Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-98/2018 (2а-1024/2017;) ~ М-1036/2017 от 27.12.2017

Дело №2а-98/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 января 2018 года                     город Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Наумовой Г.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Томской области (ТОРМ г. Колпашево) к Лукьяненко И.В. о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления и взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №1 по Томской области (ТОРМ г. Колпашево) обратилась в Колпашевский городской суд с административным исковым заявлением к Лукьяненко И.В. о взыскании с него задолженности по страховым взносам в размере 22 955 рублей 20 копеек, в том числе 18 610 рублей 80 копеек – недоимка по страховым взносам на выплату страховой части пенсии; 3 650 рублей – недоимка по страховым взносам в ФФОМС; 580 рублей 04 копейки – пени на финансирование страховой части пенсии; 113 рублей 78 копеек – пени в ФФОМС. Одновременно просили восстановить пропущенный срок для подачи искового заявления.

В обоснование исковых требований указано, что Лукьяненко И.В. (ИНН ОГРНИП ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем и, соответственно, страхователем по обязательному пенсионному страхованию. С ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального закона №243-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» администрирование страховых взносов осуществляется налоговыми органами. Согласно данным, переданным Государственным учреждением Пенсионного фонда в Колпашевском районе Томской области, за Лукьяненко И.В. числится задолженность в бюджет по страховым взносам в размере 22 955 рублей 20 копеек. Поскольку сумма страховых взносов Лукьяненко И.В. своевременно не уплачена, ДД.ММ.ГГГГ Пенсионным фондом было выставлено и направлено требование об уплате задолженности по страховым взносам, пени со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 22 955 рублей 20 копеек. Информация о принятии дальнейших мер по принудительному взысканию на основании выставленного требования, а также комплекс мер по взысканию указанной задолженности, предпринятые Пенсионным фондом в отношении Лукьяненко И.В., в налоговый орган не передавалась (не принималась). В настоящее время у налогового органа утрачена возможность взыскания данной недоимки в связи с истечением установленного срока их взыскания. Учитывая, что задолженность образовалась до ДД.ММ.ГГГГ и документы, подтверждающие принятие Пенсионным фондом мер принудительного взыскания, переданы налоговому органу только ДД.ММ.ГГГГ, считают данное обстоятельство уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд.

На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства (ст. 291 КАС РФ).

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное требование содержится в п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Согласно ч. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов в соответствии со ст. 69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.

По смыслу ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подаётся в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Истцом - межрайонной ИФНС России №1 по Томской области (ТОРМ г. Колпашево) в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Лукьяненко И.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за Лукьяненко И.В. числится задолженность по уплате страховых взносов, пени в размере 22 955 рублей 20 копеек.

В связи с неисполнением Лукьяненко И.В. установленной законом обязанности Пенсионным фондом Российской Федерации было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об оплате задолженности по страховым взносам и пени в сумме 22 955 рублей 20 копеек в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Данное требование Лукьяненко И.В. оставлено без ответа и исполнения, и до настоящего времени не исполнено. В этой связи, межрайонная ИФНС обратилась в суд с настоящим административным иском, в котором просит восстановить пропущенный по уважительным причинам срок обращения с иском в суд и взыскать с Лукьяненко И.В. сумму задолженности, пени.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 №367-О и от 18.07.2006 №308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда. Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке вышестоящим судом по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.

Анализ приведённых выше законоположений позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом указано на то, что задолженность по страховым взносам образовалась до 01.01.2017 и документы, подтверждающие принятие Пенсионным фондом мер принудительного взыскания, в том числе выставления требований, переданы налоговому органу только ДД.ММ.ГГГГ, о чем представлено сопроводительное письмо (л.д. 18).

В суд административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

По мнению суда, изложенные в исковом заявлении причины пропуска срока обращения с иском в суд не могут быть признаны уважительными.

Так, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное), которое на момент возникновения спорных правоотношений выступало органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию страховых взносов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.

В то же время, УПФР своевременно мер по взысканию задолженности принято не было, документы о взыскании задолженности были переданы межрайонную ИФНС лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в данном случае причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд, не могут признаваться уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующими своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, страховых взносов.

Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №1 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░. ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-98/2018

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░

2а-98/2018 (2а-1024/2017;) ~ М-1036/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 1 по Томской области
Ответчики
Лукьяненко Игорь Валерьевич
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Наумова Галина Геннадьевна
Дело на сайте суда
kolpashevsky--tms.sudrf.ru
27.12.2017Регистрация административного искового заявления
27.12.2017Передача материалов судье
28.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2018Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
26.01.2018Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
26.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2018Дело оформлено
13.02.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее