Дело № 2-1351/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года город Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Гепаловой Т.С., представителя УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России Титовой Е.К., при секретаре Баландиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Хабаровского края к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления ФСИН России по Хабаровскому краю, третьи лица Управление ФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Хабаровского края обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления ФСИН России по Хабаровскому краю, третье лицо Управление ФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование заявления истец указал, что в ходе проведенной работниками прокуратуры края в августе 2017 года проверки в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю установлено, что в нарушение требований ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.6, п.3 ст.52, ст.83 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.А.4 приложения А, таблицы А.1 Свода правил 5.13130.2009, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009г. № 175 и п.5 приказа ФСИН РФ от 31.03.2005г. № 222 не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации следующие объекты СИЗО-1: кабинет фельдшера кинологического отделения, кабинет инженерно-технических работников на первом этаже административного здания, режимное КПП и КПП отдела охраны, ТИР, раздевалка для сотрудников на втором этаже, а также спортивный зал на третьем этаже административного здания. Кроме того, согласно требованиям п.61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта. Вместе с тем, на момент проверки автоматическая установка пожарной сигнализации, установленная на других объектах инфраструктуры СИЗО-1, находилась в неисправном техническом состоянии, в частности, пожарная сигнализация не работала в хозяйственном корпусе, в административном здании, в общежитии отряда для осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию, в режимном корпусе № 2 и № 5. Более того, подобные обстоятельства стали возможными ввиду отсутствия в учреждении договора на техническое обслуживание пожарной сигнализации. При этом, несмотря на не заключение соответствующего договора, в СИЗО-1 имеется план технического обслуживания инженерно-технических средств охраны, надзора и пожарной сигнализации Хабаровского филиала ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России. Однако, как установлено проверкой, специалистами указанной организации ФСИН России данные работы на объектах СИЗО-1 не проводились, наличие названного плана носит больше формальный характер. По фактам выявленных нарушений в адрес начальника УФСИН России по Хабаровскому краю вносилось представление от 22.08.2017г. за № № об устранении нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, по результатам рассмотрения которого надлежащих мер к устранению нарушений администрацией следственного изолятора и УФСИН России по не принято. Также, с учетом выявленных нарушений, по постановлению заместителя прокурора края юридическое лицо - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 000 руб. В ходе проведенной контрольной проверки в июле 2018 года установлено, что, несмотря на требования прокуратуры края, указанные в актах прокурорского реагирования, большинство длящихся нарушений законодательства о пожарной безопасности продолжаются и носят системный характер. Так, не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации кабинет фельдшера кинологического отделения, кабинет инженерно-технических работников на первом этаже административного здания, режимное КПП и КПП отдела охраны, ТИР, раздевалка для сотрудников на втором этаже, а также спортивный зал на третьем этаже административного здания. Также указанные помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, установленная на других объектах инфраструктуры СИЗО-1, находится в неисправном техническом состоянии, в частности, пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара не работает в хозяйственном корпусе и в административном здании. Во всех зданиях следственного изолятора не организованно ежеквартальное проведение проверок работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации и работоспособности систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Согласно представленной из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю информации от 19.07.2018г. № №, выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности не устранены до настоящего времени, в том числе из-за недостаточного финансирования. Вместе с тем, какие-либо исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений, не принимаются, что свидетельствует о неисполнении должностными лицами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю и УФСИН России по краю требований ч.1 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Непринятие должностными лицами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю эффективных мер, направленных на устранение выявленных прокуратурой края нарушений свидетельствует о длительном их бездействии.
Просит возложить на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем оборудования установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара следующие объекты: кабинет фельдшера кинологического отделения, кабинет инженерно-технических работников на первом этаже административного здания, режимное КПП и КПП отдела охраны, ТИР, раздевалку для сотрудников на втором этаже, а также спортивный зал на третьем этаже административного здания; обеспечить исправное состояние пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара на других объектах учреждения, в частности в хозяйственном корпусе, в административном здании; организовать ежеквартальное проведение проверок работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации и работоспособности систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.
Определением суда от 27.08.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФСИН России.
В судебное заседание представитель истца не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса России суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю Гепалова Т.С. с иском не согласилась по доводам, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, согласно которым мероприятия по оборудованию помещений системами противопожарной защиты в ФКУ СИЗО-1 проводятся за счет финансирования, выделенного из федерального бюджета, в связи с этим в УФСИН России по Хабаровскому краю в течение 2015-2018гг. неоднократно направлялись запросы на выделение денежных средств на оборудование помещений спортивного зала на третьем этаже, раздевалки для сотрудников на втором этаже административного здания системами противопожарной защиты, перемонтаж неисправных систем противопожарной защиты в административном здании, здании хозяйственного корпуса и другие противопожарные мероприятия. Необходимая сумма, согласно предоставленных локально сметных расчетов, составляет 2 152 502 руб. 00 коп. Несмотря на неоднократные запросы, денежные средства ФКУ СИЗО-1 в 2016г. не выделялись, в 2017г. указанием УФСИН от 06.02.2017г. № № ФКУ СИЗО-1 выделено 150 000 руб. 00 коп., приобретено оборудование для монтажа ремонта и технического обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации на объектах учреждения, согласно выделенных денежных средств (извещатели пожарные дымовые в количестве 270 шт., эвакуационное табло выход в количестве 4 шт., извещатели пожарные ручные в количестве 4 шт., система управления установками противопожарной защиты ОРИОН М исп-127 в количестве 1 шт., которого не достаточно для монтажа ремонта и технического обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации на объектах ФКУ СИЗО-1. В 2018г. указанием УФСИН от 08.11.2017г. № № ФКУ СИЗО-1 выделено 340 000 руб. 00 коп. денежные средства указано расходовать на приобретение оборудования для систем противопожарной защиты и мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Выделенные денежные средства освоены в полном объеме в августе 2018г. Проведены работы по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации в помещениях режимных корпусов № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, приобретено оборудование для монтажа ремонта и технического обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации на объектах учреждения, согласно выделенных денежных средств (извещатели пожарные дымовые в количестве 100 шт., эвакуационное табло выход в количестве 3 шт., извещатели пожарные ручные в количестве 3 шт., речевая колонка РОКОТ 3 шт., кабель-канал 400м, кабель негорючий пожарный ФРЛС 400м, труба гофрированная 500м, анкер), которых не достаточно для монтажа ремонта и технического обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации на объектах ФКУ СИЗО-1. Согласно данных локально сметного расчета, на перемонтаж неисправных систем автоматической пожарной сигнализации в административном здании и хозяйственном корпусе ФКУ СИЗО-1, предоставленного ООО «ВОСТОКБЕЗОПАСНОСТЬ», для перемонтажа систем автоматической пожарной сигнализации на объектах ФКУ СИЗО-1 необходимо оборудование в количестве (прибор приемоконтрольный С 2000 КДЛ 15 шт., прибор приемоконтрольный С 2000 КПБ 15 шт., извещатель пожарный дымовой 697 шт., речевая колонка РОКОТ 152 шт., табло эвакуационное выход 39 шт., извещатель пожарный ручной 39 шт., кабель негорючий 2470м, кабельканал 2470м). Проведение работ по проверке работоспособности систем противопожарной защиты не реже одного раза в квартал с привлечением организации, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности, как указано в требованиях ГОСТ 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий, и сооружений. Общие требования», согласно письма Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России от 19.03.2018г. № 91-1080-19, размещенного на официальном сайте МЧС России в разделе законодательство, требования ГОСТ 57974-2017 в соответствии с федеральным законом от 29.06.2015г. № 162-ФЗ «О стандартизации» применяются исключительно на добровольной основе. Неисполнение требований таких документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований. В соответствии с указанием УФСИН России по Хабаровскому краю от 15.09.2014г. № №, в котором указано, что в соответствии с п.4.2, 4.3, 4.4 Положения о Хабаровском филиале ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России, утвержденного приказом ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России от 27.12.2013г. № 68, функции по организации обеспечения пожарной безопасности, монтажу, ремонту и обслуживанию установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации при пожаре в учреждениях УИС Хабаровского края возложены на Хабаровский филиал ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России. Работы по техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты, в том числе с проверкой работоспособности установленных систем автоматической пожарной сигнализации, а также систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, сотрудниками Хабаровского филиала ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России проводятся ежеквартально в соответствии с план-графиком на проведение данных работ. Работы по перемонтажу систем пожарной сигнализации в административном здании, а также хозяйственном корпусе сотрудниками Хабаровского филиала ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России не проводятся в связи с тем, что приобретаемое оборудование для систем пожарной сигнализации расходуется на поддержание работоспособности данных систем на других объектах ФКУ СИЗО-1. Просила в удовлетворении требований истца отказать
