Решение по делу № 2-312/2021 ~ М-206/2021 от 21.04.2021

84RS0001-01-2021-000356-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2021 года                                      г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Пигиной Н.А.,

при секретаре Галат В.Н.,

с участием представителя ответчика ООО «Потапово» Дубовской Ю.В., выступающей на основании доверенности от 31.05.2021 года,

представителя ответчика администрации г.Дудинка – Гришина В.С.. выступающего по доверенности от 17.01.2020 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-312 по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Потапово» и администрации г.Дудинка о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в Дудинский районный суд с иском к ООО «Потапово» о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил, указывая на то, что ООО «Потапово» эксплуатирует поверхностный водоисточник – водозабор на реке Енисей в п. Левинские пески. При этом ответчиком в 2020 году получено санитарно-эпидемиологическое заключение№ 24.49.31.000.Т.000433.04.20 от 28.04.2020 года о соответствии проекта зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В нарушение требований п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» после получения санитарно-эпидемиологического заключения ООО «Потапово» по настоящее время – апрель 2021, не утвердило проект зон санитарной охраны в министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края. Следовательно, границы зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника хозяйственно-питьевого назначения (обеспечивается холодное водоснабжение жителей поселка Левинские пески) фактически не установлены. Вместе с тем, отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны источника водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в поверхностном водоисточнике, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц, по химическому и биологическому фактору. Указанные выше нарушения норм санитарных правил и нормативов являются нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушения прав человека на обеспечение безопасной среды обитания, а также создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, истец просит суд признать незаконным бездействие ООО «Потапово» по согласованию зон санитарной охраны для поверхностного водоисточника (поверхностный водозабор на реке Енисей, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Левинские пески) в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края; обязать ответчика устранить нарушения санитарных правил незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.

Определением Дудинского районного суда от 09.06.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Дудинка.

Представитель истца Денисенко Т.А., выступающая на основании доверенности от 05.10.2020 года, в судебном заседании участия не принимала, о дне и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Потапово» Дубовская Ю.В., выступающая на основании доверенности от 31.05.2021 года, в судебном заседании иск не признала, поддержала ранее представленные возражения, из которых следует, что поселок Левинские Пески муниципального образования г.Дудинка услугами центрального водоснабжения не охвачен. Организация поставки воды в поселок происходит путем подвоза воды автоцистернами, автотранспортом обслуживающих предприятий из ближайших водоемов. В настоящее время в п. Левинские Пески источником технического и хозяйственно-бытового водоснабжения является река Енисей. Забор воды производится путем закачки воды мотопомпой в емкость 2,5 куб.м., установленную на автомобиле. Для обеззараживание забираемой воды используются таблетки «акватабс». 23.04.2020 года администраций г.Дудинка и ООО «Потапово» заключено соглашение, в силу которого ООО «Потапово» приняло на себя обязательства оказывать услуги по подводу питьевой воды населению поселка в соответствии с требования ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с нормами данного Федерального закона, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон санитарным правилам. 28.05.2018 года ООО «Потапово» заключило договор на выполнение работ по разработки проектов зоны санитарной охраны (ЗСО) для 4 источников, в том числе и в п.Потапово, с ООО «Центр экологических разработок и аудита». 07.04.2020 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» приняло заключение по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии санитарным правилам проекта зон санитарной охраны водозабора на р.Енисей в пос.Потапово, о чем 28.04.2020 года выдано соответствующее заключение. Между тем, ООО «Потапово» использует водный объект р.Енисей в п. Левинские Пески без разрешительных документов на право пользования поверхностными водными объектами или их частями. В 2020 году ООО «Потапово» разработало и согласовало с Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю рабочую программу производства контроля качества воды. Ежегодно ООО «Потапово» проверяет питьевую воду из р.Енисей согласно протоколам исследований вода отвечает санитарным нормам. В настоящее время ООО «Потапово» обратилось в администрацию г.Дудинка с заявлением о расторжении договоров водоснабжения в связи с отсутствием законных оснований для осуществления деятельности по водоснабжению. Ввиду отсутствия заключенного договора о водопользовании, а также с учетом того, что генеральный план развития поселка Левинские пески не принят и не утвержден в связи с не перспективностью данного поселения, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. (л.д. 82-88)

В судебном заседании представитель Дубовская Ю.В. также пояснила, что с 01.06.2021 года ООО «Потапово» прекратило осуществлять доставку питьевой воды в поселок, соглашение с администрацией города в настоящее время не расторгнуто. Подготовленный проект зон санитарной охраны водоисточника направлен на согласование в Министерство 01.07.2021 года. Однако направленный проект скорее всего утвержден не будет, поскольку в районе ЗСО располагает свалка, а также объекты вблизи г.Игарка, которые не могут находится в зоне ЗСО.

Представитель соответчика администрации города Дудинка Тувишов А.Е., выступающий по доверенности от 09.01.2020 года, представил возражения, из которых следует, что с исковыми требования к администрации г.Дудинка он не согласен ввиду следующего. Во исполнение п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для создания полноценной системы устойчивого функционирования инженерной инфраструктуры генеральным планом, утвержденным Решением Дудинского городского Совета депутатов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 13.12.2017 года № 10-0386 предусматривается комплекс мероприятий по размещению объектов местного значения города, в том числе централизованное водоснабжение в населенных пунктах муниципального образования «город Дудинка». Срок реализации мероприятий установлен до 2036 года. Для организации водоснабжения п. Потапово администрацией г.Дудинка избрано ООО «Потапово», с которым заключен соответствующий договор сроком действия по 31.12.2021 года. В силу п. 1.2 Договора ООО «Потапово» обязалось за счет собственных сил поставлять воду в поселок. В мае 2021 года ООО «Потапово» обратилось с письмом о расторжении заключенного договора, до настоящего времени договор не расторгнут. Река Енисей является федеральной собственность, администрация г.Дудинка не осуществляет забор водных биологических ресурсов, в связи с чем ей не может быть заключен договор водопользования. Заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны водных объектов санитарным правилам на р.Енисей в п.Потапово получено ООО «Потапово» 28.04.2020 года. Однако, проект зон санитарной охраны ООО «Потапово» в уполномоченный орган не направлен. Учитывая изложенное, представитель ответчика полагает, что на администрация г.Дудинка не может быть возложена обязанность по согласованию указанного проекта. (л.д. 207-209)

Представитель ответчика администрации г.Дудинка Гришин В.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражениях.

Представитель третьего лица министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ООО «Потапово» 02.07.2021 года направлен для согласования в Министерство проект зон санитарной охраны водозабора на р.Енисей, срок согласования проекта составляет два месяца.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 41 и ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, что предусмотрено ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 года).

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с ч. 1,3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.199 года № 52-ФЗ использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно ч.5 указанной статьи зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства (к каковым в соответствии с п.1 Правил относятся организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение) обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Пунктом 1.2 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 и утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) определено, что данные Правила определяют санитарно – эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Согласно п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и подземных источников.

В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, которым определена процедура утверждения ЗСО водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе установлены комплектность проекта ЗСО и сроки его утверждения, которые составляют не более двух месяцев (п.13).

В соответствии с п. 2 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны является министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

Вместе с тем, 28.11.2017 года постановлением Правительства Красноярского края от № 715-П утверждено Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, в соответствии с п.п.3 п.1.1 Министерство осуществляет надзор (контроль), в том числе в области водных отношений, а в силу п.п.5 п.3.1 – полномочно устанавливать, изменять и прекращать существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

СанПиНом 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае, в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничения использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Из материалов дела следует, что 23.04.2020 года между администрацией г.Дудинка и ООО «Потапово» заключено соглашение С.65, в силу которого исполнитель (ООО «Потапово») приняло на себя обязательство оказывать услуги по подвозу питьевой воды населению, проживающему, в том числе на территории пос. Левинские пески, в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ. (л.д. 102-105)

Из рабочей программы производственного контроля качества воды следует, что водоснабжение пос. Левинские пески муниципального образования «город Дудинка» осуществляется ООО «Потапово» посредством эксплуатации поверхностного водозабора из реки Енисей – водозабор № 2, расположенном в п. Левинские пески Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края. Водозабор представляет собой мотопомпу на понтоне. (л.д. 155-158)

07.04.2020 года ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» ООО «Потапово» выдано заключение о соответствии проектных решений по установлению границ зон санитарной охраны источника водоснабжения требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02. (л.д. 117-125)

28.04.2020 года ответчиком ООО «Потапово» получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 24.49.31.000.Т.000433.04.20 о соответствии проекта зон санитарной охраны поверхностного водозабора на реке Енисей, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Левинские пески, требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (л.д. 126-127).

Согласно письму ООО «Потапово» проект зон санитарной охраны направлен для утверждения министерству экологии и рационального природопользования только 01.07.2021 года, то есть спустя более года после заключения соглашения о водоснабжении поселка.

Согласно ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Ответчиком ООО «Потапово» не представлено доказательств утверждения проектов зон санитарной охраны уполномоченным органом, и подтверждающих устранение выявленных нарушений санитарного законодательства.

Доводы представителя ответчика ООО «Потапово» об отсутствии у них обязанности по согласованию проекта ЗСО в установленном порядке, опровергаются вышеприведенными правовыми нормами.

Обязанность по согласованию проекта зон санитарной охраны водоисточника не может быть возложена на муниципальное образование, поскольку свои обязательства в части организации водоснабжения населенного пункта, возложенные на них п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 года № 416-ФЗ, они исполнили, заключив соглашение о водоснабжении с ООО «Потапово».

Вместе с тем, отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны источника водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в поверхностном водоисточнике, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц, по химическому и биологическому фактору.

Доводы ответчика ООО «Потапово» об отсутствии договора водопользования и направлении письма о расторжении договора водоснабжения пос. Левинские пески, не могут повлиять на вышеизложенные выводы суда, поскольку ООО «Потапово» фактически использует водозабор на реке Енисей для водоснабжения поселка, что в силу вышеприведенных норм должно соответствовать установленным санитарным правилам.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что нарушения ООО «Потапово» норм санитарных правил и нормативов в части отсутствия утвержденных зон санитарной охраны поверхностного водоисточника, нарушают прав лиц, проживающих в поселке Левинские пески, а также создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в связи с чем, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Норильске к Обществу с ограниченной ответственностью «Потапово» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «Потапово» по согласованию зон санитарной охраны для поверхностного водоисточника (поверхностный водозабор на реке Енисей, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Левинские пески) в министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Обязать ООО «Потапово» незамедлительно по вступлении настоящего решения суда в законную силу, устранить нарушения пункта 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в части согласования в установленном порядке с министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края зон санитарной охраны поверхностного водоисточника (поверхностный водозабор на реке Енисей, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, поселок Левинские пески).

В удовлетворении исковых требований к администрации города Дудинка отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья Н.А. Пигина

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2021 года.

2-312/2021 ~ М-206/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Норильске
Ответчики
Администрация города Дудинки
ООО "Потапово"
Другие
Министерство Экологии и рационального природопользования Красноярского каря
Суд
Дудинский районный суд Красноярского края
Судья
Пигина Наталья Александровна
Дело на странице суда
dudinsky--dud.sudrf.ru
21.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021Дело оформлено
11.11.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее