Р Е Ш Е Н И Е копия
Именем Российской Федерации
г.Соль-Илецк 15 апреля 2015г.
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.М.,
при секретаре Сапрыкиной А.В.,
с участием заявителя Попова С.В.,
представителя заинтересованного лица Объедкова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попова С.В. об оспаривании решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Попов С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее по тесту ФИО2) об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указывая, что он является сотрудником ФСИН <адрес>, в настоящее время проходит службу в ФКУ СИЗО№ УФСИН ФИО2 по <адрес> и как сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы не менее № лет, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения (далее единовременная социальная выплата).
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты он предоставил в Территориальную подкомиссию УФСИН ФИО2 по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты (далее Территориальная подкомиссия) заявление (рапорт) с приложением всех необходимых документов.
По результатам рассмотрения представленных документов Территориальная подкомиссия <адрес>. приняла решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН <адрес> о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Однако, из представленной ему ДД.ММ.ГГГГ выписки из протокола Комиссии ФСИН <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. он узнал об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием финансового лицевого счета и выписки из домовой книги с места пребывания, а также в связи со снятием с регистрационного учета с прежнего места жительства на основании с ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. №283.
Указанное решение Комиссии ФСИН <адрес> считает незаконным по тем основаниям, что им представлены все необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и он был снят с регистрационного учета с прежнего места жительства ДД.ММ.ГГГГ., т.е. до принятия Федерального закона от 30.12.2012г. №283, что свидетельствует об отсутствии у него умысла на совершение намеренных действий в целях ухудшения жилищных условий. Просил суд признать решение Комиссии ФСИН <адрес> об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным и обязать ФСИН <адрес> устранить допущенное нарушение путем постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании Попов С.В. заявление поддержал в полном объеме и также указал, что срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения Комиссии ФСИН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. пропущен им по уважительной причине, поскольку ему стало известно о данном решении только ДД.ММ.ГГГГ, просил его восстановить.
Представитель заинтересованного лица Объедков А.С., действующий по доверенности, заявленные требования не признал, полагает решение Комиссии ФСИН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе заявителю в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно наложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом и в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права и свободы гражданина не были нарушены.
По правилам ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч.2 названной статьи).
Судом установлено из объяснений заявителя и подтверждается материалами дела, что об оспариваемом решении ему стало известно только ДД.ММ.ГГГГ., в связи с чем, суд приходит к выводу, что трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. пропущен заявителем по уважительной причине, поэтому подлежит восстановлению.
В силу положений ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в т.ч. в учреждениях и органах.
В соответствии с ч.3 ст.4 указанного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по оговору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в т.ч. если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ (п.6 ст.4 Закона).
В силу п.7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-х месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч.3 ст.4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Судом установлено, что заявитель с ДД.ММ.ГГГГ. является сотрудником УИС РФ, с ДД.ММ.ГГГГ. проходит службу в ФКУ СИЗО-3 УФСИН ФИО2 по <адрес>.
Согласно представленной выписке из домовой книги заявитель с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, пер. <адрес> доме своей матери ФИО5 общей площадью № кв.м. (всего зарегистрировано № человека).
С ДД.ММ.ГГГГ. и по настоящее время Попов С.В. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, общ. пл. № кв.м., собственником которой является ФИО6 Родственником ему заявитель не является. В квартире всего зарегистрировано № человека.
С ДД.ММ.ГГГГ. заявитель временно зарегистрирован по юридическому адресу ФКУ СИЗО-№ УФСИН ФИО2 по <адрес>: <адрес>, №й <адрес>.
По сведениям ГУП ОЦИОН и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договору социального найма Попов С.В. не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ. Попов С.В. обратился в подкомиссию УФСИН ФИО2 по <адрес> с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Из представленной выписки из протокола заседания подкомиссии УФСИН ФИО2 по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что подкомиссия, рассмотрев представленные заявителем документы, постановила ходатайствовать перед Комиссией ФСИН <адрес> о принятии Попова С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания Комиссии ФСИН <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений органов УИС единовременной социальной выплаты, Попову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья по тем основаниям, что им не представлены все необходимые документы (финансовый лицевой счет и выписка из домовой книги по месту пребывания), а также в связи с совершением действия, повлекшего ухудшение жилищных условий путем снятия с регистрационного учета с прежнего места жительства на основании ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ.
Разрешая требования заявителя, суд считает, что Попов С.В., снявшись с регистрационного учета по адресу: <адрес>, пер. <адрес>, <адрес>, самовольно отказался от права пользования данным жилым помещением, т.е. совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, осуществив добровольное снятие с регистрационного учета из жилого помещения, в которое он был вселен собственником в качестве члена семьи собственника (сын собственника), заявитель совершил действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, а, следовательно, он не имеет право на единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилья.
В силу ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пунктом 5 названной статьи установлено, что Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п.5 ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе и действия, связанные с утратой пользования жилым помещением.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГг., за исключением п.6 ст.18 настоящего Федерального закона.
Довод заявителя о том, что положения п.5 ч.8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку снятие его с регистрационного учета произведено им до принятия указанного Федерального закона, судом не принимаются.
На момент снятия заявителя с регистрационного учета из дома матери ст.53 ЖК РФ содержала правила о том, что граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, оспариваемое заявителем решение комиссии ФСИН <адрес> вынесено в установленном порядке надлежащим образом.
Поскольку в силу п.3 ст.6 ЖК РФ в жилищных правоотношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, приведенные выше положения Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» были также правомерно применены указанной комиссией ФСИН <адрес> при рассмотрении вопроса о постановке заявителя на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
При этом, до вступления в действие ФЗ от 30.12.2012г. № 283-ФЗ, сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на улучшение жилищных условий, в порядке, предусмотренном ЖК РФ, постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище га 2011-2015 годы», которыми также учитывались действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.
Соответственно, требования заявителя об обязании поставить его на учет на получение единовременной социальной выплаты удовлетворению не подлежат.
Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011г. №1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (п.6 названного постановления).
Ссылка в оспариваемом решении Комиссии ФСИН на не представление заявителем копии финансового лицевого счета по месту регистрации не нарушает прав заявителя и не влечет обязанности заинтересованного лица по постановке Попова С.В. на учет, поскольку совершение Поповым С.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, является основанием к отказу в постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, заявление Попова С.В. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Попову С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
СУДЬЯ: решение не вступило в законную силу
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.