранить реестровую ошибку, поскольку земельный участок не может находиться одновременно в двух поселениях, указанное обстоятельство препятствует внесению в ЕГРН сведений о границах земельного участка истца, что является нарушением его прав собственника.

Представитель ответчика администрации Атамановского сельсовета Сухобузимского района в судебное заседание не явился, каких-либо возражений на иск не представил.

Представитель ответчика администрации Сухобузимского района, привлечённого судом к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие своего представителя, каких-либо возражений на иск не представил.

Представитель ответчика Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края в судебное заседание не явилась, направила отзывы на иск, согласно которым границы муниципальных образований Атамановского сельсовета и Кононовского сельсовета установлены Законом Красноярского края от 18.02.2005 №13-3037 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» (далее - Закон № 13-3037) во исполнение требований пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) в соответствии с картографическими описаниями (планами) границ сельсоветов согласно части 3 статьи 85 Закона № 131-ФЗ.

Указанные (планы) границ с отображением на них границ сельсоветов были подготовлены по заказу администрации Сухобузимского района Красноярского края с использованием бумажной картографической основы масштаба 1:100 000.

В последующем во исполнение требований части 3 статьи 85 Закона № 131-ФЗ в рамках краевой целевой программы, утвержденной Закон Красноярского края от 30.06.2003 № 7-1195 (ред. от 07.12.2007) «О краевой целевой программе «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Красноярском крае на 2003 - 2007 годы» (районы, в том числе Сухобузимский район), были проведены землеустроительные работы, в результате которых с учетом картографического описания (планов) границ сельсоветов масштаба 1:100 000 были подготовлены (планы) границ с отображением на них границ сельсоветов с использованием бумажной картографической основы масштаба 1:25 000. На основе данных планов было составлено текстовое описание границ сельсоветов, также были определены координаты поворотных точек границ сельсоветов в местных системах координат. Вычисление координат поворотных точек границ сельсоветов осуществлялось картометрическим методом. Агентство было заказчиком указанных землеустроительных работ.

По результатам проведенных землеустроительных работ Законом Красноярского края от 18.02.2010 № 10-4408 «О внесении изменений в Закон края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» (далее - Закон № 10-4408) в Закон № 13-3037 были внесены соответствующие изменения.

Также в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» подготовленная землеустроительная документация была передана в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, находящегося в ведении управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - управление Росреестра по Красноярскому краю).

Во исполнение требований федерального законодательства по поручению Управления Росреестра по Красноярскому краю в 2012 году органом кадастрового учета (федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии») сведения о границах муниципальных образований (координаты), установленных Законом № 13-3037 (в редакции Закона № 10-4408), были внесены в ЕГРН.

При внесении в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований и наложении их на электронную картографическую основу, а также с учетом сведений о границах земельных участков, учтенных в ЕГРН, органом кадастрового учета была выявлена необходимость в уточнении границ муниципальных образований, установленных Законом № 13-3037 (в редакции Закона № 10-4408).

В рамках мероприятия «Проведение землеустроительных работ по изменению (уточнению) описания местоположения границ муниципальных образований, внесение сведений о границах муниципальных образований по итогам проведения землеустроительных работ в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН)» подпрограммы «Развитие земельных отношений муниципальных образований» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п, проведены землеустроительные работы по изменению (уточнению) границ муниципальных образований, заказчиком которых являлось агентство.

По результатам проведенных землеустроительных работ исполнителем работ в рамках исполнения государственного контракта подготовлена землеустроительная документация, согласно которой в границы Атамановского сельсовета полностью включена территория <адрес>, в том числе кадастровый квартал 24:35:460118, в котором расположен земельный участок истца.

Агентством подготовлен проект закона Красноярского края «О внесении изменений в Закон края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» (далее - проект закона края).

Приложения 1,2,3 проекта закона края аналогичны подготовленной землеустроительной документации, граница между Атамановским сельсоветом и Кононовским сельсоветом проходит по середине реки Енисей.

После принятия данного проекта закона края агентством будет обеспечено внесение в ЕГРН сведений об измененном (уточненном) местоположении границ муниципальных образований.

Так как одно из исковых требований - это признание реестровой ошибкой внесенных в ЕГРН сведений о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципальных образований Атамановского сельсовета и Кононовского сельсовета, которые установлены Законом № 13-3037, то фактически речь идет о признании данного нормативного правового акта не действующим в части. Поскольку Закон № 13-3037 принят Законодательным Собранием Красноярского края, то, агентство полагает, что судебный акт по данному делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон. Просит привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Законодательное Собрание Красноярского края (адрес:660009, г. Красноярск, пр. Мира, д. 110).

Исходя из системного толкования правовых норм, следует, что исковые требования должны содержать описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, в том числе должны быть указаны общая точка или точки границ земельного участка и границ муниципального образования, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования. Исковые требования Пагаева И.Ю. не содержат данной информации, в связи с чем невозможно определить, какие именно сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципальных образований Атамановского сельсовета и Кононовского сельсовета, содержащиеся в ЕГРН, являются реестровой ошибкой.

        Поскольку сведения о границах муниципальных образований (координаты) Атамановского сельсовета и Кононовского сельсовета были внесены в ЕГРН на основании сведений, установленных Законом Красноярского края от 18.02.2005 № 13-3037 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» (далее - Закон № 13-3037), то внесение в ЕГРН измененных сведений возможно только после внесения соответствующих изменений в Закон № 13-3037. После принятия на очередной сессии Законодательного Собрания Красноярского края данного проекта закона края агентством будет обеспечено внесение в ЕГРН сведений об измененном (уточненном) местоположении границ муниципальных образований. В связи с чем просила отложить судебное разбирательство по делу на максимально возможный срок.

Представитель третьего лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, каких-либо возражений (отзыва) по иску в суд не направила, несмотря на предложения суда предоставить письменный отзыв по делу.

Представитель третьего лица – администрации Кононовского сельсовета Сухобузимского района в судебное заседание не явился, каких-либо возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица на стороне ответчиков Законодательного Собрания Красноярского края Зверева А.И. в судебном заседании поддержала письменные возражения, в дальнейшем просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменных возражений Пагаев И.Ю. обратился в суд кадминистрации Атамановского сельсовета с требованием о признании реестровой ошибкой внесенные в ЕГРН сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципального образования Атамановский сельсовет и муниципального образования Кононовский сельсовет Сухобузимского района Красноярского края, путем установления надлежащих координат, а также о внесении в ЕГРН сведений о координатах характерных точек, обозначающих границы земельного участка истца. Законодательное Собрание Красноярского края привлечено в качестве третьего лица по ходатайству агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края. Законодательное Собрание полагает, что заявленные истцом требования не являются оспариванием нормативного правового акта с точки зрения процессуального и материального права. Закон края № 13-3037 не противоречит федеральному законодательству, не регулирует отношения, связанные с определением границ земельных участков граждан, не затрагивает и не нарушает права истца. Истец не заявляет требований о признании недействующим Закона края № 13- 3037. В отзыве на исковое заявление, представленном агентством, не содержится указания на федеральный закон, которому противоречит Закон края № 13-3037. Перечисленные в исковом заявлении положения федерального законодательства не устанавливают требования к содержанию законов субъектов РФ об установлении границ муниципальных образований.

Таким образом, с процессуальной точки зрения нельзя признать оспариванием Закона края № 13-3037 требования о признании реестровой ошибкой внесенных в ЕГРН сведений о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципальных образований.

Принимая Закон края №13-3037, Законодательное Собрание края действовало в соответствии со своей компетенцией, а также требованиями к содержанию законов субъектов РФ об установлении границ муниципальных образований, определенными Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ).

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 данного Федерального закона.

