УИД: 68RS0003-01-2021-003981-54
Дело № 12-11/2022
РЕШЕНИЕ
25 января 2022 года г. Тамбов
Судья Советского районного суда г. Тамбова Морозов А.В.
рассмотрев жалобу Комарова на постановление № 04-277/2021 от 19 ноября 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 9 стать 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 19 ноября 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания должностное лицо - директор ООО «СТИНЭК» Комарова была привлечена к административной ответственности предусмотренной частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ и на неё было наложено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Комарова обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить, производство по делу прекратить, в связи с тем, что деятельность ООО «СТИНЭК» не связана со сбором, накоплением, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов, а потому в действиях должностного лица ООО «СТИНЭК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
Комарова Вв судебное заседание не явилась, о месте и времени его рассмотрения извещена надлежаще, причина неявки не известна.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Жданкин Д.С. в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Выслушав должностное лицо, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и оспариваемого постановления, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора в соответствии с решением о проведении выездной проверки (внеплановой) от 03.08.2021 г. № 760/п/Т, в период с 11.08.2021 по 24.08.2021 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «СТИНЭК» с выездом на объект: «Рекультивация полигона твердых коммунальных отходов города Мичуринск Тамбовской области» по адресу: Тамбовская область, в административных границах города Мичуринска Тамбовской области, вблизи железнодорожной станции Турмасово, кадастровым номер участка - 68:26:0000177:287.
Объект площадью 73 699 м2 расположен на участке с кадастровым номером - 68:26:0000177:287, категория земель: Земли населённых пунктов для размещения полигона твердых бытовых отходов.
21 августа 2020 года управлением городского хозяйства города Мичуринска заключен муниципальный контракт № 16 на выполнение работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов со вторым участником закупки - ООО «СТИНЭК». Государственный контракт, приложение ккоторому является Проект, Государственная экологическая экспертиза.
В проекте полигона ТБО, города Мичуринск Тамбовской области, перечень мероприятий по охране окружающей среды №-10-19-2016/1-ООС, в разделе 2.8 «Расчёт и обоснования нормативного количества образования отходов» приведены расчеты, количественные и качественные характеристики отходов, образующихся в период рекультивации полигона. Указаны места хранения и накопления, а также способы обращения с отходами.
В процессе рекультивации полигона, проводимой ООО «СТИНЭК» в соответствий с проектом образуется 6 наименований отходов производства и потребления указанные в таблице 4 «Перечень отходов, образующихся на объекте, в период рекультивации»: 73310001724 (IV класс опасности) мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); 73210001304 (IV класс опасности) отходы очисткинакопительных баков мобильных туалетных кабин; 72239911394 (IV класс опасности) отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод; 91910001205 (V класс опасности) остатки и огарки стальных сварочных электродов; 40529001295 (V класс опасности) отходы бумаги вощеной; 89000001724 (IV класс опасности) отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ.
В ходе проверки было установлено, что ООО «СТИНЭК» не осуществлено отнесение отходов, образующихся в процессе деятельности, к соответствующему классу опасности, также не составлены паспорта на выше указанные отходы IV класса опасности, что является нарушением требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 декабря 2014 г. № 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности», Постановления Правительства РФ от 16 августа 2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» и пунктов 1 и 3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Местом совершения административного правонарушения считается местонахождение юридического лица Датой и временем совершения правонарушения считается 28.12.2020 года (дата подписания акта выполненных работ).
Факт совершения должностным лицом - директором ООО «СТИНЭК» Комарова вменяемого административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 26 августа 2021 года, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, при этом, права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в присутствии представителя Комарова по доверенности 4, который был с ним ознакомлен, собственноручно подписал его, копия вручена, все существенные данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол содержит, проектом ТБО, г.Мичуринск Тамбовской области, перечень мероприятий по охране окружающей среды 10-19-2016/1-ООС, в таблице 4 которого указано о наличии на полигоне отходов IV и V классов опасности, муниципальным контрактом на выполнение работ по рекультивации полигона твердых бытовых отходов г.Мичуринска Тамбовской области от 21.08.2020, заключенного между Управлением городского хозяйства администрации г.Мичуринска и ООО «СТИНЭК», предметом которого является выполнение работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов (п.1.1.) и актом приемки выполненных работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов г.Мичуринска Тамбовской области от 28.12.2020, а также актом внеплановой выездной проверки от 24.08.2021 № 760/в/Т и другими материалами дела.
Таким образом должностное лицо - директор ООО «СТИНЭК» Комарова , имея возможность для соблюдения требований в области охраны окружающей среды при выполнение Обществом работ по рекультивации полигона твердых коммунальных отходов г.Мичуринска Тамбовской области, осознавая необходимость соблюдения отдельных требований законодательства об охране окружающей среды, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от неё меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ как должностное лицо.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела и вышеперечисленных норм права, судья приходит к выводу о том, что действия должностного лица - директора ООО «СТИНЭК» Комарова , выразившиеся в не отнесении отходов, образующихся в процессе деятельности, к соответствующему классу опасности, также не составлении паспорта на выше указанные отходы IV и V классов опасности, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ.
При этом судья не может принять во внимание возражения Комарова о том, что она, как должностное лицо ООО «СТИНЭК» не является субъектом правоотношений, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, поскольку Общество не осуществляет деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Как было указано выше ООО «СТИНЭК», в рамках исполнения муниципального контракта № 16 от 21.08.2020 осуществляло рекультивацию полигона ТБО г.Мичуринск Тамбовской области, при этом подрядчик взял на себя обязательства выполнить работы в соответствии с проектной документацией «Рекультивация полигона твердых коммунальных отходов г.Мичуринск Тамбовской области». В разделе 2.8 Проекта указаны расчеты, количественные и качественные характеристики отходов, образующихся в период рекультивации полигона, места хранения и накопления, а также способы обращения с отходами.
То есть при выполнении работ в рамках исполнения муниципального контракта ООО «СТИНЭК» при рекультивация полигона твердых коммунальных отходов г.Мичуринск Тамбовской области образовывались отходы IV и V классов опасности, в связи с чем юридическое лицо обязано было осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности и составить паспорта на выше указанные отходы.
На основании вышеизложенного судья приходит к выводу, что государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора правомерно привлек должностное лицо - директора ООО «СТИНЭК» Комарова к административной ответственности предусмотренной частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ. Данный вывод основан на совокупности доказательств, исследованных при рассмотрении дела, он мотивирован.
Наказание Комарова назначено в пределах санкции части 9 статьи 8.2 КоАП РФ, как должностному лицу. Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора не допущено.
Ранее, решением судьи Советского районного суда г.Тамбова от 11.10.2021 постановление № 04-215/2021 от 31 августа 2021 года государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания в отношении должностного лица - директора ООО «СТИНЭК» Комарова по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 9 стать 8.2 КоАП РФ было отменено и дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях в связи с тем, что в протоколе об административном правонарушении от 26.08.2021 государственного инспектора Росприроднадзора, не указано время и место совершения административного правонарушения Комарова
Однако в силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении была утрачена, поскольку возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
Это следует из приведенных выше положений КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, согласно которой возвращение протокола возможно только при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению и не допускается при разрешении его по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного Кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу, должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела, в то время как данное дело было рассмотрено по существу и прошло стадию обжалования.
Таким образом должностное лицо Роспотребнадзора не имело возможности внести в протокол об административном правонарушении изменения в части указания сведений о месте и времени совершения правонарушения, данные обстоятельства были установлены им в ходе рассмотрения и вынесения оспариваемого постановления, на основании собранных по делу доказательств.
С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены постановление № 04-277/2021 от 19 ноября 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ООО «СТИНЭК» Комарова не имеется, поскольку при рассмотрении жалобы не установлено нарушения порядка привлечения к административной ответственности и назначения наказания, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьей 8.2 КоАП РФ, также нашел своё подтверждение в ходе разбирательства дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление от 19 ноября 2021 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о привлечении должностного лица - директора ООО «СТИНЭК» Комарова к административной ответственности предусмотренной частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение 10 суток.
Судья А.В. Морозов