Дело № 5-2293/2021
УИД 03RS0003-01-2021-009328-91
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 июля 2021 года г. Уфа
Судья Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан Добрянская А.Ш.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Зайнетдинова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Зайнетдинова Альвира Ильдусовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> района Респ.Башкортостан, зарегистрированного по адресу: <адрес> фактически проживающего по адресу: <адрес>, работающего в ОАО «ФармСтандар-УфаВИТА»,
разъяснив Зайнетдинову А.И. права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), статьей 51 Конституции Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Зайнетдинов А.И. привлекается к административной ответственности по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ за то, что 05.07.2021 в 00 часов 50 минут по адресу: г.Уфа, <адрес> проявил явное неуважение к обществу, а именно нарушил общественный порядок: громко слушал музыку, на замечания не реагировал, отказывался выполнять законные требования.
В судебном заседании Зайнетдинов А.И. вину в совершении правонарушения не признал, пояснил, что 05.07.2021 находился вместе с другом Арслановым Р.А. на у <адрес> г.Уфы, на парковке в его машине слушали музыку. Увидели, что к ним направляются сотрудники полиции и немедленно выключили музыку перед их приходом. Сотрудников полиции было двое и с ними еще двое, которые в последующем были понятыми. Сотрудники полиции в грубой нецензурной форме начали спрашивать, почему мы так громко слушаем музыку, потребовали уехать, я согласился. Арсланов Р.А. начал снимать происходящее на камеру, и полицейский Ахметов Д. выбил телефон с рук Арсланова Р.А. и начала его задерживать, нанося ему удары руками и валить на землю, в этом ему также помогал и другой сотрудник полиции. В это время я стоял у своей машины и ничего не делал, но подошел к ним, чтобы удостовериться, что Арсланов Р.А. в порядке, но меня задержали вместе с ним и отвели на пост. Сотрудники полиции предложили Арсланову Р.А. удалить видео, в этом случае они не будут выступать против нас и нам не придется идти в суд. Никаких требований чтобы мы выключили музыку не предъявлялось, он никаких правонарушений не совершал, его задержали незаконно.
Выслушав Зайнетдинова А.И., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения предполагает доказывание его вины.
Согласно представленным материалам, протоколу об административном правонарушении Зайнетдинов А.И. 05.07.2021 года в 00 часов 50 минут, находясь по адресу: г.Уфа, <адрес> проявил явное неуважение к обществу, а именно нарушал общественный порядок, громко слушал музыку, на замечания не реагировал, отказывался выполнять законные требования, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.19.3. КоАП РФ.
Согласно объяснениям Зайнетдинова А.И., данными им в суде, 05.07.2021 находился вместе с другом Арслановым Р.А. на у <адрес> г.Уфы, на парковке в его машине слушали музыку. Увидели, что к ним направляются сотрудники полиции и немедленно выключили музыку перед их приходом. Сотрудников полиции было двое и с ними еще двое, которые в последующем были понятыми. Сотрудники полиции в грубой нецензурной форме начали спрашивать, почему мы так громко слушаем музыку, потребовали уехать, я согласился. Арсланов Р.А. начал снимать происходящее на камеру, и полицейский Ахметов Д. выбил телефон с рук Арсланова Р.А. и начала его задерживать, нанося ему удары руками и валить на землю, в этом ему также помогал и другой сотрудник полиции. В это время я стоял у своей машины и ничего не делал, но подошел к ним, чтобы удостовериться, что Арсланов Р.А. в порядке, но его задержали вместе с ним и отвели на пост.
Судом в ходе рассмотрения дела было удовлетворено ходатайство Зайнетдинова А.И. о приобщении к материалам дела видеозаписи, произведенной Арслановым Р.А. непосредственно перед их задержанием на мобильный телефон.
Согласно видеозаписи сотрудник полиции Ахметов Д.Б. говорит Зайнетдинову А.И. чтобы он убрал машину, дословно: «Все уехал отсюда, чтобы я не видел тебя больше». При этом каких-либо требований, в том числе законных, в адрес Зайнетдинова А.И. от сотрудников полиции не поступало.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица, что закреплено в п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, телефоны свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с 2. ст.27 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О полиции" сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
В протоколе об административном правонарушении не указанно, какого именно должностного лица, какие именно требования Зайнетдиновым А.И. не выполнены. Не указанно, что данные требования являлись законными.
Представленная видеозапись, на которой сотрудник полиции выражает свою волю о том, чтобы Зайнетдинов А.И. и его друг уехали с ул. Набережная г.Уфы, свидетельствует о том, что какого-либо правонарушения Зайнетдиновым А.И. не совершалось, так как в соответствии с указанной нормой закона сотрудниками полиции не принималось мер по пресечению административного правонарушения и задержанию кого-либо. Задержание Зайнетдинова А.И. началось из-за того, что он подошел к сотрудникам полиции, когда они задерживали его друга Арсланова Р.А. из-за видеосъемки действий сотрудника полиции. При этом незаконных действий им не производилось, основания его задержания по мнению суда отсутствовали.
Каких-либо данных, в том числе, о предъявлении законных требований сотрудниками полиции и их неисполнения Арслановым Р.А., суду не представлено, в административном протоколе не указанно.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для квалификации действий Зайнетдинова А.И. по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу отсутствия такого признака состава административного правонарушения, как «законность требований».
Кроме того, по мнению суда при составлении протокола в отношении Зайнетдинова А.И. допущены нарушения закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Следовательно, не разъяснение предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является существенным нарушением закона.
Исходя из принципиальных положений Конституции РФ, КоАП РФ устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях. Комментируемая статья определяет права и обязанности лица (физического и юридического), привлекаемого в установленном Кодексом порядке к административной ответственности. Положения данной статьи касаются всех стадий производства по делам об административных правонарушениях и, следовательно, гарантий прав указанных выше лиц.
Статья 28.2 Кодекса устанавливает обязательные для должностных лиц правила составления протокола об административном правонарушении, в том числе обязанность разъяснить права и обязанности привлекаемому к ответственности лицу, обеспечить ему возможность ознакомиться с содержанием протокола, представить свои замечания и объяснения. На этой стадии производства по делу, как и на всех других, имеется возможность заявлять ходатайства, в частности о проведении экспертизы, об истребовании документальных доказательств. Копия протокола должна вручаться физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему под расписку.
Из протокола видно, что подписи Зайнетдинова А.И. в графах о разъяснении ему процессуальных прав отсутствует. В предоставленном акте «Об отказе в составлении на административный протокол» от 05.07.2021 года, в том числе с внесенными в него исправлениями от 13.07.2021 года сведения о разъяснении прав Зайнетдинову А.И. отсутствуют. Протокол вручен Зайнетдинову А.И. лишь 13.07.2021 года, чем также грубо нарушены его права.
В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 05.07.2021 не может быть признан судом надлежащим допустимым доказательством и не может быть положен в основу признания лица виновным в совершении им административного правонарушения.
Таким образом, не установлен факт наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Статья 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, в том числе, отсутствие события административного правонарушения.
Пункт 3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что выносится решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
В соответствии с п.1.1.ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела выносится постановление по делу об административном правонарушении, о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Отсутствие состава административного правонарушения на основании ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как разъясняет пункт 4. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим ответственность.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Зайнетдинова А.И. подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ судья
ПОСТАНОВИЛ:
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зайнетдинова Альвира Ильдусовича на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы РБ в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.
Судья: А.Ш. Добрянская