В переходных положениях Федерального закона № 131 -ФЗ, в пункте 1 части 1 статьи 85, органам государственной власти субъектов РФ было предписано до 1 марта 2005 года установить в соответствии с требованиями данного Федерального закона границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. Руководствуясь указанными положениями федерального законодательства, Законодательное Собрание приняло в установленном порядке Закон края от 18 февраля 2005 года №13-3037 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований». Закон опубликован в первоначальной редакции в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края № 9 от 4 марта 2005 года и в № 16 (59) от 17 апреля 2005 года (приложения 1-10).

Пункты 6.1, 12 и 16 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают необходимость указания в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих и изменяющих границы поселений, перечня населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, обязательность вхождения территории населенного пункта полностью в состав территории поселения, а территории поселения - в состав территории муниципального района.

В соответствии с указанными требованиями в Законе края № 13-3037 наделены статусом сельских поселений муниципальные образования, входящие в состав Сухобузимского района, установлены их границы, перечислены населенные пункты, входящие в состав территории этих поселений. В приложениях к Закону края № 13-3037 содержится словесное описание границ муниципальных образований, выражающееся в описании следования линии границы по узловым точкам. Для узловых точек установлены геодезические данные (приложения 11 - 20). В приложениях 1-10 приведены планы границ отдельно для каждого муниципального образования, входящего в состав Сухобузимского района.

Таким образом, требования, предъявляемые Федеральным законом № 131-ФЗ к законам субъектов РФ об установлении и изменении границ муниципальных образований, в Законе края № 13-3037 учтены.

Согласно части 3 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 данной статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания. При этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2015 года.

То есть, законы края, устанавливающие границы муниципальных образований, принимаются на основании представленной субъектом права законодательной инициативы документации (сначала картографические карты, затем план границ), содержание которой Законодательным Собранием не проверяется. Презюмируется, что при проведении землеустроительных работ граница муниципального образования определяется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» и принимаемыми в соответствии с ним нормативным правовым актам. Более того, согласно статье 6 указанного Федерального закона землеустроительная документация должна проходить государственную экспертизу, в рамках которой и проверяется соответствие этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.

Требования, предъявляемые федеральным законодательством, к содержанию землеустроительной документации, не применяются к законам края об установлении границ муниципальных образований края.

Таким образом, утверждение агентства о том, что «признание реестровой ошибкой координат характерных точек границ муниципальных образований фактически является признанием недействующим Закона края № 13-3037» ошибочно. По существу, признание реестровой ошибкой внесенных в ЕГРН сведений о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципальных образований, и оспаривание Закона края № 13-3037 это разные правоотношения, соответственно земельные и административные.

Истец не приводит доказательств того, что в документах кадастрового учета, устанавливающих границу муниципального образования, содержится ошибка. Истцом не указываются точки пересечения границы муниципального образования и его земельного участка. Более того, заявлено требование о признании ошибкой всех координат характерных точек, обозначающих границы Атамановского и Кононовского сельсовета. То есть, по сути, истец говорит о том, что границы двух муниципальных образований, а не их части, определены ошибочно.

Законодательное Собрание просит отказать истцу в части удовлетворения требований о признании реестровой ошибкой внесенных в ЕГРН сведений о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципальных образований Атамановский сельсовет и Кононовский сельсовет, путем установления надлежащих координат.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, самовольного занятия земельного участка.

    В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

    Согласно п. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Как установлено п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п.10 ст.22 ФЗ «О государственном регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

    Согласно п.п.1,2 ст.43 названного Федерального закона государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

    Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

    Согласно ст.39 ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 1).

Согласно ч.2 ст.47 ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Согласно ст.22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрен порядок исправления технической и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.

Технической ошибкой признается - описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

Реестровой ошибкой признается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в органы регистрации права иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащие необходимые для исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с п.п.3,4 ст.61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Как разъяснено в п. 45 11остановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу ст. 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

Установлено, что истцу Пагаеву И.Ю. на праве собственности принадлежит земельный участок с ранее присвоенным кадастровым номером , ранее учтенной площадью 1154 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается догвором купли-продажи, свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 06.04.2020, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21.04.2020 №99/2020/325779280.

Указанный земельный участок с находящимся на нем жилым домом был приобретён истцом по договору купли-продажи у ФИО8 от 31.03.2012, которой указанное имущество было получено в собственность в порядке наследования после смерти мужа ФИО9

Земельный участок по <адрес> в <адрес> был предоставлен ФИО9 в собственность безвозмездно на основании решения Малого Совета Атамановского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ

Названый земельный участок 07.05.2002 был поставлен на кадастровый учет, согласно материалов межевания и находился в границах одного сельского поселения – <адрес>, что следует из кадастрового паспорта земельного участка.

Решением Сухобузимского районного суда от 05.10.2020, вступившим в законную силу 06.11.2020 по гражданскому делу № по иску ФИО10 к Пагаеву И.Ю. постановлено исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Пагаеву И.Ю., поскольку в ходе выполнения межевых работ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , принадлежащего ФИО10 были выявлены пересечения границ земельного участка ФИО10 с границами земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего ответчику Пагаеву И.Ю. Хотя фактически эти земельные участки находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Согласно плану границ земельного участка, с кадастровым номером от 25 сентября 2020г., составленным инженером по землеустройству ООО «Кадастровый центр» ФИО11, земельный участок истца Пагаева И.Ю. фактически располагается в границах двух муниципальных образований - муниципального образования Атамановский сельский совет <адрес> и муниципального образования Кононовский сельский совет Сухобузимского района. Фактическая площадь земельного участка составила 1162 кв.м. Кроме того, установлены фактические координаты точек (углов поворотов) и длины линий границ указанного земельного участка, названные выше в таблице.

В ходе проведения кадастровых работ было выявлено, что ввиду кадастровой ошибки, либо иных условий, на месте, где располагается земельный участок истца, расположена граница между муниципальным образованием Атамановский сельский совет Сухобузимского района и муниципальным образованием Кононовский сельский совет Сухобузимского района.

Таким образом, в настоящее время земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, фактически располагается в 2 сельских поселениях, чего быть не должно.

Ответчик Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края указывает, что именно оно выступало заказчиком землеустроительных работ по изменению (уточнению) границ муниципальных образований и в настоящее время по результатам проведенных землеустроительных работ исполнителем работ в рамках исполнения государственного контракта подготовлена землеустроительная документация, согласно которой в границы Атамановского сельсовета полностью включена территория <адрес>, в том числе кадастровый квартал , в котором расположен земельный участок истца, а граница между муниципальными образованиями Атамановский сельсовет и Кононовский сельсовет проходит по середине реки Енисей.

То есть фактически ответчик признает, что в ходе землеустроительных работ при определении границ между Атамановским и Кононовским сельсоветом допущена ошибка, так как граница между муниципальными образованиями пересекает земельный участок истца, расположенного в сельском поселении <адрес> Атамановского сельсовета.

Согласно представленным Управлением Росреестра документам на CD-R диске в отношении земельного участка с кадастровым номером земельный участок равнозначен кадастровому номеру ) исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, наряду с правоустанавливающими документами на земельный участок содержатся документы по описанию водоохранной зоны реки Енисей от <адрес> до <адрес>, а также по описанию прибрежной зоны реки Енисей от <адрес> до <адрес>, т.е. до устья реки <данные изъяты>.

Кроме того, в ответе на запрос суда филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» от 12.04.2021 имеется информация о том, что сведения о границах муниципальных образований Атамановский сельский совет и Кононовский сельский совет Сухобузимского района внесены в Единый государственный реестр недвижимости 04.10.2010 на основании Закона Красноярского края о внесении изменений в закон края «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Сухобузимский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» от 18.02.2010 №10-4408.

Таким образом, земельный участок истца с установленными границами был поставлен на кадастровый учет ранее внесения в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований Атамановский и Кононовский сельсоветы Сухобузимского района.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению. Суд полагает необходимым признать реестровой ошибкой внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципальных образований – Атамановский сельсовет Сухобузимского района и Кононовский сельсовет Сухобузимского района, в пределах границ земельного участка истца Пагаева И.Ю. При этом судом принимаются доводы представителя третьего лица Законодательного Собрания Красноярского края о том, что при рассмотрении настоящего дела речь не идет о признании нормативного правового акта Закона Красноярского края № 13-3037 недействующим.

Требования о внесении в ЕГРН сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы земельного участка истца, установленных по фактическому расположению земельного участка, также подлежат удовлетворению, поскольку отсутствие возможности внести такие сведения ограничивают права истца в полной мере владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

           В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

            Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В подтверждение заявленных требований о взыскании судебных расходов истец предоставил: договор на предоставление интересов заказчика в суде от 04.03.2021 с Назаровой Е.И.. согласно которому исполнитель Назарова Е.И. принимает на себя обязательства оформить и направить исковое заявление в суд, участвовать в судебных заседаниях по делу, а заказчик Пагаев И.Ю. обязуется оплатить услуги исполнителя: оформление искового заявления – 5500 рублей, участие в судебных заседаниях – 5000 рублей за одно судебное заседание; оформление заявления о взыскании затрат на представителя – 1000 рублей. Также предоставлены чеки об оплате услуг представителя в сумме 20500 рублей. Кроме того, истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается подлинным банковским чек-ордером.

С учетом объема оказанных истцу юридических услуг, сложности дела, а также иных обстоятельств, заслуживающих внимания суда, суд полагает возможным взыскать судебные расходы по оказанию юридических услуг и услуг представителей в размере 20500 рублей, что будет отвечать требованиям разумности, а также 300 рублей –расходы по оплате государственной пошлины, а всего 20800 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                      Р Е Ш И Л:

Признать реестровой ошибкой внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы муниципальных образований – Атамановский сельсовет Сухобузимского района и Кононовский сельсовет Сухобузимского района, в пределах границ земельного участка Пагаева Игоря Юрьевича, расположенного по адресу: <адрес> с указанными ниже координатами характерных точек, путем установления надлежащих координат.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о координатах характерных точек, обозначающих границы земельного участка с ранее присвоенным кадастровым номером , принадлежащего Пагаеву Игорю Юрьевичу, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1162 кв.м., с назначением – земли населенных пунктов:

Номер Координаты
точки X Y
н1 674 970,59 145 191,00
н2 674 980,49 145 197,29
н3 674 981,06 145 196,47
н4 674 987,38 145 200,57
н5 674 988,44 145 199,02
н6н7н8н9н10н11н12н13н14н15н16н17 674 997,22674 995,78674 991,99674 989,62674 975,23674 963,37674 954,52674 949,98674 945,21674 961,13674 967,66674 967,91 145 204,67145 206,95145 211,57145 213,45145 223,13145 231,26145 237,19145 226,50145 214,55145 201,15145 195,86145 195,08

Взыскать в пользу Пагаева Игоря Юрьевича с Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края судебные расходы в сумме 20800 (двадцать тысяч восемьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд.

    Судья

Копия верна:

судья Сухобузимского

районного суда                                                                                          С.А. Кузнецова

2-277/2021 ~ М-99/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пагаев Игорь Юрьевич
Ответчики
администрация Атамановского сельсовета
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края
Другие
Росреестр
Жалейко Екатерине Ивановне
Законодательного собрания Красноярского края Зверевой Анне Игоревне
Суд
Сухобузимский районный суд Красноярского края
Судья
Кузнецова Светлана Александровна
Дело на странице суда
suhbuz--krk.sudrf.ru
11.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2021Передача материалов судье
15.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.04.2021Предварительное судебное заседание
12.05.2021Предварительное судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
20.07.2021Судебное заседание
30.08.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее