Дело №2а-352/ 2022
73RS0003-01-2022-000046-13
М-26/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2022 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Сычёвой О.А.,
при секретаре Алексеевой А.К.,
с участием представителя административного истца –прокурора Сапаровой Р.Х.,
представителя ответчика Борисовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-352/22 по административному иску Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, Администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Правительству Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Определением суда от 03.02.2022 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация муниципального образования «город Ульяновск».
В обоснование административных исковых требований указано следующее.
В ходе проведенных прокуратурой мероприятий в сфере надзора за исполнением природоохранного законодательства было выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером № в районе п. Пригородный г. Ульяновска Ульяновской области, по ул. Речная, в водоохранной зоне р. Грязнушка, в 77 метрах от уреза воды, несанкционированно складируются бытовые и промышленные отходы (битые кирпичи, шифер, куски бетона, навалы грунта) на площади <данные изъяты> кв.м. Объем отходов составляет 80 м3. Этим создана угроза природе, окружающей среде, а также санитарно-эпидемиологическому благополучию неопределенного круга лиц. Земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Ульяновской области. В целях устранения выявленных нарушений 12.05.2021 г. прокурором в адрес Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области было внесено представление, которое было рассмотрено но мер по устранению нарушений не принято. 20.08.2021 г. был организован совместный выезд Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, по результатам которого установлено, что нарушения продолжают иметь место. Указано, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является лицом, ответственным за данный земельный участок, наличие несанкционированной свалки свидетельствует о незаконном бездействии Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. Основываясь на положениях Конституции РФ. Водного и Земельного кодексов РФ, иных положениях действующего законодательства, прокурор просит суд:
признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области и Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в поселке Пригородный на границе с водоохраной зоной реки Грязнушка.
Просит суд обязать Правительство Ульяновской области и Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в поселке Пригородный на границе с водоохраной зоной реки Грязнушка.
В судебном заседании административный истец -прокурор Сапарова Р.Х. административный иск полностью поддержала, просила суд удовлетворить иск к надлежащему ответчику (ответчикам). Сообщила, что нарушения не устранены до настоящего времени, что подтверждается фотоматериалами и результатами выезда на место.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по доверенности Борисова А.О. в судебном заседании иск не признала. Представила письменные возражения на административный иск. Не оспаривает, что Министерство осуществляет управлении распоряжение земельным участком в силу полномочий. При этом указано, что Министерство не является владельцем и пользователем этого земельного участка. Полагает, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком. Указано, что вопросы организации сбора отходов отнесены к полномочиям Администрации г. Ульяновска, Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области. Считает, что исковые требования носят неопределенный характер, так как не содержат координаты характерных точек местоположения несанкционированной свалки. Полагает, что понятие «свалки» не предусмотрено нормативно. Указала, что доказательств вины ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в ухудшении качества земельного участка с кадастровым номером № не имеется. Сообщила, что сведений об арендаторах данного земельного участка не имеется. Считает, что истцом пропущен срок давности на обращение в суд.
Представитель административного ответчика Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. В иске к Правительству Ульяновской области просит отказать.
Представитель административного ответчика Администрации г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен.
Представители заинтересованных лиц Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, ООО «Контракт-Плюс», Финансового управления администрации г. Ульяновска, Министерства финансов Ульяновской области, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управления по благоустройству Администрации города Ульяновска, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области - в судебное заседание не явились, извещены.
С учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав участников по делу, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Действующее законодательство презюмирует разумность и добросовестность действий участников гражданского оборота.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч.4 ст. 39 КАС РФ прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.
В силу разъяснений, данных в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Важнейшими правами, закрепленными в Конституции РФ, являются право на жизнь и здоровье (ст. 41).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 11 указанного ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно требованиям статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
В числе основных принципов государственной политики в области обращения с отходами указаны: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст.3 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (ст. 6 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Во исполнение пп.2 п.2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статья 42 ЗК РФ возлагает на собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками обязанность, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч.3 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ч.7 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Запрещается захоронение отходов в границах водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч.5 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В силу ч.1, 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Во исполнение п.2 ч.15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение отходов производства и потребления.
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
П.2 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156), собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов (Письмо Минприроды РФ от 11.07.1995 № 01-11/29-2002 «О «Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации»).
В силу ч.2 ст. 78 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области.
Осуществление накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды (п.2.2. Порядка от 03.03.2017 № 91-П).
Создание и содержание мест накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, осуществляют органы местного самоуправления (п.2.5 Порядка).
В п.7.8 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст) закреплено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 № 13-П указано, что конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. На органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, притом что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 26-П указано, что предполагается, что законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования. Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских округов в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат. В системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.
Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.8.1. ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В числе перечня поручений по итогам заседания Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, состоявшегося 19 июля 2021 года, обозначено, в том числе, осуществление контроля за выполнением высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов, включенных в федеральный проект "Чистая страна" национального проекта "Экология", включая разработку проектной документации с последующей ликвидацией свалок.
Федеральным законом от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрено финансирование по строкам «ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (Межбюджетные трансферты)» в рамках Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Комплекс работ по контролю в области охраны окружающей среды и природопользования, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок, недопущение образования объектов накопленного вреда окружающей среде; ликвидация несанкционированных свалок в границах городов - отнесены к задачам государственного управления.
На выполнение указанных мероприятий законодатель предусмотрел предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде для достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Чистая страна", входящего в состав национального проекта "Экология", при условии выполнения требований предусмотренных п. 3 Приложения № 6 к государственной программе Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 326).
Таким образом, вопреки позиции административного соответчика, термин «несанкционированная свалка» имеет нормативное наполнение.
Согласно Приказу Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84, природоохранным прокурорам предписано осуществлять надзор за исполнением законов и соблюдением прав граждан природоохранными межрегиональными, территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, некоммерческими организациями, уполномоченными в сфере охраны окружающей среды и природопользования, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры; надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры; надзор за соблюдением законов при реализации государственных и муниципальных программ в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры, с правом предъявление соответствующих исковых заявлений, административных исковых заявлений, заявлений в суд.
В силу ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Согласно пункту 10 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурор вправе требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
В п. 6 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 года № 195 предписано, что проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.
Результаты проверки оформляются в виде справки. По результатам анализа принимаются меры прокурорского надзора либо реагирования в соответствии с Законом о прокуратуре.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что со стороны главы Администрации Железнодорожного района г. Ульяновска в адрес правоохранительных органов было обращение о наличии несанкционированного складирования отходов на земельном участке водоохранной зоны р. Грязнушка в п. Пригородный г. Ульяновска (кадастровый номер участка №).
20.08.2021 г. проведен совместный выезд сотрудников Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области на земельный участок водоохранной зоны р. Грязнушка в п. Пригородный г. Ульяновска (кадастровый номер участка №).
Поскольку проверка проводилась в отношении общедоступного объекта местности, а не в отношении конкретного юридического лица или должностного лица, то у сотрудника прокуратуры отсутствовали правовые основания для извещения административных ответчиков о времени и месте проведения осмотра.
Процедура проведенной прокурорской проверки соответствовала закону.
По результатам выезда и осмотра составлена справка. Установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № в районе п. Пригородный г. Ульяновска Ульяновской области, по ул. Речная, в водоохранной зоне р. Грязнушка, в 77 метрах от уреза воды, несанкционированно складируются бытовые и промышленные отходы (битые кирпичи, шифер, куски бетона, пластиковые бутылки, полиэтиленовая упаковка, куски фанеры, рубероид и др.). Площадь складирования около 120 кв.м. Объем отходов составляет примерно 80 м3.
Изложенное подтверждено справкой (содержащей результаты замеров), фотоматериалами.
Представитель прокуратуры Сапарова Р.Х. в судебном заседании сообщила, что проводила осмотр и замеры на месте лично.
По данным Государственного водного реестра протяженность реки Грязнушка (приток реки Свияга), код водного объекта №, составляет <данные изъяты> км.
Согласно приказу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области от 30.09.2020 г. №, длина водотока р. Грязнушка (овраг Бухтеевский) составляет <данные изъяты> км. Ширина водоохранной зона равна <данные изъяты> м.
В силу ч.4 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров.
Таким образом, в отношении названного земельного участка водоохранной зоны нарушены требования действующего законодательства, поставлены под угрозу безопасность и благополучие окружающей среды, санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределённого круга лиц, что должно быть пресечено.
По данным ЕГРН земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., из земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местоположение: Ульяновская область, МО «Город Ульяновск», кадастровый номер участка №, с ограничением (обременением) в том числе, в виде водоохранной зоны р. Грязнушка (овраг Бухтеевский), находится в собственности Ульяновской области.
Право собственности зарегистрировано 07.11.2014 г.
Границы земельного участка установлены.
Данных об арендаторах указанного земельного участка не имеется.
Конституция РФ, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 6 июля 2000 года № 133-О, исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства, что, в частности, нашло отражение в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, а имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, охватывающие совокупность возникающих из сделок (иных правомерных юридических действий) гражданско-правовых обязательств, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (части 1 и 3).
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п.20 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 01.11.2018 №105 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» функции по распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области с 01.01.2019 переданы Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии с п.п.4 п.2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно Положению о Министерстве строительства и архитектуры (утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 г. № 25/557-П), Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, в том числе управление и распоряжение земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области.
Министерство в пределах и объемах, определяемых его компетенцией, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, общественными объединениями и иными организациями (п.1.2 Положения).
В силу п.2.2. Положения от 16.11.2018 г. № 25/557-П в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами Министерство управляет и распоряжается земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Ульяновской области, за исключением земельных участков, отчуждаемых в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Во исполнение п. 41 Положения Министерство осуществляет проверки использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области.
В силу п. 40 Положения Министерство принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Ульяновской области в сфере земельных отношений путем предъявления исков в суды и направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
12.05.2021 г. в адрес Министра строительства и архитектуры было внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства применительно к названному земельному участку.
В ответе от 01.07.2021 г. в адрес прокурора сообщено, что в действиях Министерства нарушения законодательства отсутствуют.
В судебном заседании установлено, что Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области допущено неправомерное бездействие по вопросу существования несанкционированной свалки на названном участке, не принято исчерпывающих мер по устранению названных нарушений федерального законодательства и законодательства Ульяновской области в сфере земельных отношений.
Данных об обратном суду не представлено.
Вопреки позиции административного ответчика место расположения несанкционированной свалки ясно визуализируется, установлено, зафиксировано и четко обозначено прокурором в административном иске.
Согласно поручению Правительства Ульяновской области от 08.02.2021 г., протоколу совещания от 18.09.2020 г. Министерству природы и цикличной экономики поручено определить перечень свалок, подлежащих ликвидации; составить график ликвидации свалок в разбивке по годам и требуемое денежное финансирование на их ликвидацию, организовать совещание с Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой по вопросу порядка ликвидации свалок.
В итогах совещания Правительства Ульяновской области Министерству природы и цикличной экономики указано на необходимость исключить подачу исков в суд на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.11.2019 № утверждена государственной программы Ульяновской области "Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области". Сроки программы 2020-2024 г.г.
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области является соисполнителем данной государственной программы.
В числе целей и задач данной государственной программы обозначены: ликвидация несанкционированных свалок в границах городов.
Ответственным исполнителем мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок в границе городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде указано Министерство природы и цикличной экономики.
Источник финансирования данной программы определен как бюджетные ассигнования областного бюджета.
Получателем средств областного бюджета в форме субсидий местным бюджетам в пределах бюджетных ассигнований указано Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (п.2 приложения № 6 к указанной государственной программе).
Согласно Положению о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области (утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 6 июля 2018 г. № 16/299-П), Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.
В силу п. 1.6 Положения от 6 июля 2018 г. № 16/299-П финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в том числе бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субвенции из федерального бюджета. Министерство осуществляет установленные бюджетным законодательством функции главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области, в том числе средств областного бюджета Ульяновской области, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, а также установленные бюджетным законодательством Российской Федерации функции главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.
Таким образом, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Администрация г. Ульяновска финансовыми средствами на исполнение мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на части земельного участка с кадастровым номером № в районе п. Пригородный г. Ульяновска, ул. Речная, расположенного в 77 метрах от уреза воды р. Грязнушка, площадью <данные изъяты> кв.м., - не обладают. Данных о обратном суду не представлено.
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области являясь исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, правомочно реализовывать свои функции в рамках лимитов бюджетных ассигнований. Оно участвует в подготовке предложений об использовании средств областного бюджета Ульяновской области в целях охраны окружающей среды, разработке и реализации программ и проектов, осуществляет координацию и методологическое обеспечение разработки областных экологических программ (п.2.6).
Сведений о том, что данному Министерству были выделены средства на указанное в иске мероприятие и поручено его исполнение - не имеется.
При этом, согласно ст. 7 Закона Ульяновской области от 17.11.2016 № 164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области», Правительство Ульяновской области руководит работой исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, возглавляемых Правительством Ульяновской области, и контролирует их деятельность. Исполнительные органы государственной власти Ульяновской области подчиняются Правительству Ульяновской области и ответственны перед ним за выполнение возложенных на них полномочий. Правительство Ульяновской области распределяет функции между исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, утверждает положения об исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и их территориальных органах, устанавливает предельную штатную численность и фонд оплаты труда их государственных гражданских служащих (работников).
В силу ст. 8 Закона Ульяновской области от 17.11.2016 № 164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области», Правительство Ульяновской области обеспечивает реализацию государственных программ Ульяновской области и иных документов стратегического планирования, находящихся в ведении Правительства Ульяновской области; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы в Законодательном Собрании Ульяновской области.
Во исполнение ст. 13 Закона Ульяновской области от 17.11.2016 № 164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области», Правительство Ульяновской области участвует в проведении единой государственной политики по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды; организует деятельность по охране природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы; координирует деятельность в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Правительство Ульяновской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Ульяновской области и законов Ульяновской области, указов и распоряжений Губернатора Ульяновской области издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ст. 17 Закона Ульяновской области от 17.11.2016 № 164-ЗО «О Правительстве Ульяновской области»).
Как установлено в судебном заседании со стороны Правительства Ульяновской области не принято должных эффективных мер в пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении части земельного участка с кадастровым номером № в районе п. Пригородный г. Ульяновска, ул. Речная, расположенного в 77 метрах от уреза воды р. Грязнушка, площадью 120 кв.м., в месте несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов.
В материалы дела не представлено сведений, что в рамках своих полномочий, в том числе в рамках реализации государственной программы Ульяновской области "Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области", Правительством области проведена оперативная работа и (или) предусмотрено финансирование мероприятий по устранению несанкционированной свалки на части земельного участка с кадастровым номером № в районе п. Пригородный г. Ульяновска, в водоохранной зоне р. Грязнушка.
Суд отмечает, что положениями ст.ст. 9, 138.5, 139 БК РФ предусмотрено, что органы государственной власти субъекта вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства расходных обязательств субъектов Российской Федерации, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий, субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
В связи с чем суд усматривает законные основания для признания неправомерными бездействия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Правительства Ульяновской области в части непринятия в пределах своей компетенции мер по устранению нарушений законодательства в сфере земельных отношений в отношении части земельного участка с кадастровым номером № в районе п. Пригородный г. Ульяновска, ул. Речная, расположенного в 77 метрах от уреза воды р. Грязнушка, площадью 120 кв.м., в месте несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов.
Вопреки позиции административного ответчика срок давности при обращении в суд истцом не пропущен.
Так, в силу ч.3 ст. 78 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Установлено и представленными материалами подтверждено, что указанные в административном иске нарушения имеют место по настоящее время.
Как установлено в п. «з» ч.1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление своих полномочий.
Следовательно, орган государственной власти субъекта вправе самостоятельно избирать способ исполнения возложенной на него законом обязанности.
Основываясь на вышеприведённых нормативных положениях и учитывая установленные обстоятельства, суд полагает необходимым возложить обязанность на Правительство Ульяновской области организовать ликвидацию несанкционированной свалки на части земельного участка с кадастровым номером № в районе ул. Речная в п. Пригородный г. Ульяновска, в водоохранной зоне р. Грязнушка, расположенной в 77 метрах от уреза воды р. Грязнушка, ориентировочной площадью 120 кв.м., в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
Установленные судом обстоятельства и представленные доказательства не дают оснований для возложения этой обязанности на Министерство строительство и архитектуры Ульяновской области, на Администрацию города Ульяновска.
Вопреки позиции административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, с учетом изложенного не усмотрено правовых оснований считать ответственным за указанный вопрос Министерство энергетики, ЖКХ и городской среды Ульяновской области, так как он находится за рамками его компетенции.
На основании изложенного суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ 77 ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░. ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 77 ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░