В суде первой инстанции дело
рассмотрено судьей Забелиной В.А.
Дело № 21-372/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Хабаровск 18 августа 2021 года
Судья Хабаровского краевого суда Волошина Е.В., рассмотрев жалобу защитника Тепляшиной А.О. – Калаевой В.Л. на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Тепляшиной А.О.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ОНПР по Хабаровскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю Пархоменко А.А. от 13 октября 2020 года Тепляшина А.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Попова К.В. от 10 ноября 2020 года постановление должностного лица от 13 октября 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26 мая 2021 года постановление должностного лица административного органа от 13 октября 2020 года, решение вышестоящего должностного лица от 10 ноября 2020 года отменены, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение правомочному должностному лицу.
Защитник Тепляшиной А.О. – Калаева В.Л. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит решение судьи районного суда отменить как незаконное, необоснованное, производство по делу прекратить.
Защитник Тепляшиной А.О. – Калаева В.Л. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Дело в силу положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание Тепляшиной А.О., должностного лица, вынесшего постановление, Пархоменко А.А., вышестоящего должностного лица, вынесшего решение, Попова К.В., надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, ходатайств об отложении дела не заявлявших.
Изучив доводы жалобы, выслушав явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Из постановления о назначении административного наказания от 13 октября 2020 года следует, что 25 сентября 2020 года в ходе проведения проверки по обращению, поступившему 02 сентября 2020 года, и материалам, поступившим из ОМВД №41/17409 от 07 сентября 2020 года, должностным лицом административного органа по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с.Корсаково-2, СНТ «Урожай», участок №31, выявлен факт нарушения требований пожарной безопасности, установленных постановлением администрации Хабаровского муниципального района №375 от 10 апреля 2020 года «О введении особого противопожарного режима на территории Хабаровского муниципального района», что выразилось в том, что около 14 час. 00 мин. 19 августа 2020 года в условиях действия особого противопожарного режима Тепляшина А.О. сжигала мусор в бочке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Тепляшиной А.О. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и привлечения ее к административной ответственности.
Судья районного суда, установив, что после поступления в административный орган материалов проверки, равно как и в ходе данной проверки, должностным лицом не было принято надлежащих и достаточных мер к установлению юридически значимых обстоятельств по делу, в том числе не опрошена заявитель Халяпина С.С., не осуществлен выезд на место с целью установления всех обстоятельств, установления и опроса свидетелей по делу, осмотра участка; протокол об административном правонарушении и постановление по делу вынесены на основании обращения Халяпиной С.С. и предоставленными ею фото- и видеоматериалами, которым объективная оценка не дана; протокол и постановление не содержат описания, в чем конкретно заключается нарушение требований, чем регламентирован запрет на сжигание лицом мусора в бочке; не приведено иных сведений, которые могли бы быть расценены как доказательства по делу, пришел к выводу о том, что должностным лицом административного органа допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем отменил постановление должностного лица административного органа, решение вышестоящего должностного лица, направил дело на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Диспозиция ч.2 ст.20.4 КоАП РФ носит бланкетный характер, в связи с чем для привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ необходимо установить, какие требования пожарной безопасности были нарушены в условиях особого противопожарного режима.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, в котором помимо иных предусмотренных законом сведений указывается событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
По смыслу закона протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Протокол об административном правонарушении от 30 сентября 2020 года содержит указание на нарушение Тепляшиной А.О. постановления администрации Хабаровского муниципального района №375 от 10 апреля 2020 года «О введении особого противопожарного режима на территории Хабаровского муниципального района».
Из постановления о назначении административного наказания от 13 октября 2020 года следует, что Тепляшина А.О. нарушила требования пожарной безопасности, установленные постановлением администрации Хабаровского муниципального района №375 от 10 апреля 2020 года «О введении особого противопожарного режима на территории Хабаровского муниципального района».
При этом постановление администрации Хабаровского муниципального района №375 от 10 апреля 2020 года «О введении особого противопожарного режима на территории Хабаровского муниципального района» содержит четырнадцать пунктов, что свидетельствует о невозможности установления конкретных требований пожарной безопасности, нарушенных Тепляшиной А.О. в условиях особого противопожарного режима.
Нарушение иных требований пожарной безопасности Тепляшиной А.О. не вменяется.
В соответствии со ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии с указанной нормой протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, подлежал возвращению для устранения недостатков на стадии подготовки дела к рассмотрению.
В рассматриваемом случае такая возможность утрачена, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Установленное судьей районного суда и подтвержденное материалами дела существенное нарушение процессуальных требований КоАП РФ, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является неустранимым. Следовательно, указанное обстоятельство исключало возможность возвращения дела на новое рассмотрение правомочному должностному лицу, при отмене постановления должностного лица административного органа и решения вышестоящего должностного лица о привлечении Тепляшиной А.О. к административной ответственности.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда от 26 мая 2021 года, а также постановление заместителя главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ОНПР по Хабаровскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 13 октября 2020 года, решение начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 10 ноября 2020 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление заместителя главного государственного инспектора Хабаровского муниципального района по пожарному надзору ОНПР по Хабаровскому муниципальному району Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю от 13 октября 2020 года, решение начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Хабаровскому муниципальному району УНПР ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 10 ноября 2020 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 26 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Тепляшиной А.О. – отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу защитника Тепляшиной А.О. – Калаевой В.Л. считать удовлетворенной.
Судья Хабаровского краевого суда Е.В. Волошина