Судья Шарапов Д.Г. Дело № 33а-21234/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Фрейдине В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 06 июля 2018 года апелляционную жалобу Котова А. Н. на решение Клинского городского суда Московской области от 02 июля 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Котова А. Н. к администрации городского округа Клин Московской области, начальнику управления по вопросам безопасности администрации городского округа Клин Московской области Белоконю П. Ю., ОМВД России по городскому округу Клин, 4 отделению 7 окружного отдела УФСБ России по г.Москве и Московской области, Правительству Московской области о признании незаконными действий, бездействия, несогласования проведения публичного мероприятия, о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия и не препятствовать его проведению,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя администрации городского округа Клин Московской области Зиберева С.А., представителя ОМВД России по городскому округу Клин Анискиной М.А., представителя 4 отделения 7 окружного отдела УФСБ России по г.Москве и Московской области Зиматкиной Е.Н., представителя Правительства Московской области Перьминовой А.М.,
у с т а н о в и л а :
Административный истец Котов А.Н. обратился в суд с административным иском к административным ответчикам администрации городского округа Клин Московской области, начальнику управления по вопросам безопасности администрации городского округа Клин Московской области Белоконю П.Ю., ОМВД России по городскому округу Клин, 4 отделению 7 окружного отдела УФСБ России по г.Москве и Московской области, Правительству Московской области о признании незаконными действий, бездействия, несогласования проведения публичного мероприятия, о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия и не препятствовать его проведению. Свой административный иск мотивировал теми обстоятельствами, что им 22.06.2018 г. в администрацию городского округа Клин Московской области было подано уведомление о проведении 07.07.2018 г. публичного мероприятия в форме митинга- концерта в г.Клину Московской области на площади Мира у детской школы искусств. 24.06.2018 г. ему был направлен ответ местной администрации, в котором не содержалось установленных законом сведений, в том числе, обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, информации об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия, мотивированного предупреждения об ответственности, чем были нарушены положения ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». При этом действующее законодательство не содержит запрета на проведение публичного мероприятия в заявленном им месте, и проведение заявленного публичного мероприятия не создает угрозы безопасности и обрушений. Что касается положений ст.13 Федерального закона от 07.06.2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года», то в ответе местной администрации не были указаны нормативные границы территории и акватории, а информация о мерах безопасности и правовых основаниях их введения для жителей г.Клина Московской области не сообщалась. Также считал отказ в согласовании публичного мероприятия незаконным и на основании ст.31 Конституции РФ,
определения Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 г. № 484-О-П. Просил признать незаконными действия по препятствию проведения публичного мероприятия, по отказу в согласовании заявленного публичного мероприятия, по не направлению предложений об изменении времени или места проведения публичного мероприятия, по несогласованию проведения публичного мероприятия; признать незаконным бездействие по не определению конкретных границ территории и акватории, в пределах которых вводятся усиленные меры безопасности, и категорий граждан, в отношении которых они вводятся, по не ознакомлению с введенными мерами безопасности, по не оборудованию спортивных сооружений станциями автоматического контроля за состоянием атмосферного воздуха, включая его загрязнение, по уклонению от определения мест, количества участников и временных интервалов для проведения публичного мероприятия; возложить обязанность согласовать заявленное публичное мероприятие и не препятствовать его проведению в заявленных месте и время.
Представители административных ответчиков администрации городского округа Клин Московской области, ОМВД России по городскому округу Клин, 4 отделения 7 окружного отдела УФСБ России по г.Москве и Московской области, Правительства Московской области административный иск не признали, считали его необоснованно заявленным.
Административный ответчик начальник управления по вопросам безопасности администрации городского округа Клин Московской области Белоконь П.Ю. в суд не явился.
Решением Клинского городского суда Московской области от 02.07.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Котов А.Н. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разбирательством по административному делу установлено, что 22.06.2018 г. Котов А.Н., как организатор публичного мероприятия, обратился в администрацию городского округа Клин Московской области с уведомлением о проведении 07.07.2018 г. с 10 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. на площади у Детской школы искусств г.Клина Московской области (ул.Мира) публичного мероприятия в форме митинга-концерта с предполагаемым количеством участников 750 человек; цель публичного мероприятия – свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по реализации конституционных прав граждан.
Письмом начальника Управления по вопросам безопасности администрации городского округа Клин Московской области исх. № <данные изъяты> от 22.06.2018 г. Котову А.Н. было сообщено об отказе в согласовании проведения заявленного публичного мероприятия в связи с несогласованием публичного мероприятия ОМВД России по городскому округу Клин и 4 отделением 7 окружного отдела УФСБ России по гор.Москве и Московской области. Также до Котова А.Н. было доведено о возможности переноса публичного мероприятия на дату после 25.07.2018 г.
Свое решение по административному делу суд мотивировал теми обстоятельствами, что в ответе местной администрации на уведомление о проведении заявленного публичного мероприятия содержатся мотивы, по которым было отказано в согласовании его проведения (действие на территории Московской области усиленных мер безопасности в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. № 202 и отказ ОМВД России по городскому округ Клин и 4 отделения 7 окружного отдела УФСБ России по гор. Москве и Московской области в согласовании проведения публичного мероприятия).
При этом суд исходил из того, что границы, в пределах которых введены усиленные меры безопасности, в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. № 202 включают территорию всей Московской области, а вопрос оборудования объектов спорта, предназначенных для проведения спортивных соревнований, станциями автоматического контроля за состоянием атмосферного воздуха, включая его загрязнение, не относится к предмету настоящего административного спора по отказу в согласовании проведения публичного мероприятия.
Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, поскольку выводы суда основаны на материалах административного дела и действующем законодательстве.
В соответствие с п.1 ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В соответствие с ч.ч.1, 6 ст.1 Закона Московской области от 22.07.2005 г. № 197/2005-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области» в целях коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера в каждом муниципальном образовании на территории Московской области определяются единые специально отведенные или приспособленные места для проведения публичных мероприятий (далее - специально отведенные места). Специально отведенные места определяются с учетом положений Федерального закона и настоящего Закона. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с указанными в ч.ч.3-5 настоящей статьи уполномоченным органом исполнительной власти или администрацией муниципального образования (далее - соответствующий уполномоченный орган). Соответствующий уполномоченный орган отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных ч.3 ст.12 Федерального закона.
По смыслу указанных правовых норм закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия; компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Как разъяснил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 14.02.2013 г. № 4-П, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность проведения публичного мероприятия (ч.3 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ), соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия. При этом публичное мероприятие должно считаться согласованным не только после получения подтверждения органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, но и в случае, если указанные органы в установленный законом срок не довели до организатора публичного мероприятия предложение об изменении места и (или) времени его проведения.
При наличии объективных причин, препятствующих проведение заявленного публичного мероприятия в заявленных время и месте, административный ответчик правомерно предложил административному истцу провести заявленное публичное мероприятие в другое время.
Так, в соответствии с подп.7 п.1 ст.13 Федерального закона от 07.06.2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в период проведения спортивного соревнования Президентом РФ могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Во исполнение указанного Федерального закона Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» на территориях субъектов РФ, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций, а также в прилегающих к ним акваториях введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 года и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 года.
В соответствии с п.11 указанного Указа Президента РФ, в субъектах РФ, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 года и в период с 25 мая по 25 июля 2018 года могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов РФ или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел РФ и территориальными органами безопасности.
На территории Московской области расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (стадионы для тренировок национальных команд по футболу, учреждения культуры для посещения гостями чемпионата мира, медицинские учреждения для оказания медицинской помощи участникам и гостям чемпионата мира).
Административному истцу не было согласовано проведение заявленного публичного мероприятия в заявленные время и месте, поскольку ему было указано на наличие условий, не позволяющих его организовать и провести без согласования с территориальными органами ФСБ РФ и МВД РФ, обеспечивающими безопасность граждан в период проведения массовых мероприятий в соответствии с Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 202.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о невозможности проведения массового мероприятия в конкретное время и месте на период проведения иных массовых мероприятий, в связи с несоблюдением условий его проведения (несогласование уполномоченными в сфере безопасности органами государственной власти на период поведения других массовых мероприятий в связи с Указом Президента РФ) является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.12 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Таким образом, обжалуемое решение местной администрации принято в пределах предоставленной ей действующим законодательством компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия указанного решения имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Местная администрация исполнила свою обязанность, а обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности и незаконности оспариваемого ответа местной администрации, не установлено.
Право принятия органом местного самоуправления такого решение установлено действующим законодательством, не противоречит ему, поскольку предложение провести публичное мероприятие в другое время не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия.
В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте (постановление от 10.07.2012 г. по делу «Берладир и другие против России»).
Административному истцу было предложено провести публичное мероприятие после 25.07.2018 г. – после окончания периода действия усиленных мер безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 года и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 года.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что отказ местной администрации в согласовании проведения публичного мероприятия в заявленные время и месте являлся законным и обоснованным.
Отказ ОМВД России по городскому округу Клин и 4 отделением 7 окружного отдела УФСБ России по гор.Москве и Московской области в согласовании заявленного публичного мероприятия по причине невозможности обеспечения мер безопасности при его проведении в связи с обеспечением безопасности при проведении мероприятий, связанных с проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, принят во исполнение предписаний Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».
Вопрос законности п.11 указанного Указа Президента РФ был предметом судебного разбирательства в Верховном Суде РФ, в ходе которого было установлено, что он не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу (апелляционное определение от 31.10.2017 г. № АПЛ-17-356), в связи с чем довод апелляционной жалобы о невозможности его применения в связи с его незаконностью является несостоятельным.
Исковые требования в отношении оборудования объектов спорта, предназначенных для проведения спортивных соревнований, станциями автоматического контроля за состоянием атмосферного воздуха, включая его загрязнение; по определению мест, количества участников и временных интервалов для проведения мероприятий не относятся к предмету по настоящему административному делу, и могут служить основанием для заявления административным истцом самостоятельного спора в защиту субъективного права.
Поскольку административный истец не представил доказательства оплаты госпошлины за подачу административно иска в суд (представленная светокопия не соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к документам, предъявляемым в суд), то суд в соответствии с ч.2 ст.114 КАС РФ правомерно взыскал с административного истца госпошлину в сумме 300 руб.
С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решение суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не опровергают указанных выводов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Клинского городского суда Московской области от 02 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котова А. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: