Дело №2-467/2
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ковылкино 6 июля 2012 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Краснореповой Г.И., при секретаре Киржаевой М.И., с участием заместителя прокурора Ковылкинской межрайонной прокуратуры Республики Мордовия Коновалова А.Н., Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, ее представителя Никичиной О.В., действующий по доверенности от 29.06.2012 г., Общества с ограниченной ответственностью «Жилищник», его представителя Пинтяшиной Е.В., действующей по доверенности от 1.02.2012 г., Открытого лечебно-оздоровительного акционерного общества «Мокша», его представителей: Грибанова А.Н. - генерального директора, Мещерякова А.А., действующего по доверенности от 4.07.2012 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и обязании обеспечить теплоснабжение многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛ:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и обязании обеспечить теплоснабжение многоквартирных домов, указывая, что Ковылкинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению граждан, проживающих в многоквартирных домах №№, №, № по <АДРЕС>, о прекращении предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения.
Проверкой установлено, что подача тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в указанные дома обеспечивалась от котельной ОЛО АО «Мокша». В связи с истечением срока действия договоров теплоснабжения, заключенных ОЛО OA «Мокша» с управляющей организацией ООО «Жилищник», и необходимостью проведения реконструкции устаревшего оборудования котельной, ОЛО АО «Мокша» с 2011 года неоднократно уведомляло управляющую организацию и администрацию городского поселения Ковылкино о том, что с ДД.ММ.ГГГГ подача тепловой энергии в многоквартирные дома №№ №, № по <АДРЕС> будет прекращена. Одновременно с этим, ОЛО АО «Мокша» уведомляло о том, что новые договоры теплоснабжения с управляющей организацией заключаться не будут, в связи с чем, администрации городского поселения Ковылкино предлагалось принять меры к обеспечению указанных домов альтернативными источниками теплоснабжения.
Факт прекращения подачи тепловой энергии подтвержден актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что ОЛО АО «Мокша» произведен частичный демонтаж системы подачи тепловой энергии в многоквартирные дома №№ №, № по <АДРЕС>.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.2 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Не принятие администрацией городского поселения Ковылкино достаточных мер по организации в границах поселения устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС> влечет нарушение законных прав и интересов граждан на бесперебойное получение коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению жилых помещений, что является недопустимым.
Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. Определить круг лиц, проживающих в многоквартирных жилых домах, не представляется возможным в виду постоянного изменения собственников жилых помещений, а также с учетом проживания в жилых помещения временных лиц.
Основанием для обращения прокурора в суд является необходимость защиты жилищных прав граждан на благоприятные и комфортные условия проживания.
Просит признать бездействие администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по организации устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС> незаконным и обязать администрацию городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обеспечить устойчивое теплоснабжение по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС> путем установки альтернативных источников теплоснабжения.
В судебном заседании заместитель прокурора Коновалов А.Н. заявление прокурора поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель администрации Никичина О.В. требования прокурора не признала, суду пояснила, что администрацией городского поселения Ковылкино принимались меры по бесперебойной подачи жителям многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС> тепловой энергию для отопления и горячего водоснабжения, а именно было обращение к Министру ЖКХ и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Председателю Правительства Республики Мордовия о выделении субсидий для перевода жителей этих домов на индивидуальное отопление либо строительство миникотельной.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «Жилищник» (ООО «Жилищник») Пинтяшина Е.В. просила требования прокурора решить по усмотрению суда.
Представители открытого лечебно-оздоровительного акционерного общества «Мокша» (ОЛО АО «Мокша») Грибанов А.Н. и Мещерякова А.А. просили требования прокурора удовлетворить.
Грибанов А.Н. суду пояснил, что в 2002 году ОЛО АО «Мокша» выкупило на торгах в связи с банкротством ГУП «Электротеплосеть» котельную, чтобы сохранить снабжения теплом и горячей водой санаторий «Мокша». Данная котельная отапливала и снабжала горячей водой также жилой сектор по <АДРЕС>. Так как приобретенная котельная была оснащена старыми, энергозатратными котлами, о чем неоднократно органами технадзора выдавалось предписание, администрация города и района заверили, что для отопления и снабжения горячей водой жилого сектора к началу нового отопительного сезона, так как котельная была выкуплена во время отопительного сезона, будет построена новая экономичная котельная. В связи с тем, что автономным теплоснабжением жилой сектор не был обеспечен, ОЛО АО «Мокша» ежегодно письменно уведомляло управляющую компанию ООО «Жилищник», администрацию района и города, Министерство ЖКХ и гражданской защиты населения Республики Мордовия о том, что котельная по окончанию отопительного сезона будет реконструироваться и подача горячей воды в жилые дома №, №, № по <АДРЕС> будет ограничена. Однако на их письменные уведомления ответы не поступали. Кроме того, так как котельная требует реконструкции, образовались убытки: в 2010 году - 2 413 600 руб., в 2011 году - 1 953 100 руб. За жителями вышеуказанных домов задолженность по оплате за отопление и горячее водоснабжение на июнь 2012 года составляет 413 896руб.16коп.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, бездействие (действие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно актов о приеме-передаче от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, постановлению председателя Федерации профсоюзов Республики Мордовия № от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома №,№, № по <АДРЕС> находятся в муниципальной собственности муниципального образования городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Из договоров №№, № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к ним от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между ОЛО АО «Мокша» - Исполнитель и ООО «Жилищник» - Потребитель, следует, что ОЛО АО «Мокша» обязуется отпускать тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС>. Согласно пункту 6.1 указанных договоров, они действуют до ДД.ММ.ГГГГ и считаются продленными на тех же условиях на каждый следующий календарный год, если за месяц до истечения срока его действия не последует письменное заявление одной из сторон о расторжении договора или его пересмотре.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного заместителем Ковылкинского межрайонного прокурора Коноваловым А.Н., в присутствии заместителя главы администрации городского поселения Ковылкино Боровикова Д.В., главного инженера ООО «Жилищник» Бурова А.А., следует, при осмотре территории, прилегающей к зданию котельной и жилым многоквартирным домам №№, №, № по <АДРЕС>, установлено, что идущая от котельной, принадлежащей ОЛО АО «Мокша», теплотрасса к данным домам имеет следы демонтажа двух участков подающей и обратной труб подачи горячей воды в систему отопления вышеуказанных домов до входа их в коллекторный колодец.
Представители ОЛО АО «Мокша» не отрицают, что с ДД.ММ.ГГГГ отпуск тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в жилые дома №,№, № по <АДРЕС> прекращен.
Из сообщений главе Администрации городского поселения Ковылкино, директору ООО «Жилищник», Министру ЖКХ и гражданской защиты населения Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОЛО АО «Мокша» предупреждает о прерывании дополнительного соглашения в договору № от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения жилых домов №№, №, № по <АДРЕС> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из сообщений главе администрации городского поселения Ковылкино от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что ОЛО АО «Мокша» предупреждает о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжения (горячее водоснабжение) жилых домов №№, №, № по <АДРЕС> в связи с проведением реконструкции в котельной ОЛО АО «Мокша».
Представители администрации городского поселения Ковылкино, ООО «Жилищник» не отрицают, что указанные сообщения ими были получены.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действий. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершения действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие достаточных средств у органа местного самоуправления не является основанием, освобождающим от исполнения возложенной законом обязанности по организации теплоснабжения на территории поселения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Устава городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения городского поселения Ковылкино относится организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
При таких обстоятельствах, суд считает, что бездействие администрации городского поселения Ковылкино, выразившееся в непринятии мер в границах поселения по организации обеспечения устойчивого теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС>, является незаконным, поскольку влечет нарушение законных прав и интересов граждан на бесперебойное получение коммунальных услуг. А поэтому администрацию городского поселения Ковылкино следует обязать принять меры к обеспечению устойчивого теплоснабжения по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС>.
Доводы представителя администрации городского поселения Ковылкино в части, что администрацией принимались меры по организации снабжения населения домов №№, №, № по <АДРЕС> горячим водоснабжением и топливом, суд считает несостоятельными, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих данные обстоятельства.
На основании вышеизложенного суд находит требования прокурора о признании бездействия администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия по непринятию мер по организации устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС> и обязании администрации обеспечить устойчивое теплоснабжение по отоплению и горячему водоснабжению в указанных домах установки альтернативных источников теплоснабжения законными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-1999 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики в части непринятия мер по организации устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС>.
Обязать администрацию городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия обеспечить устойчивое теплоснабжение по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирных домов №№, №, № по <АДРЕС> путем установки альтернативных источников теплоснабжения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Ковылкинский районный суд.
Председательствующий