Представитель третьих лиц УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России Титова Е.К. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, в котором указала, что в соответствии с Уставом, утвержденным приказом ФСИН России от 04.03.2011г. № 124, ФКУ СИЗО-1 является федеральным казенным учреждением. В соответствии с Положением, утвержденным приказом ФСИН России от 11.06.2015г. № 518, УФСИН также является федеральным казенным учреждением, распорядителем (получателем) бюджетных средств. В соответствии со ст.ст.6, 161 Бюджетного кодекса России, приказом Минфина РФ от 30.07.2010г. № 84н «Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы государственного (муниципального) учреждения» для казенных учреждений действует система утвержденных лимитов бюджетных обязательств по отдельным статьям (направлениям) финансирования. Лимиты бюджетных обязательств устанавливаются в соответствии со сметой расходов казенного учреждения (ст.6 Бюджетного кодекса России). Оборудование установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, обеспечение исправного состояния пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей возможно только при наличии целевого бюджетного финансирования. При отсутствии бюджетного финансирования на эти цели, казенное учреждение не вправе производить закупки, заключать государственные контракты. При этом истцом не представлено доказательств, что ФКУ СИЗО-1 были выделены денежные средства, но пожарная сигнализация и системы оповещения и управления эвакуацией приобретены не были. Во ФСИН России неоднократно направляются запросы на выделение денежных средств. При поступлении бюджетного финансирования в УФСИН денежные средства равномерно распределяются по учреждениям уголовно-исполнительной системы Хабаровского края. ФСИН России в 2018г. было выделено 1 950 тыс.руб. на монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации людей при пожаре. На оборудование объектов ФКУ СИЗО-1 установками пожарной автоматики и пожарного оборудования в 2018г. направлено 340 тыс.руб. На данные денежные средства были проведены работы по ремонту систем автоматической пожарной сигнализации в помещениях режимных корпусов №№ 1-5, приобретено оборудование для монтажа, ремонта и технического обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации на объектах учреждения (извещатели пожарные дымовые в количестве 100 шт., эвакуационное табло выход в количестве 3 шт., извещатели пожарные ручные в количестве 3 шт., речевая колонка РОКОТ 3 шт., кабель-канал 400м, кабель негорючий пожарный ФРЛС 400м, труба гофрированная 500м, анкер). Также на 2019г. запланировано выделение ФКУ СИЗО-1 денежных средств, согласно плана оснащения пожарной сигнализации учреждений края в 2019-2020гг., в том числе дооборудование пожарной сигнализацией помещений учреждения с учетом лимитов финансирования. В связи с изложенным, полагает несостоятельным довод истца о непринятии ответчиком надлежащих мер, направленных на устранение выявленных прокуратурой нарушений законодательства о пожарной безопасности, и длительном бездействии должностных лиц. Требование истца к ответчику об оборудовании установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, обеспечении исправного состояния пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при отсутствии в достаточном объеме финансирования казенного учреждения из федерального бюджета не является обоснованным. Требование о возложении обязанности по организации ежеквартального проведения проверок работоспособности автоматической пожарной сигнализации и работоспособности систем оповещения и управления людей в случае пожара считает также необоснованным. В исковом заявлении отсутствует ссылка на какой-либо нормативный правовой акт, устанавливающий обязанность ежеквартального проведения указанных проверок. В соответствии с ГОСТ 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» предусмотрено проведение работ по проверке работоспособности систем противопожарной защиты с привлечением организации, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности, не реже одного раза в квартал. Согласно письма МЧС России от 19.03.2018г. № 91-1080-19, размещенного на официальном сайте МЧС России в разделе «Законодательство», требования ГОСТ 57974-2017 в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015г. № 162-ФЗ «О стандартизации» применяются исключительно на добровольной основе. Неисполнение указанного ГОСТ не может квалифицироваться надзорными органами как нарушение обязательных требований. Несмотря на добровольность исполнения указанных требований, в ФКУ СИЗО-1 ежеквартально проводятся проверки работоспособности систем. В соответствии с лицензией МЧС России от 04.02.2014г. № 77-Б/00167 Хабаровским филиалом федерального казенного учреждения «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний» (Хабаровский филиал ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России) осуществляется деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений учреждений УИС Хабаровского края. Работы по техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты, в том числе с проверкой работоспособности установленных систем автоматической пожарной сигнализации, а также систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре сотрудниками Хабаровского филиала ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России проводятся ежеквартально в соответствии с план-графиком на проведение данных работ (акты по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты от 22.01.2018г., от 29.06.2018г., от 22.08.2018г.). Просила в удовлетворении требований истца отказать.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса России прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Согласно п.3 ст.52 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: 3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В силу ст.ст.18, 46 Конституции России права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.150 Гражданского кодекса России жизнь, здоровье и другие материальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Хабаровского края по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний в июле 2018г. была проведена контрольная проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю.
Из справки от 06.08.2018г. следует, что в ходе проведенной проверки были выявлены системные и длящиеся нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Так, в нарушение требований ст.ст.6, 83 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.А.4 приложения А, таблицы А.1 Свода правил 5.13130.2009, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009г. № 175, и п.5 приказа ФСИН РФ от 31.03.2005г. № 222 не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации следующие объекты СИЗО-1: кабинет фельдшера кинологического отделения, кабинет инженерно-технических работников на первом этаже административного здания, режимное КПП и КПП отдела охраны, ТИР, раздевалка для сотрудников на втором этаже, а также спортивный зал на третьем этаже административного здания. Также указанные помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара. Автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, установленная на других объектах инфраструктуры СИЗО-1, находится в неисправном техническом состоянии, в частности, пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара не работает в хозяйственном корпусе и в административном здании. Во всех зданиях следственного изолятора не организовано ежеквартальное проведение проверок работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации и работоспособности систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.
Аналогичные нарушения законодательства о пожарной безопасности были выявлены в августе 2017г. По данному факту в адрес врио начальника УФСИН России по Хабаровскому краю прокуратурой Хабаровского края по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний было внесено представление от 22.08.2017г. с требованием принять меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим.
Постановлением главного государственного инспектора Краснофлотского и Кировского районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФКУ № 90/04 от 26.09.2017г. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Из сообщения начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю от 19.07.2018г. следует, что необорудованными установками автоматической пожарной сигнализации остаются помещения: кабинет фельдшера кинологического отделения, кабинет инженерно-технических работников на первом этаже административного здания, режимное КПП, КПП отдела охраны, ТИР, раздевалка для сотрудников на втором этаже административного здания, спортивный зал на третьем этаже административного здания. Оборудование данных объектов системами противопожарной защиты планируется завершить до 31.08.2018г. Дублирование сигналов на пульт ГПС МЧС России не передается. В неисправном состоянии находится система автоматической пожарной сигнализации в помещениях хозяйственного корпуса, административного здания. Учреждением в УФСИН России по Хабаровскому краю регулярно направляются заявки на выделение денежных средств для проведения работ по монтажу и наладке системы автоматической пожарной сигнализации в помещениях административного здания, а также помещениях хозяйственного корпуса (06.02.2018г., 02.03.2018г., 20.06.2018г.). Денежные средства на данные мероприятия до настоящего момента не выделены.
Согласно п.2.5.1 Устава ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров.
Учитывая, что предписание по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю не выполнено до настоящего времени: кабинет фельдшера кинологического отделения, кабинет инженерно-технических работников на первом этаже административного здания, режимное КПП и КПП отдела охраны, ТИР, раздевалка для сотрудников на втором этаже, а также спортивный зал на третьем этаже административного здания не оборудованы установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара; не обеспечено исправное состояние пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара в хозяйственном корпусе, в административном здании, суд приходит к выводу, что данными бездействиями нарушаются права неопределенного круга лиц, находящихся на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, на обеспечение пожарной безопасности, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан.
При указанных выше обстоятельствах, заявленные исковые требования прокуратурой Хабаровского края по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний в части возложения на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем оборудования установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара следующие объекты: кабинет фельдшера кинологического отделения, кабинет инженерно-технических работников на первом этаже административного здания, режимное КПП и КПП отдела охраны, ТИР, раздевалку для сотрудников на втором этаже, а также спортивный зал на третьем этаже административного здания; обеспечить исправное состояние пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара на других объектах учреждения, в частности в хозяйственном корпусе, в административном здании подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика об отсутствии денежных средств, не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей обеспечивать пожарную безопасность в Учреждении.
Рассматривая требование истца о возложении на ответчика обязанности организовать ежеквартальное проведение проверок работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации и работоспособности систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара, суд приходит к выводу о том, что они носят рекомендательный характер, поскольку в соответствии с ГОСТ 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» предусмотрено проведение работ по проверке работоспособности систем противопожарной защиты с привлечением организации, имеющей аккредитацию на данный вид деятельности, не реже одного раза в квартал.
Согласно письма МЧС России от 19.03.2018г. № 91-1080-19, требования ГОСТ 57974-2017 в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015г. № 162-ФЗ «О стандартизации» применяются исключительно на добровольной основе.
Как установлено судом, в ФКУ СИЗО-1 ежеквартально проводятся проверки работоспособности систем. В соответствии с лицензией МЧС России от 04.02.2014г. № 77-Б/00167 Хабаровским филиалом федерального казенного учреждения «Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний» (Хабаровский филиал ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России) осуществляется деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений учреждений УИС Хабаровского края. Работы по техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты, в том числе с проверкой работоспособности установленных систем автоматической пожарной сигнализации, а также систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре сотрудниками Хабаровского филиала ФКУ ГЦИТОиС ФСИН России проводятся ежеквартально в соответствии с план-графиком на проведение данных работ, что подтверждается актами по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты от 22.01.2018г., от 29.06.2018г., от 22.08.2018г.
В виду изложенного, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
В силу ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса России в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу вышеизложенного, исходя из характера выявленных нарушений требований, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда – 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокуратуры Хабаровского края к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления ФСИН России по Хабаровскому краю об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,- удовлетворить частично.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1» Управления ФСИН России по Хабаровскому краю устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности путем оборудования установками пожарной сигнализации и системами оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара следующие объекты: кабинет фельдшера кинологического отделения, кабинет инженерно-технических работников на первом этаже административного здания, режимное КПП и КПП отдела охраны, ТИР, раздевалку для сотрудников на втором этаже, а также спортивный зал на третьем этаже административного здания; обеспечить исправное состояние пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара на других объектах учреждения, в частности в хозяйственном корпусе, в административном здании,
- в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения.
Мотивированное решение принято 28.09.2018.
Судья /подпись/
Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова