Дело № 2-124/2019
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 г. с. Краснотуранск
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при секретаре Гросс О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Краснотуранского района, краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» о возложении обязанности,
установил:
министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Краснотуранского района, КГКУ «КрУДор», просит суд: обязать в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу администрацию Краснотуранского района Красноярского края, КГКУ «КрУДор» в солидарном порядке ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Краснотуранского района Красноярского края, координаты №.
Требования мотивированы тем, что министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - министерство) в связи с поступившим обращением общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» от 27.06.2018 № на основании приказа министерства от 24.07.2018 № проведено рейдовое мероприятие на территории Краснотуранского района Красноярского края, по результатам которого установлено, что около села Тубинское Краснотуранского района, за 400 метров до перекрестка ул. Трактовая в с. Тубинск и автодороги № Саянск-Тубинск вблизи асфальтированной проезжей части на земельном покрове на площади 1.7 Га навалами высотой 1,5 метров расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, координаты: №, содержащая отходы бумаги, картона, текстиля, битого стекла, резины, полимерных материалов в виде пластиковых бутылок, тары из-под бытовой химии, ломанных канистр пластиковых из-под горюче-смазочного материала, непригодных для использования пластмассовых тазов, a синтетических ковровых покрытий, пластмассовых ящиков; остатки штукатурки, части обоев, линолеум, лакокрасочные материалы, керамическая плитка. Согласно ответу администрации Краснотуранского района от 07.08.2018 № на запрос министерства от 25.07.2018 №, территория, на которой расположена несанкционированная свалка относится к землям неразграниченной собственности. С учетом изложенного, министерство полагает необходимым возложить на администрацию Краснотуранского района обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, собственность на который не разграничена. Кроме того, указанная несанкционированная свалка находится в непосредственной близи к названной автодороге, в связи с чем министерство приходит к выводу о необходимости возложения обязанности ликвидации данной несанкционированной свалки на КГКУ «КрУДор».
Истец министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. От представителя истца Авсиевич Л.С. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Представитель ответчика администрации Краснотуранского района Березюк Д.Н., действующий на основании доверенности от 10.01.2019, возражал против удовлетворения исковых требований, на том основании, что согласно соглашению заключенного между министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "АЭРОСИТИ-2000" от 05.07.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края (в состав которого входит Краснотуранский район) п. 2.1.8 предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения ТКО на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края обязан предпринимать меры для обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. Считает, что администрация Краснотуранского района является не надлежащим ответчиком по делу, свалка находится на территории Тубинского сельсовета.
Ответчик КГКУ «КрУДор» своего представителя в суд не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. От представителя ответчика КГКУ «КрУДор» Стручалиной Е.Ю., действующей на основании доверенности от 09.10.2018, в суд поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому несанкционированная свалка мусора не находится на указанной в иске автомобильной дороге, а расположена в 4 метрах от неё. На основании приказов агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края и Устава КГКУ «КрУДор» осуществляет оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края в соответствии с Перечнем, при этом автодорога 4К-551 «Саянск - Тубинск» не является автомобильной дорогой общего пользования Красноярского края. Обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований и собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Истец просит в солидарном порядке ликвидировать свалку, однако в данном случае солидарная ответственность отсутствует, поскольку таковая не вытекает из договоров между администрацией Краснотуранского района и КГКУ «КрУДор», а так же не установлена законом.
Глава Тубинского сельсовета Садовская Т.В. в судебном заседании суду пояснила, что свалка находится недалеко от села Тубинск, в связи с этим Тубинский сельсовет заключил с АО «Тубинск» контракт по буртованию свалки ТБО. Свалка стихийная, в основанном на свалку складируются отходы животноводства, В настоящее время свалка убрана, о чем свидетельствуют представленные в судебном заседании фотографии Полномочий по вывозу ТБО администрацией Краснотуранского района Тубинскому сельсовету не предавалось.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «АЭРОСИТИ-2000» своего представителя в суд не направило о дате, времени и месте рассмотрения извещалось надлежащим образом. От представителя третьего лица директора филиала № ООО «АЭРОСИТИ-2000» Егорова А.С. в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
При указанных обстоятельствах, на основании ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителя ответчика администрации Краснотуранского района, представителя администрации Тубинского сельсовета, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с Конституцией РФ и преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, также соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов, не допускать загрязнение, захламление почв на землях соответствующих категорий.
Из содержания п.1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 503-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно положениям п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 г. №503-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу п.п. 2, 3, 4 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 г. N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 г. №503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - министерство) в связи с поступившим обращением общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» от 27.06.2018 № на основании приказа министерства от 24.07.2018 № проведено рейдовое мероприятие на территории Краснотуранского района Красноярского края.
Согласно акту проведения планового (рейдового) осмотра министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края № от 26.07.2018, министерством установлено, что около села Тубинское Краснотуранского района, за 400 метров до перекрестка ул. Трактовая в с. Тубинск и автодороги № Саянск-Тубинск вблизи асфальтированной проезжей части на земельном покрове на площади 1.7 Га навалами высотой 1,5 метров расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, координаты: №, содержащая отходы бумаги, картона, текстиля, битого стекла, резины, полимерных материалов в виде пластиковых бутылок, тары из-под бытовой химии, ломанных канистр пластиковых из-под горюче-смазочного материала, непригодных для использования пластмассовых тазов, a синтетических ковровых покрытий, пластмассовых ящиков; остатки штукатурки, части обоев, линолеум, лакокрасочные материалы, керамическая плитка. В качестве приложения к акту приобщены фотоматериалы изображений мест несанкционированной свалки, выкопировка с публичной кадастровой карты, а так же изображение приборов учёта координат GPS.
