Дело 2а-43/2021
УИД 28RS0011-01-2021-000075-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Новокиевский Увал 10 марта 2021 года
Мазановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матвеенковой Л.В.
при секретаре Федотове С.А.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Мазановского района Амурской области Новосельской И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мазановского района о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мазановского района Амурской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в ходе проведения проверки прокуратурой Мазановского района установлено, что в сети «Интернет» выявлен сайт https://ruspropiska.ru/, на котором размещена информация о возможности за денежное вознаграждение оформить регистрацию по месту жительства либо месту пребывания в Московской области. Таким образом, указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению указанным способом, вместе с тем, данная информация находится в свободном доступе. Сведения о данном сайте отсутствуют в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Прокуратурой Мазановского района собственник и правообладатель данного сайта не установлен. На основании изложенного административный истец просил суд признать информацию, размещенную в сети "Интернет" на интернет-сайте https://ruspropiska.ru/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (ул. Ленина, 113, г. Благовещенск, 675004), для включения названного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
От представителя заинтересованных лиц - Федеральной службы по надзору в сфере технологий и массовых коммуникаций и Управления Федеральной службы по надзору в сфере технологий и массовых коммуникаций по Амурской области Яшиной Г.И. поступил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в ходе мониторинга установлено, что указатель сайта https://ruspropiska.ru/ в Едином реестре отсутствует, с указанной интернет страницы идет переадресация на интернет страницу https://rus-propiska.ru/, на которую осуществляется доступ неопределенного круга лиц, при входе на которую появляется информация об указании услуг по оформлении прописки (постоянной регистрации) в Московской области за денежное вознаграждение.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие представителей заинтересованных лиц - Федеральной службы по надзору в сфере технологий и массовых коммуникаций, Управления Федеральной службы по надзору в сфере технологий и массовых коммуникаций по Амурской области.
Материалами дела подтверждается, что установить собственника или правообладателя указанного в административном исковом заявлении интернет-сайта не представляется возможным, сайт зарегистрирован за пределами РФ, в связи с чем дело рассмотрено без лиц, действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Мазановского района Новосельская И.А. на доводах административного искового заявления настаивала, просила требования административного искового заявления удовлетворить.
Изучив доводы административного искового заявления, отзыва на него, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
Обращаясь с указанным административным исковым заявлением, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации, в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений, в связи с чем суд полагает, что заявление подано в рамках предоставленных прокурору Мазановского района полномочий.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим иную распространяемую посредством сети «Интернет» информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 3 ст. 1 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее Федерального закона № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Механизм ведения единого реестра закреплен Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101 (далее - Правила).
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228, к компетенции Роскомнадзора отнесены полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра.
В силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр. Пунктом 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 Положения об Управлении Роскомнадзора по Амурской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 25.0.2016 года № 65, Управление Роскомнадзора по Амурской области является территориальным органом Роскомнадзора.
В соответствии с ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, п. 9 Правил № 1101 на Управлении, как территориальном подразделении Роскомнадзора, лежит обязанность по внесению в единый реестр записи на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации запрещенной.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Мазановского района Амурской области осуществлен мониторинг информации в сети Интернет, запрещенной к распространению.
В ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт с URL-адресом: https://ruspropiska.ru/, на страницах которого размещена информация - сведения об услуге - фиктивной постановке граждан на регистрационный учет, стоимости такой регистрации. Доступ к указанной странице осуществляется свободно.
Сайт по адресу https://ruspropiska.ru/ не включен в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или па ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее Федеральный Закон № 109-ФЗ) миграционный учет осуществляется в целях: систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации, о перемещениях иностранных граждан; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконным миграционным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 109-ФЗ постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу п. 9 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Из п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Изложенная норма принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.
Согласно статьям 5, 7 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации - является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 33 Уголовного кодекса Российской Федерации пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями. Согласно ст. 34 УК РФ соучастник преступления подлежит уголовному преследованию.
Фиктивная регистрация препятствует осуществлению противодействия террористической деятельности, поскольку получение фиктивной прописки может способствовать совершению преступлений и правонарушений террористического характера. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом устанавливает Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
При рассмотрении дела установлено, что доступ к Интернет-сайту https://ruspropiska.ru/ свободный и на дату вынесения решения.
Таким образом, информация, распространяемая на Интернет-сайте https://ruspropiska.ru/, противоречит требованиям федерального законодательства, в том числе миграционного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости фиктивной регистрации, не содержит указания на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, способствует их совершению.
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона о защите информации).
Частью 8 ст. 15.1 указанного Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на Интернет-сайте адресу: https://ruspropiska.ru/, вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
Административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 188 КАС РФ суд по просьбе административного истца может обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Мазановского района Амурской области Оссы В.Г. о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте https://ruspropiska.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте https://ruspropiska.ru/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области (ул. Ленина, д. 113, г. Благовещенск, 675004), для включения названного сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.В. Матвеенкова
Мотивированное решение изготовлено 10.03.2021 года.