63RS0030-01-2019-002817-74
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 декабря 2019 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе
председательствующего судьи Мыльниковой Н.В.
при секретаре Кирченковой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-1812/2019 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области к Пряничникову В. В. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пряничникову В.В. о взыскании недоимки по налогам за 2015 г.: по налогу на имущество физических лиц в размере 121 руб., по земельному налогу в размере 801 руб., по транспортному налогу в размере 32758,50 руб. и пени: по транспортному налогу в размере 198,46 руб., по земельному налогу в размере 4,81 руб.
В судебном заседании судом поставлен на обсуждение вопрос о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Самарской области, поскольку определением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2019 г. по делу № А55-7964/2019 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника Пряничникова В.В.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Пряничников В.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщил.
Из материалов дела усматривается, что 20.09.2016 г. Пряничникову В.В. Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было направлено налоговое уведомление № 583213894 от 04.09.2016 г., в котором рассчитаны транспортный, земельный налоги, налог на имущество физических лиц за 2015 г.
В связи с выявлением недоимки и несвоевременной оплатой 22.12.2016 г. в адрес Пряничникова В.В. направлено налоговое требование № 13781 от 20.12.2016 г. об уплате налоговой задолженности в срок до 14.02.2017 г.
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании Пряничникова В.В. банкротом.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2019 г. по делу №А55-7964/2019 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника Пряничникова В.В.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2019 г. по делу №А55-7964/2019 рассмотрение дела отложено в соответствии со ст. 158 АПК РФ, судебное заседание назначено на 15.10.2019 г. на 09.30 часов.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2019 г. по делу №А55-7964/2019 судебное заседание отложено на 31.10.2019 г. на 09.10 часов.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 31.10.2019г. рассмотрение дела отложено на 25.11.2019г. Определение Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2019г. рассмотрение дела отложена на 13.12.2019г. в 14.30 часов.
03.09.2019 г. в Комсомольский районный суд г. Тольятти поступило административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области о взыскании с Пряничникова В.В. недоимки по налогам за 2015 г.: по налогу на имущество физических лиц в размере 121 руб., по земельному налогу в размере 801 руб., по транспортному налогу в размере 32 758,50 руб. и пени: по транспортному налогу в размере 198,46 руб., по земельному налогу в размере 4,81 руб.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Согласно ч. 1 ст. 213.11. Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 213.11. Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В силу статей 100, 126, 142 этого же Федерального закона арбитражным судом в рамках дела о банкротстве рассматриваются требования кредиторов к должнику, их обоснованность и наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов. При этом требования кредиторов по текущим платежам не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанными нормами.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.
Из материалов дела следует, что в срок до 14.02.2017 г. по требованию № 13781 сумма недоимки по налогам за 2015 г. Пряничниковым В.В. в соответствующий бюджет не уплачена.
Заявление о признании ответчика банкротом принято к производству Арбитражным судом Самарской области 17.07.2019 г. Заявление налогового органа о признании должника банкротом мотивировано неисполнением налогоплательщиком требований об уплате обязательных платежей в размере 1809750,07 рублей.
Таким образом, задолженность налогоплательщика по НДФЛ возникла до введения процедуры банкротства, и в силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» налоговая задолженность по налогам и пени за 2015 г. не является текущим платежом, так как будучи платежом обязательным, она возникла до даты принятия заявления о признании должника банкротом, и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве должника.
Обратный подход привел бы к тому, что требования административного истца, носящие реестровый характер, были бы удовлетворены во внеочередном порядке, преимущественно перед требованиями иных конкурсных кредиторов ответчика, что противоречит законодательству о банкротстве.
На основании п. 2 Постановления от 09.07.2019 г. № 26 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.
Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.
Согласно ст. 27 КАС РФ, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом (ч. 2.1).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 КАС РФ, суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к Пряничникову В. В. о взыскании недоимки по налогам и пени в Арбитражный суд Самарской области.
На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней со дня вынесения определения в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.Тольятти Самарской области.
Судья Н.В. Мыльникова