Согласно ответу администрации Краснотуранского района от 07.08.2018 № на запрос министерства от 25.07.2018 № МПР/2-02180, территория, на которой расположена несанкционированная свалка относится к землям неразграниченной собственности. Правообладатель муниципальное образование Тубинский сельсовет.
При этом указанные земельные участки не являются полигонами для захоронения твердых бытовых отходов, не имеют санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, складирование отходов устроено беспорядочно, что не оспаривалось представителями ответчика.
Из содержания соглашения № заключенного между министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «АЭРОСИТИ» от 05.07.2018, ООО «АЭРОСТИТИ», действующий в качестве регионального оператора обязалось в течение срока действия соглашения осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО в Минусинской технологической зоне, в том числе на территории Краснотуранского района. В случае обнаружения региональным оператором мест несанкционированного размещения ТКО на территории Минусинской технологической зоны Красноярского края обязан предпринимать меры для обеспечения ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в порядке, установленном правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно контракту №, заключенному 29.10.2018 администрацией Тубинского сельсовета и АО «Тубинск», последний принимает на себя обязательства по буртованию свалки ТБО на территории муниципального образования Тубинский сельсовет.
В судебном заседании на обозрение представлено две фотографии с изображением поля.
Исследовав предоставленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения сторон, в соответствии с приведёнными нормами права суд приходит к выводу о том, что в обязанности ответчика администрации Краснотуранского района как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования Краснотуранский район входит организация деятельности в области обращения с отходами на территории сельского поселения с.Тубинское по обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Публичные функции органа местного самоуправления администрации Краснотуранского района в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на территории муниципального образования Краснотуранский район, в том числе на территории с.Тубинск, поскольку данные полномочия предусмотрены законом и не делегированы в установленном порядке муниципальному образованию Тубинский сельсовет. При этом обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов, возложенные законом на региональных операторов, не освобождают органы местного самоуправления от выполнения организации деятельности в области обращения с отходами на территории сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд также учитывает, что на земельный участок на кортом находится несанкционированная свалка право собственности в установленном законом порядке не зарегистрировано, между тем из содержания землеустроительного дела по описанию границ муниципального образования Тубинский сельсовет указанный земельный участок находится в ведении Тубинского сельсовета. До настоящего времени несанкционированная свалка на территории Тубинского сельсовета Краснотуранского района не ликвидирована, что представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц, доказательств обратного на момент рассмотрения дела по существу, стороной ответчика суду не представлено. В рамках подготовки дела, а так же неоднократно в ходе судебных заседаний участникам процесса судом разъяснялись права, в том числе предусмотренные ст.56 ГПК РФ между тем, допустимых доказательств того, что на месте несанкционированной свалки в настоящее время производится грунтовка или другие мероприятия по ликвидации свалки, суду не представлено.
Таким образом, наличие несанкционированных свалок отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией Краснотуранского района Красноярского края возложенных на нее законом обязанностей в области обращения с отходами, в связи с этим суд находит обоснованным исковые требования об обязании администрации Краснотуранского района Красноярского края, ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Краснотуранского района Красноярского края, координаты N 54 04 492 E 092 03 080.
Между тем, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения исковых требований министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к КГКУ «КрУДор» об обязании в солидарном порядке ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, поскольку КГКУ «КрУДор» осуществляет оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края, утвержденного постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.06.2002 №, который не содержит указание на дорогу 4К-551 «Саянск - Тубинск», а следовательно обязанности по её содержанию на КГКУ «КрУДор» возложены быть не могут. Кроме того, не подлежат удовлетворению исковые требования министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в солидарном порядке, поскольку требования не основаны на законе. Так согласно ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства, при этом законом такой обязанности не предусмотрено, а так же отсутствуют соглашения с участием ответчиков предусматривающие такую обязанность. При таких обстоятельствах в части исковых требований об обязании КГКУ «КрУДор» об обязании в солидарном порядке ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления подлежит отказать.
Как следует из ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При рассмотрении вопроса о предоставлении ответчику срока для устранения выявленных нарушений, влияющих на обеспечение санитарно-эпидемической и экологической безопасности населения, судом принимается во внимание характер выявленных нарушений, а также организационно-правовые и финансовые особенности, влияющие на срок, необходимый для устранения указанных в иске нарушений, в связи с этим находит обоснованным предоставить ответчику администрации Краснотуранского района срок для устранения заявленных нарушений, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя ответчика администрации Краснотуранского района, о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки расположенной на землях относящихся к муниципальному образованию Тубинский сельсовет должна быть возложена на администрацию Тубинского сельсовета, признаны судом несостоятельными поскольку из анализа вышеприведенных норм следует, что действующее законодательство не содержит прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, по организации и сбору бытовых отходов и мусора на территории в границах территории муниципального образования. Таким образом, в случае невозможности установить собственника бытовых отходов, на органы местного самоуправления соответствующего муниципального района законом возложена обязанность осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории района, в том числе на территориях сельских поселений. Учитывая вышеприведенные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией Краснотуранского района заключено соглашение с администрацией Тубинского сельсовета о передаче осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующего поселения, суд приходит к выводу о том, что Тубинский сельсовет Краснотуранского района не может являться надлежащим ответчиком, на которого может быть возложена обязанность ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов на территории Тубинского сельсовета Краснотуранского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Краснотуранского района о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать администрацию Краснотуранского района Красноярского края, ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на территории Краснотуранского района Красноярского края, координаты № (около села Тубинск Краснотуранского района, за 400 метров до перекрестка ул. Трактовая в с. Тубинск и автодороги № Саянск-Тубинск вблизи асфальтированной проезжей части на земельном покрове на площади 1.7 Га), в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий М.М. Славкин
Мотивированное решение составлено: 03.06.2019.