Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-421/2020 (2а-6280/2019;) ~ М-5889/2019 от 05.12.2019

Копия

2а-421/2020

УИД 63RS0-90

Решение

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Трошаевой Т.В.,

при секретаре Дерябиной М.В.,

с участием представителя административного истца – ФИО3, административного ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г. Самары к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц,

Установил:

Административный истец ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратился с вышеуказанным административным иском к ответчику ФИО1, в обоснование ссылался на следующие обстоятельства.

На налоговом учете в ИФНС России по <адрес> состоит в качестве налогоплательщика ФИО1 (). ФИО1, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2017 год, в связи с наличием объектов налогообложения:

- строения, здания, сооружения (кадастровый ) по адресу: 443125, <адрес>А;

- квартиры (кадастровый ), по адресу: 443125, <адрес>;

- квартиры (кадастровый ) по адресу: 443115, <адрес>.

В связи с чем, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты за 2017 год налога на имущество.

Однако в установленный в уведомлении срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов.

В связи с наличием недоимки по налогу, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, налогоплательщику было направлено требование об уплате налога.

До настоящего времени сумма задолженности, указанная в требовании ответчиком не погашена.

На основании вышеизложенного административный истец просил суд взыскать с ответчика ФИО1, недоимку по обязательным платежам на общую сумму 78 476,76 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 77 332 рубля; пени по налогу на имущество в сумме 1 144 руб. 76 коп.

В ходе судебного разбирательства в связи с частичной оплатой налога на имущество за 2017 год, а именно в отношении квартиры (кадастровый ), по адресу: 443125, <адрес> квартиры (кадастровый ) по адресу: 443115, <адрес>, административный истец уточнил заявленные исковые требования и просил суд взыскать с ответчика ФИО1, недоимку по обязательным платежам, только в отношении строения (кадастровый ) расположенного по адресу: <адрес>А в общей сумме 77 045,76 рублей, в том числе: по налогу на имущество за 2017 г. в сумме 75 901 рубля; пени в сумме 1 144 руб. 76 коп.

Представитель административного истца ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменных пояснениях. Просил в удовлетворении иска отказать.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, по мотивам, подробно изложенным в письменном отзыве, а также дополнил суду, что является индивидуальным предпринимателем, видом экономической деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 является розничная торговля вне магазинов, палаток, рынков; розничная торговля материалами и оборудованием для изготовления поделок в специализированных магазинах; розничная торговля газетами и журналами. ФИО1 поставлен на учет как индивидуальный предприниматель в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ему установлена льгота по налогу на имущество физических лиц. Ему на праве собственности принадлежит нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, 3 этаж, оф. 12. Если указанное нежилое помещение используется ответчиком для осуществления предпринимательской деятельности, то оно облагается единым налогом на вмененный доход и предприниматель не является плательщиком налога на имущество физических лиц, в отношении такого имущества. Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу а-1665/2019 был признан недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0709002:1544, расположенное по адресу: <адрес>А со дня его принятия. Поскольку нежилое помещение ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования не соответствует критериям включения, предусмотренным ст. 378.2 НК РФ, следовательно, ИП ФИО1 освобожден от уплаты налога, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу части 6 статьи 289 КАС при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3. Ст. 75 НК РФ).

К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков – физических лиц, относится транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Согласно ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признаются расположенное в пределах муниципального образования жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение. Дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

В соответствии с п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На основании п. 4 ст. 85 НК РФ, сведения о наличии у налогоплательщиков – физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам, предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств.

В силу п.2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков – физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно п. 4 ст. 31 НК РФ документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.п. 1,2 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 6 ст. 69 НК РФ.).

Из материалов дела следует, что у ФИО1 с 2011 года имеется в собственности нежилое помещение (кадастровый ) расположенное по адресу: <адрес>А, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 27.12.2019г., и не оспорено ответчиком ФИО1 в судебном заседании.

На основании ст. 32 НК РФ в адрес ответчика ФИО1 направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли собственности, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате полученной сумме налога, подлежащего уплате в соответствующий налоговый период.

Поскольку ответчик ФИО1 не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов в полном объеме в установленный срок, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по налогу на имущество в сумме 1 144,76 рубля.

В связи с наличием недоимки по налогу на имущество физических лиц налогоплательщику ФИО1 направлено требование по состоянию на 31.01.2019г., в котором указано, что в срок до 26.03.2019г. ФИО1 обязан оплатить недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 77 332 руб. и пени в размере 1 144, 76 руб.

Требование составлено по форме утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012г. № ММВ-7-8/662 @ и содержит все предусмотренные п.4 ст. 69 НК РФ реквизиты: сведения о сумме задолженности по налогу в размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об обоснованиях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование было предъявлено налогоплательщику в связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате налога.

Срок исполнения налогового требования по имущественному налогу – 26.03.2019г. С указанной даты начинает течь шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании недоимки.

01.07.2019г. мировым судьей судебного участка № 46 Промышленного района г. Самара Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц в общем размере 78 476,76 рублей, который в последующем был отменен определением от 12.09.2019г.

Административный истец, обращаясь с данным исковым заявлением, утверждает, что до настоящего времени задолженность по обязательным платежам в полном объеме не погашена, представив в качестве подтверждения расчет.

Между тем, судом установлены следующие обстоятельства.

ФИО1 является индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством Федеральной налоговой службы о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 63 .

Основным видом его деятельности согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей является торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 поставлен на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

Принадлежащее на праве собственности строение, которое расположено по адресу: <адрес>А ФИО1 использует для предпринимательской деятельности.

Согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса).

В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ФЗ)

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год.

В пункт указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>А, принадлежащее на праве собственности ответчику ФИО1

Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http:www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в издании «Волжская коммуна» (), ДД.ММ.ГГГГ.

Однако установлено, что решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу 28.10.2019г., признан недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , в части включения в него под пунктом 25331 нежилого помещения с кадастровым номером 63:01:0709002:1544, расположенного по адресу: <адрес>А.

Решение суда было основано на том, что нежилое помещение с кадастровым номером ни по предназначению, ни по фактическому использованию, ни по виду разрешенного использования земельного участка не соответствует критериям включения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данное решение ДД.ММ.ГГГГ. опубликовано на сайте Министерства имущественных отношений Самарской области, что подтверждается имеющимся в материалах дела скриншотом от 14.02.2020г.

В соответствии с п. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства Самарской области от 25.07.2016 года «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений)», решения об определении вида фактического использования объектов недвижимости, не соответствующего Положениям, установленным ст. 378.2 части второй Налогового кодекса РФ, являются основанием для исключения этих объектов недвижимости из перечня, определенного уполномоченным органом на текущий налоговый период, а также на налоговые периоды, предшествующие календарному году направления запроса, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка (но не более чем за три налоговых периода), в случае если такие объекты были включены в данный перечень.

Поскольку объект, принадлежащий административному ответчику, в отношении которого начисляется налог на имущество физических лиц, расположенный по адресу: <адрес>А, 3 <данные изъяты> был исключен решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , следовательно, с учетом положений ст. 346.11 НК РФ в отношении указанного объекта административный ответчик подлежит освобождению от уплаты налога на текущий налоговый период (2019 год), а также на три предшествующих налоговых периода, в том числе и за спорный период 2017 год.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что административные исковые требования о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу на имущество за 2017 год в сумме 75 901 руб. и пени в сумме 1 144, 76 руб., удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ИФНС России по Промышленному району г. Самары к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 75 901 руб., пени в размере 1144,76 руб. – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено:ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: (подпись) Т.В. Трошаева

Копия верна: Судья:

    Секретарь:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-421/2020 (2а-6280/2019;) ~ М-5889/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Промышленному району г. САмара
Ответчики
Симаков К.В.
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Трошаева Т. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
05.12.2019Регистрация административного искового заявления
06.12.2019Передача материалов судье
06.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020Подготовка дела (собеседование)
09.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2020Судебное заседание
05.02.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее