Дело № 2-1275-14
Решение
Именем Российской Федерации
г. Пермь 26 марта 2014 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,
с участием представителя истца Шестакова С.Л., действующего на основании доверенности от 15.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганиуллиной Н.Г. за себя и в интересах несовершеннолетней Ганиуллиной А.И. к Администрации г.Перми о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,
установил:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании за ней и ее несовершеннолетней дочерью право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., по договору социального найма. Требования мотивирует тем, что с 19.01.2007 является нанимателем спорного жилого помещения, вместе с ней там зарегистрирована и проживает ее несовершеннолетняя дочь, жилое помещение состоит из жилого и вспомогательных помещений, общей площадью 39 кв.м., жилой – 17,4 кв.м. Указанное здание было построено в 1939 году на государственные средства под нужды общежития и изначально принадлежало государственному предприятию «Порт Пермь», в 1993 году здание в процессе приватизации было внесено в уставной фонд ОАО «Порт Пермь», затем было передано в муниципальную собственность. Истицей было подано ответчику заявление об оформлении в письменном виде договора социального найма, но ей было отказано, т.к. в комнате произведена перепланировка. Считает такой отказ необоснованным, т.к. в силу прямого указания закона с момента передачи спорного жилого помещения в муниципалитет в феврале 2013 года проживает в данном жилом помещении на условиях социального найма, жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду социального использования.
Истица в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, ее представитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется уведомление.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что на основании договора найма жилого помещения № 169 от 19.01.2007 Ганиуллину И.М. было предоставлено на семью из трех человек, в том числе супругу Ганиуллину Н.Г. и дочь Ганиуллину А.И., изолированное жилое помещение в виде комнаты, площадью 39,4 кв.м., расположенное по адресу: ..., для использования в целях проживания, наймодателем по данному договору являлось ОАО «Порт Пермь».
Согласно справке МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» от 22.01.2014, на регистрационном учете в указанной комнате общежития состоят Ганиуллины Н.Г., А.И.
Истица оплачивает коммунальные платежи и оплату за наем ООО «Ремоз», о чем ей представлены квитанции.
Согласно технического и кадастрового паспортов жилого помещения, расположенного по адресу: ..., помещение имеет общую площадь 39 кв.м., жилая комната площадь 17,4 кв.м., вспомогательные помещения – 15,5 кв.м. и 6,1 кв.м., имеется самовольное переустройство помещения № ... – 15,5 кв.м.
Согласно уведомления Росреестра от 28.02.2014, комната № ... дома № ... по ул.... на праве собственности не зарегистрирована.
Согласно ответу Департамента имущественных отношений администрации г.Перми от 05.03.2014, жилое помещение № ... по адресу: ... включено в реестр муниципального имущества г.Перми (договор безвозмездной передачи имущества № СЭД-19-46-2 от 06.02.2013), реестровый номер 458713.
Согласно вышеуказанного договора от 06.02.2013, ОАО «Порт Пермь» безвозмездно передало в собственность муниципального образования «Город Пермь» жилые помещения, в том числе жилое помещение по адресу: ... Передаваемое имущество принадлежит обществу на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 22.08.2002. Право собственности муниципального образования на имущество возникает с момента государственной регистрации перехода права.
Согласно статье 18 Закона N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие статьи 18 Закона N 1541-1 (в редакции Закона от 23 декабря 1992 года).
Таким образом, жилое помещение, занимаемое истцами в силу закона подлежало передаче в муниципальную собственность и фактически было передано, служебным не являлось, представляет собой жилой фонд, не вошедший в состав имущества государственного предприятия для использования его в производственной деятельности, построено на государственные средства, поэтому данное имущество, независимо от того, на чьем балансе находилось, в силу закона является муниципальной собственностью.
При этом суд обращает внимание на то, что отсутствие зарегистрированного права муниципального образования на жилое помещение не может служить основанием к отказу в защите прав лиц, занимающих такое жилое помещение, на заключение договора социального найма, если сложились такие отношения и они приобрели право пользования данным жилым помещением, а в последствии и на приобретение его в собственность в порядке приватизации.
В соответствии с п.п.1 п.3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В силу ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Как следует из пояснений представителя истца, материалов дела, основное назначение дома по ул.... – жилое, часть квартир указанного дома передана в собственность граждан. Сведения о том, что спорное жилое помещение зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости, и является служебным, суду не представлено.
Поскольку истцы постоянно проживают в жилом помещении, вселились в установленном законом порядке, приобрели право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, статус служебного жилья спорная комната не имеет, в связи с чем, истцы имеют право на заключение с ними договора социального найма на указанное жилое помещение, иного суду не представлено.
То обстоятельство, что возникли противоречия между заявленными правами и не зарегистрированными правами муниципальной собственнности, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку свидетельствует лишь об отсутствии возможности у истцов реализовать по независящим от них обстоятельствам право на жилого помещения.
В данном ракурсе можно привести аналогию с нормами права, относящимися к приватизации жилых помещений, так, по смыслу ст. 35 Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда РФ", право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче на балансовую принадлежность, возведенного на государственные средства жилья; право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилого фонда в РФ".
В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в редакции, действовавшей на момент рассмотрения судами спора, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Аналогичной нормы, касающейся служебных жилых помещений, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Вводный закон не содержат.
Тем не менее, исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениями и использовавшихся в качестве служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, также должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
В связи с этим с гражданами, проживающими в жилом помещении, в отношении которого произошло изменение правового режима в силу закона, должен быть заключен договор социального найма независимо от того, состоят они на учете нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Таким образом, в силу прямого указания закона, т.е. вне зависимости от действий или бездействия участников спорных материальных правоотношений, жилищный фонд, находившийся в государственной собственности и переданный в муниципалитет, относится к жилищному фонду социального использования, и, соответственно, истцы проживают в занимаемом жилом помещении на условиях социального найма. Оформление муниципалитетом в письменной форме договора найма – это не предоставление им жилого помещения по какому-либо из предусмотренных законом оснований, а всего лишь технический акт, подтверждающий ранее возникшие правоотношения по поводу данного жилого помещения и одновременно подтверждение изменившегося в силу прямого указания закона правового режима использования жилого помещения. Следовательно, договор социального найма является заключенным по самому факту пользования жилым помещением. В момент передачи в муниципальную собственность указанного жилого помещения автоматически изменился правовой режим использования самого жилого помещения, вне зависимости от ранее возникших правоотношений сторон по договору найма жилого помещения, т.е. вне зависимости от того, каким был правовой режим использования (специализированный, коммерческий и т.п.) данного жилого помещения непосредственно до его передачи в муниципальную собственность. Поэтому то обстоятельство, что в определенный период времени здание общежития находилось в собственности юридического лица, правового значения для возникновения договора социального найма не имеет. Распространение законодателем на жилые помещения правового режима социального использования означает, что с момента передачи в муниципальную собственность ими утрачен статус общежития, соответственно лицо, законно занимающее жилое помещение, проживает в нем на условиях договора социального найма.
Спорное жилое помещение было предоставлено истцам на законных основаниях в установленном сложившемся порядке, вселение не было самоуправным, нарушений при вселении не имелось, следовательно, у истцов возникло законное право пользования этим жилым помещением, которое прежним наймодателем ОАО «Порт Пермь» не оспаривалось.
Таким образом, необходимым и достаточным основанием для возникновения договора социального найма на занимаемое жилое помещение, переданное в муниципальную собственность, согласно ст.7 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», является только то, что здание общежития было построено за счет государственных средств, изначально находилось в ведении государственного предприятия и в дальнейшем было передано в ведение органов местного самоуправления.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать право пользования Ганиуллиных Н.Г., А.И. жилым помещением № ..., расположенным по адресу: ..., по договору социального найма.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья К.А. Суворова