Дело № 2а-4350/2023
(УИД 73RS0004-01-2023-006407-02)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 21 декабря 2023 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Павлова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Идиятуллиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воронина Дмитрия Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Головко Георгию Геннадьевичу, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
У С Т А Н О В И Л:
Воронин Д.Н. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее по тексту – ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области), начальнику ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Головко Г.Г. о признании действий незаконными, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Требования мотивированы тем, что Воронин Д.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.
С 31.05.2023 по 13.09.2023 Воронин Д.Н. по решению начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области содержался в штрафном изоляторе.
Согласно Уголовно-исполнительному кодексу РФ содержание в штрафном изоляторе не может превышать 15 суток.
С целью избежать прямого нарушения закона Головко Г.Г. создал фиктивную видимость его (Воронина Д.Н.) освобождения из ШИЗО. Однако в действительности Воронин Д.Н. не освобождался из ШИЗО по окончании срока наложенного взыскания, поскольку на Воронина Д.Н. накладывалось новое взыскание.
Содержание Воронина Д.Н. в ШИЗО в течение 105 суток повлекло нарушение его прав и условий содержания, поскольку он не мог получать посылки и бандероли, иметь свидания с родственниками, покупать в магазине учреждения товары первой необходимости, работать с целью погашения имеющейся у него задолженности и т.д.
При этом водворение Воронина Д.Н. в ШИЗО происходило без проведения медицинского осмотра, что создает прямую угрозу его жизни и здоровью.
Административный истец просил признать незаконными действия начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Головко Г.Г., выразившиеся в водворении в штрафной изолятор сроком на 105 суток, в том числе без проведения медицинского осмотра, взыскать с ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее по тексту - УФСИН России по Ульяновской области), Федеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту – ФСИН России).
Административный истец Воронин Д.Н. участие которого в судебном заседании обеспечено посредством системы видеоконференц-связи с ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного истца Ассорина М.Н. в судебном заседании поддержала доводы административного иска в полном объеме, просила его удовлетворить. Пояснила, что период между освобождением Воронина Д.Н. из ШИЗО и повторным водворением в ШИЗО не дает воспользоваться ему предусмотренными правами. Нахождение в ШИЗО оказало негативное влияние на состояние здоровья Воронина Д.Н., которое его беспокоило и до водворения в ШИЗО. Медицинский осмотр в отношении Воронина Д.Н. до его водворения в ШИЗО не был проведен.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Жасинас Н.В. в судебном заседании не согласилась с административным иском, просила отказать в его удовлетворении. Указала, что все дисциплинарные взыскания к Воронину Д.Н. были применены правомерно. Перед водворением Воронина Д.Н. в ШИЗО ему было проведено медицинское освидетельствование.
Представители административных ответчиков УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав пояснения административного истца Воронина Д.Н., его представителя Ассориной М.Н., представителя административного ответчика ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области Жасинас Н.В., исследовав письменные материалы дела, суд не находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии со ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Под охраной здоровья граждан Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" понимает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (статья 2).
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержден Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 (далее - Порядок).
Из пункта 2 Порядка следует, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В соответствии с пунктом 30 указанного Порядка осужденные при поступлении в учреждения УИС осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
В силу пунктов "а", "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в том числе, меры взыскания в виде выговора, водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
В соответствии со статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В силу части 2 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Согласно статье 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, правом применения перечисленных в статье 115 Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Воронин Д.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Воронин Д.Н. сослался на то, что он незаконно непрерывно содержался в штрафном изоляторе в период с 31.05.2023 по 13.09.2023, а само водворение Воронина Д.Н. в штрафной изолятор происходило без проведения медицинского осмотра.
Судом установлено, что Воронин Д.Н. допустил нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые к нему были применены меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор. Так 31.05.2023 в 14 час. 35 мин. Воронин Д.Н. допустил нарушение гл. 2 п. 10.13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту – ПВР ИУ), был задержан у поста дежурного по сектору № 2 ФКУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области с нарушением формы одежды: без нагрудного отличительного знака установленного образца. Постановлением от 01.06.2023 Воронин Д.Н. был подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО сроком на 14 суток (л.д. 100).
Так 14.06.2023 в 09 час. 15 мин. Воронин Д.Н. допустил нарушение гл. 34 п. 567 ПВР ИУ, отбывая дисциплинарное взыскание в камере № 1 ПКТ по режиму ШИЗО, при проведении технического осмотра не представился и не назвал свои установочные данные по требованию сотрудника учреждения. Постановлением от 15.06.2023 Воронин Д.Н. был подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО сроком на 5 суток (л.д. 110).
Кроме вышеуказанных взысканий к Воронину Д.Н. также были применены взыскания 20.06.2023 в виде водворения в ШИЗО на срок 15 суток, 05.07.2023 в виде водворения в ШИЗО на срок 15 суток (л.д. 37), 20.07.2023 в виде водворения в ШИЗО на срок 15 суток (л.д. 45), 04.08.2023 в виде водворения в ШИЗО на срок 12 суток (л.д. 55), 16.08.2023 в виде водворения в ШИЗО на срок 15 суток (л.д. 61), 31.08.2023 в виде водворения в ШИЗО на срок 13 суток (л.д. 66).
Вопреки доводам Воронина Д.Н. он не находился непрерывно в ШИЗО в период с 31.05.2023 по 13.09.2023. В этот период к Воронину Д.Н. было применено 8 дисциплинарных взысканий в виде водворения в штрафной изолятор. При этом после отбытия очередного взыскания Воронин Д.Н. освобождался из штрафного изолятора и только после этого в отношении него применялось новое взыскание.
При этом перед каждым водворением в штрафной изолятор Воронин Д.Н. осматривался медицинскими работниками, которые давали заключение о возможности Воронину Д.Н. по состоянию здоровья содержаться в ШИЗО. У суда не имеется оснований полагать, что Воронин Д.Н. по медицинским показаниям не мог быть водворен в ШИЗО в период с 31.05.2023 по 13.09.2023.
Суд также учитывает, что наложенные на Воронина Д.Н. в период с 31.05.2023 по 13.09.2023 взыскания в виде водворения в ШИЗО не отменены, не признаны незаконными.
Так из ответа Ульяновской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области от 11.10.2023 следует, что проведенной проверкой не установлено оснований для отмены вынесенных в 2023 году в отношении Воронина Д.Н. постановлений о водворении в штрафной изолятор (л.д. 83).
Оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы Воронина Д.Н. о незаконности его водворения в ШИЗО в период с 31.05.2023 по 13.09.2023.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении административного иска о признании действий незаконными, выразившихся в водворении в штрафной изолятор сроком на 105 суток, в том числе без проведения медицинского осмотра, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного иска Воронина Дмитрия Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области», начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» Головко Георгию Геннадьевичу, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, выразившихся в водворении в штрафной изолятор сроком на 105 суток, в том числе без проведения медицинского осмотра, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 1 000 000 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.Е. Павлов
Решение изготовлено в окончательной форме 27.12.2023