ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 марта 2023 года <адрес>
Судья Приволжского районного суда <адрес> Бочаров Я.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Кыргызстан, уроженца Кыргызстан, адрес регистрации отсутствует, фактически проживающего <адрес>, квартал 2, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении ФИО1 поступили в Приволжский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу.
Однако, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, было установлено, что ФИО1, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, не явился в суд.
Согласно пунктам 2 и 3 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела, а также правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 рублей до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечёт административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение, присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, является обязательным.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, административного выдворения, согласно части 3 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
Таким образом, стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечёт административное выдворение за пределы РФ, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет сделать вывод, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде выдворения, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечёт за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, материалы дела не содержат сведений о том, что ФИО1 относится к лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ.
Кроме того, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, рассмотрение дела судом в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении и назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ без учёта всех обстоятельств по делу противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку не отвечает критериям справедливости и индивидуализации ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении 22 № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и другие материалы дела об административном правонарушении, возвратить должностному лицу О МВД России по <адрес>.
Определение может быть обжаловано в 10-ти дневной срок в Самарский областной суд со дня получения его копии.
Судья Я.Ю. Бочаров