50RS0№-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
02 июня 2021 года <адрес>
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи: Потемкиной И.И.,
при помощнике судьи Цыгановой С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Микаевой Г. Ф. к Министерству социального развития <адрес> об обязании предоставить меру социальной поддержки,
установил:
Истец Микаева Г.Ф. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству социального развития <адрес> с требованием об обязании предоставить меру социальной поддержки, предусмотренной ст. 17 Федеральный закон от <дата> № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде компенсации 50% расходов на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование иска указано, что истица, ее муж Микаев В.И., сын Микаев Радмир, и сын Микаев Денис зарегистрированы по адресу войсковой части: <адрес>/ч 5128, так как военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания. Не имея в собственности жилого помещения мужу истицы Микаеву Р.В. было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с заключением договора найма служебного жилого помещения от <дата> № между ним и войсковой частью №. Жилое помещение принято по акту приема-передачи помещения, оплата коммунальных услуг производится на основании выставляемых квитанций. Поскольку ребенок истицы Микаев Денис 2014 года рождения имеет статус ребенка инвалида, то истица считает, что вследствие чего возникло основание предоставления льгот, предусмотренных ст.17 Федеральный закон от <дата> № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам :инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
03.02.2021г. истец обратилась в Ивантеевское Управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки как семье имеющему ребенка инвалида, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения независимо от вида жилищного фонда в размере 50 %. Однако Управлением в предоставлении льготы было отказано. Причиной отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения явилась регистрация <адрес>/ч 5128. С чем истица не согласна, просит предоставить меру социальной поддержки, в связи с чем последовало обращение в суд.
Истица Микаева Г.Ф. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие., исковые требования полностью поддержала.
Представитель ответчика Министерству социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения по доверенности Добровольская Т.К., представила суду возражения, в настоящее судебное заседание не явилась, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
Суд рассмотрел дело в отсутствии сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Федеральный закон от <дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" : Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
На территории <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, регулируются <адрес> от <дата> №-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>" (принят постановлением Мособлдумы от <дата> №-П) (далее Закон №-ОЗ от <дата>).
Дети инвалиды в возрасте до 18 лет поименованы в числе лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки п.22.1 ст.1 Закон №-ОЗ от <дата>.
Статьей 1 Закона №-ОЗ от <дата> действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.
В целях реализации данного Закона №-ОЗ от <дата> утвержден Порядок от <дата> № предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг по отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в <адрес> в соответствии с абзацем 4 п.5 которого заявителю необходимо предоставить, в том числе документ, подтверждающий место жительства получателя в <адрес>, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.
Аналогичные положения относительно предоставления документа, подтверждающего место жительства получателя в <адрес>, содержались в ранее действовавшем Порядке предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в <адрес>, утвержденном постановлением <дата> №.
Как следует из материалов дела Микаев В.И. проходит военную службу. Как установлено судом, <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от <данные изъяты>
По договору найма служебного жилого помещения от <дата> Микаеву В.И. на семью Микаеву Г.Ф. и сына Микаев Р.В. предоставлено в связи с прохождением военной службы служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
Семья истицы фактически проживает в предоставленном служебном жилом помещении, пользуются указанной квартирой, несут бремя расходов по содержанию специализированного жилого помещения, регистрация по месту жительства истицы, детей и Микаева В.И. произведена по адресу войсковой части <адрес>/ч 5128.
Как указывает истец, иного жилого помещения на территории Российской Федерации он с семьей не имеет; доказательств обратного стороной ответчиков не представлено.
Из письма начальника Ивантеевского управления социальной защиты населения №.33-11/472 от 26.11.2019г на обращение истца по вопросу оформления денежной компенсации жилого помещения по категории «ветеран боевых действий» следует, что истцу, имеющему место жительства в <адрес>, выплачивать денежную компенсацию оплаты жилого помещения не представляется возможным.
В соответствии с требованиями п. 23 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Согласно абзацу 1 п.3 ст.15 Федерального закона от <дата> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
По смыслу приведенных норм регистрация военнослужащих - граждан, проходящих военную службу, и членов их семей по адресам воинских частей приравнивается к регистрации по месту жительства.
Регистрация истицы и ее семьи не обеспеченных жилым помещением, при войсковой части и проживание в служебном жилом помещении полностью соответствует указанной правовой норме. Также из указанной правовой нормы следует, что предоставление служебного жилого помещения автоматически не прекращает регистрацию военнослужащего по месту прохождения службы. Такая обязанность возникает у военнослужащего лишь после обеспечения жилым помещением по договору социального найма либо передачи в собственность.
Вместе с тем, предоставление служебного помещения влечёт для военнослужащего как нанимателя обязанность нести расходы по оплате данного жилого помещения и коммунальных услуг в силу требований статей 100 и 101 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что регистрация истца по месту жительства в служебном жилом помещении (либо отсутствие таковой), при том, что данное помещение в настоящее время является для него и членов семьи единственным местом жительства, может служить условием реализации права истца на меру социальной поддержки.
В соответствии с целями и задачами, поставленными государством в Федеральном законе Российской Федерации «О ветеранах», данный закон устанавливает единую систему мер социальной поддержки ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий, которая обеспечивает гарантированное государством социальное обеспечение, закреплённое в статье 39 Конституции Российской Федерации. Как следует из преамбулы к указанному закону, он устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе. При этом государство также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Устанавливая вид меры социальной поддержки – ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения, государство, тем самым, признаёт необходимость оказания материальной поддержки детям инвалидам до 18 лет. При этом, условием для оказания данного вида поддержки является несение реальных затрат по оплате жилого помещения. Тогда как невозможность проживания по месту регистрации как по месту жительства, и, наоборот, регистрации по месту фактического жительства, не должна ограничивать право на возмещение указанных затрат, при том что данное место жительства является единственным.
Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд находит, что Закон №-ОЗ от <дата> -ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>" предусматривает предоставление мер социальной поддержки гражданам, имеющим место жительство в <адрес>, а поскольку материалами дела подтверждается место жительства истца в <адрес>, то в соответствии с указанными выше нормами закона он имеет право на предоставление мер поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50%.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства МО от <дата> N 642/29, Министерство социального развития <адрес> (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения <адрес>, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных органов <адрес> и государственных учреждений <адрес>, образованных для реализации отдельных функций государственного управления <адрес>ю.
Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п. 4).
Исковое требование об обязании предоставить меру социальной поддержки, предусмотренной ст.17 Федеральный закон от <дата> № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, истцом предъявлено к Министерству социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении на Министерство социального развития <адрес> в лице Пушкинского Управления социальной защиты населения обязанности предоставить семье истице меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения по адресу: <адрес>, в размере 50%, с 03.02.2021г., так как назначение данной компенсации носит заявительный характер.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Микаевой Г. Ф. к Министерству социального развития <адрес> об обязании предоставить меру социальной поддержки удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития по <адрес> в лице Пушкинского окружного Управления социальной защиты населения предоставить Микаевой Г. Ф. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения по адресу <адрес> размере 50% начиная с <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме-28.06.2021г.
Судья