Дело № 2-222/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2019г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Алексеенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисяко Любови Леонидовны к войсковой части 7459 об оспаривании отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья,
УСТАНОВИЛ:
Борисяко Л.Л. с учетом уточненных требований обратилась в суд с иском к войсковой части 7459 об оспаривании отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, указав, что решением жилищной комиссии войсковой части от 31.05.2017 с составом семьи 4 человека (она, муж Хромцов А.Н., дочери Борисяко В.В., Хромцова С.А.) поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом в собственность бесплатно или по договору социального найма. Однако впоследствии решением от 07.09.2017 ее жилищное дело пересмотрено с исключением из состава семьи мужа Хромцова А.Н. и распределении ей однокомнатной квартиры <адрес> вместо ранее выделенной двухкомнатной <адрес> этом же жилом доме. Не согласившись с принятым решением, она подала заявление об отказе от выделенного ей жилого помещения и переводе ее и членов семьи на получение единовременной социальной выплаты. Вместе с тем, решением жилищной комиссии от 26.04.2018 в удовлетворении заявления был отказано, что считает незаконным. Просит признать незаконным решения жилищной комиссии от 07.09.2017, 26.04.2018 и обязать ответчика принять решение об удовлетворении заявления об отказе Борисяко Л.Л. от выделенного ей жилого помещения и переводе ее и членов семьи на жилищную субсидию (единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения).
В судебном заседании Борисяко Л.Л. и ее представитель Алексеенков С.Н. требования поддержали.
Представители войсковой части 7459 Юрков А.С., Азаров Е.Г. требования не признали, полагая вынесенные решения законными и обоснованными.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Хромцов А.Н. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Как следует из материалов дела, Борисяко Л.Л. проходила военную службу, приказом командира войсковой части 7459 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч уволена с военной службы по контракту в запас Вооруженных Сил РФ по достижению предельного возраста пребывания на военной службы.
В период прохождения военной службы решением жилищной комиссии войсковой части 7459 от ДД.ММ.ГГГГ истица была постановлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 4 человека (она, муж Хромцов А.Н., дочери Борисяко В.В., Хромцова С.А.).
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Борисяко Л.Л. поставлена на жилищный учет с составом семьи 3 человека (она, две дочери Хромцова В.В., Хромцова С.А.) и ей распределена для постоянного проживания с учетом имеющейся у нее площади 18,6 кв.м. однокомнатная <адрес>-<адрес> <адрес> вместо ранее выделенной двухкомнатной <адрес>-<адрес> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Борисяко Л.Л. подала рапорт, в котором отказалась от предоставленного ей жилого помещения и дополнительно подала заявление о принятии ее на учет для получения жилищной субсидии на состав семьи 3 человека (она, две дочери Борисяко В.В. и Хромцова С.А.).
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в постановке на жилищную субсидию в связи с тем, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей членам семьи была распределена однокомнатная <адрес> <адрес>.
В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим гарантируется предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с данным законоположением постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 "О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно" утверждены Правила признания таких военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и Правила предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.
В отношении же иных военнослужащих продолжают применяться в части, не противоречащей действующему законодательству, Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054), а также ведомственные нормативные правовые акты, в частности Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280), приказ МВД РФ от 12.02.2010 г. N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России".
Так, в соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Таким образом, анализ законодательства, регулирующего спорные правоотношения, действовавшего как на период увольнения истца со службы, так и на момент его обращения в суд, позволяет сделать вывод, что необходимым условием реализации указанного права на обеспечение жилым помещением является признание данного гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий специальный учет.
При этом данные действия имеют заявительный характер и именно гражданин выбирает форму обеспечения жильем.
Реализуя свое право на обеспечение жильем, Борисяко Л.Л. в рапорте от ДД.ММ.ГГГГ выбрала предоставление ей и членам семьи жилого помещения.
Рассмотрев данный рапорт, жилищная комиссия решением от ДД.ММ.ГГГГ приняла Борисяко Л.Л. на жилищный учет и распределила ей и членам семьи (без учета члена семьи –Хромцова А.Н.) для постоянного проживания <адрес>-<адрес> <адрес>.
При этом, требования об оспаривании данного решения заявлены Борисяко Л.Л. в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами трехмесячного срока оспаривания решения органа, наделенного публичными полномочиями (ст.219 КАС РФ), поскольку, как следует из пояснений сторон, о вынесенном решении она узнала в 2017г., но не позднее рапорта от ДД.ММ.ГГГГ об отказе от выделенного жилого помещения.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска данного срока заявителем не приведено и в ходе рассмотрения спора не установлено.
Дополнительно суд полагает необходимым отметить, что при распределении жилого помещения жилищная комиссия исходила из того, что муж истицы ФИО3, согласившись с иском Хромцовой Л.Г. о признании утратившим право пользования жилым помещением, тем самым совершил действия, повлекшие возникновение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем не мог быть принят на учет ранее чем через 5 лет (ст.53 ЖК РФ).
Данные обстоятельства истицей не опровергнуты, а также подтверждаются содержанием решения Юсьвинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что факт регистрации по спорному адресу препятствует улучшению жилищных условий Хромцова А.Н. по месту фактического проживания.
Разрешая требования о признании незаконным решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения жилищной субсидии и возложении обязанности по переводу на жилищную субсидию с составом семьи 4 человека, суд исходит из того, что в заявлении о постановке на учет для получения жилищной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ Борисяко Л.Л. в качестве членов семьи указала только дочерей, муж Хромцов А.Н. в составе членов семьи указан не был.
Более того, на момент подачи заявления истице и членам ее семьи уже выделено жилое помещение для постоянного проживания, а отказ от него поступил спустя 7 месяцев после такого предоставления.
Тот факт, что в отношении данного жилого помещения не заключен договор социального найма основанием для постановки на учет для получения жилищной субсидии не является.
Кроме того, приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
В соответствии с п. 1 Порядка он регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно п. 4 Порядка для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.03.2019