Судья – Гончаровой Л.С. Дело № 33-15730/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ14 июля 2015 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Диденко И.А., Пегушина В.Г.
по докладу судьи краевого суда Агибаловой В.О.
при секретаре Раилко А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Савченко Н.И. на решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 17 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Савченко Н.И. обратилась в суд с иском к администрации МО г.Новороссийск о признании за ней права включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
В обоснование исковых требований указала, что она родилась 13.11.1972 года в г.Гулькевичи Краснодарского края. С 1978 года до своего совершеннолетия она воспитывалась в детском доме, поскольку осталась без попечения родителей. Решением Приморского районного суда г.Новороссийска от 18.07.2014 года был установлен данный факт. Осенью 2014 года она обратилась в администрацию МО г.Новороссийск с заявлением о включении её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Приказом от 12.11.2014г. ей было отказано в удовлетворении её заявления по тем основаниям, что она, якобы, не относится к категории детей-сирот. Считает, что она имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, так как в настоящее время жильем она не обеспечена, проживает на съемной квартире вместе с совершеннолетней дочерью.
В судебном заседании Савченко Н.И поддерживала исковые требования и просила их удовлетворить.
Обжалуемым решением суд отказал в удовлетворении исковых требований Савченко Н.И. к администрации МО г.Новороссийска о признании права включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения.
В апелляционной жалобе Савченко Н.И. просит судебную коллегию отменить решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 17 апреля 2015 года и принять новое решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что Савченко Н.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной Законом Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», так как в момент вступления в силу названного закона ей исполнилось 24 года. Кроме того, решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения районного суда не усмотрела.
Как видно из материалов дела, Савченко Н.И. в период с 1978 года по 13.11.1990 года, т.е. до дня своего совершеннолетия, осталась без попечения родителей. Данный юридический факт был установлен решением Приморского районного суда г.Новороссийска от 18.07.2014г.
В 2014 году Савченко Н.И. обратилась в администрацию МО г.Новороссийск с заявлением о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края № 2663-ЖС от 12 ноября 2014 года Савченко Н.И. было отказано в удовлетворении заявления, поскольку она не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной Законом Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Судебная коллегия полагает данный отказ администрации МО г.Новороссийск обоснованным по следующим основаниям.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно абзацу 4 статьи 1 вышеуказанного закона, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из системного анализа указанных норм следует, что в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Савченко Н.И. на момент вступления в законную силу ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» достигла возраста 24 лет.
Учитывая, что действие Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет на момент его вступления в законную силу, суд обоснованно указал на отсутствие у Савченко Н.И. оснований для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований Савченко Н.И. к администрации МО г.Новороссийск.
Довод апелляционной жалобы о том, что Савченко Н.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленной Законом Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», так как в момент вступления в силу названного закона ей исполнилось 24 года, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку был исследован судом и получил оценку в решении.
Другие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным, обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 17 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Савченко Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи