Дело №2-71(2017год)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2017 года <адрес>
Ромненский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Глоба Романа Владимировича к ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по Ромненскому району о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту,
УСТАНОВИЛ:
Глоба Р.В. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что в июле 2012 года приобрел квартиру по адресу: <адрес>, посредством ипотечного кредитования. В 2012 года обратился в ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по Ромненскому району с целью получения части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту. С момента обращения и по настоящее время через разные промежутки времени представлял в ГКУ АО УСЗН по Ромненскому району сведения о своевременной ежемесячной оплате ипотечного кредита. По август 2013 года получал компенсацию. Однако с сентября 2013 года выплаты прекратились. При неоднократном обращении в ГКУ АО УСЗН по Ромненскому району по настоящее время специалисты ссылаются на отсутствие денежных средств и не могут дать ответ на вопрос о том, когда будет произведена выплата. 5.06.2017г. он получил справку о размере задолженности ГКУ АО УСЗН по Ромненскому району, которая составляет 14232,45 рублей. На основании этого, истец просит суд взыскать с ГКУ АО УСЗН компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту в размере 14232 рубля 45 копеек и уплаченную госпошлину 300 руб.
От представителя ответчика ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по Ромненскому району Мульковой Г.В. поступил письменный отзыв, в котором указано, что Глоба Р.В. является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на приобретение жилья. Впервые с заявлением в управление он обратился в ноябре 2012 года. Указывают, что социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013г. №446. Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанных программах предусмотрен объём средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объёмов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие. Ссылаясь на Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26, указывают, что согласно пункту 9 данного Положения предоставление социальной выплаты производится ГКУ
УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства путем перечисления их на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, указанной в заявлении. Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие. Ссылаясь на ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета, полагают, что в этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий. Указывают, что в соответствии с п. 8.1 Положения № 26 предоставление компенсации граждан производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в управление при условии соблюдения требований Положения №26. Как следует из отчета управления на 01.08.2017г. задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением №26, составила 568000,00 рублей, в том числе перед Глоба Р.В. 14232,45 рублей. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленных выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением №26, в необходимом объёме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают. Считают, что управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением № 26, документы от заявителей приняты, произведен расчет суммы выплаты, заявка на финансирование сформирована и направлена в министерство. Указывают, что причиной невыплат является недостаточность средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие Подпрограммы, и не зависят от работников управления. В связи с чем возражают против заявленных требований и просят в их удовлетворении отказать в полном объеме.
В судебное заседание не явились истец, представитель ответчика, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, просившие рассмотреть данное дело без их участия.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, при данной явке.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России», с одной стороны, и Глоба Романом Владимировичем, с другой стороны, был заключен кредитный договор №, по условиям которого ему был предоставлен кредит «Приобретение готового жилья» в размере 554000,00 рублей, для приобретения объекта недвижимости: жилой дом с земельным участком, находящегося по адресу: Россия, <адрес>, 676620, <адрес>.
Согласно справке ГКУ Амурской области УСЗН по Ромненскому району № 607 от 5.06.2017г. сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от 12.07.2012г. на 5 июня 2017г. за период с сентября 2013г. по декабрь 2013г. составляет 14232,45 рублей. Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего. Постановлением Правительства Амурской области от 24.10.2013 № 519 постановление Правительства Амурской области от 23.11.2011 № 617 утратило силу с 1 января 2014 года. В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Глоба Р.В. соответствует условиям действия государственной программы, введенной с 1 января 2014 года, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы». Как судом установлено, в период с сентября 2013 года по настоящее время выплата компенсации, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась. При этом Глоба Р.В. в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право участвовать в подпрограммах, предоставляя необходимые документы (заявления о выплате соответствующей ежемесячной компенсации, справки об отсутствии просроченной задолженности) в ГКУ Амурской области УСЗН по Ромненскому району. Расходы истца по уплате процентов по вышеуказанному кредитному договору приняты ГКУ Амурской области УСЗН по Ромненскому району к компенсации, что подтверждается решением № 14 от 27.11.2012г. ГКУ Амурской области УСЗН по Ромненскому району. Как установлено судом, Глоба Р.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 16.01.2014г., что подтверждается его регистрацией. С 01 января 2015 года указанный нормативный правовой акт утратил силу в соответствии с государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446. При этом из содержания п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» следует, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года №26, до 01 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке. В соответствии с п.1 Положения №26 данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков. Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле. Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению. ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №№3,4 к настоящему Положению. Согласно пунктам 8.1, 9 и 10 Положения предоставление компенсации гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения. Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке. Реквизиты банковского счёта для перечисления средств указываются гражданином в заявлении. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст.1, ст. 7; ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 39). В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (ч.1ст. 21 Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим, не зависящим от них причинам, не может поддерживать надлежащий уровень материального благосостояния. Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами. Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения. Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка её финансирования, а также её изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области. Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16.12.1997 № 20-П, от 24.05.2001 № 8-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 23.04.2004 № 9-П). Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств. Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения. Как указал Европейский Суд по правам человека, национальные органы не могут отказать в социальной помощи, пока она предусмотрена законодательством (решения по делу «Миллер против Австрии» (1974 год), по делу «Гайгузус против Австрии» (1996 год), по делу «Стек и другие против Великобритании» (2006год). При толковании указанного принципа в решении по делу «Сук против Украины» (2011 год) Европейский Суд по правам человека подчеркнул, что отсутствие средств у государства не может быть основанием для несоблюдения своих социальных обязательств. Позицию недопустимости для власти какого-либо государства ссылаться на недостаток денежных средств как причину невыплаты признанного этой властью долга занял Европейский Суд по правам человека и в решении по делу «Бурдов против Российской Федерации» (2002 год). Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции. Из положений ст. 46 Конвенции, ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998№ 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, являются обязательными для судов. С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Глоба Р.В. и возложить на ГКУ Амурской области - УСЗН по Ромненскому району обязанность по выплате компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № ДД.ММ.ГГГГ за период с сентября 2013 года по декабрь 2013 г. в размере 14232,45 рублей. Довод представителя ответчика о том, что выплата отдельным категориям граждан компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору является дополнительной гарантией, предоставление которой осуществляется в пределах объёмов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете в текущем году в рамках государственной программы, суд признаёт несостоятельным, так как предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, права на введение которой, определение круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка её финансирования, а также её изменения являются дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включив истца в число участников указанной подпрограммы, и признавая тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство, то произвольный отказ от него исключается. Вопросы финансирования и предоставления субвенций из областного бюджета органам социальной защиты для выплаты гражданам компенсации, касаются отношений между субъектом РФ и органом социальной защиты. Согласно статей 1 и 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, в связи с чем право истца не может быть постановлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации. Суд также признаёт необоснованным и довод представителя ответчика о том, что выплаты компенсации производятся управлением соцзащиты в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина, поскольку в рассматриваемом случае истец обратился за защитой своего права в суд и его право на возмещение части расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору подлежит реализации в судебном порядке. В соответствии с ч.1ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. При обращении в суд Глоба Р.В. была уплачена государственная пошлина, согласно п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, в размере 300,00 рублей, что подтверждается квитанцией №10812475077 за 26.07.2017г., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд, |
|
РЕШИЛ:
Исковые требования Глоба Романа Владимировича к ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по Ромненскому району удовлетворить.
Возложить обязанность на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по Ромненскому району осуществить Глоба Роману Владимировичу выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с сентября 2013 года по декабрь 2013 года в сумме 14232 (четырнадцать тысяч двести тридцать два) рубля 45 копеек, за счёт средств областного бюджета.
Взыскать с ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по Ромненскому району в пользу Глоба Романа Владимировича судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Б. Ходкевич
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2017 года.