Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 мая 2016 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Бетиной Г.А.,
при секретаре Черных М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4345/2016 по иску Прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику, указав, что согласно материалу отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ на пересечении <адрес> и <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> было проведено дополнительное обследование вышеуказанного места дорожно-транспортного происшествия. В ходе обследования выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно: не установлены дублирующие дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью в соответствии с требованием п. 5.1.6 ГОСТ Р 55289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющий устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004), не установлены ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием в соответствии с требованиями п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004. Составлен акт выявленных недостатков, возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ. В целях устранения нарушений требований национальных стандартов мэрии г.о. Тольятти выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление <адрес> о привлечении к административной ответственности юридического лица - мэрии г.о. Тольятти по ст. 12.34 КоАП ФР, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. ДД.ММ.ГГГГ органу местного самоуправления внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведена проверка исполнения мэрией г.о. Тольятти мероприятий, направленных на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети на пересечении <адрес> и <адрес>. Составлен соответствующий акт, согласно которому нарушения не устранены. За невыполнение в установленный срок законного предписания в отношении мэрии г.о. Тольятти составлен протокол <адрес> по ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно материалу отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ на Приморском бульваре в районе <адрес>А произошло дорожно-транспортное происшествие. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведено дополнительное обследование вышеуказанного места дорожно-транспортного происшествия. В ходе обследования выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно: отсутствуют дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей часть в нарушение требований п. 5.16 ГОСТ Р 52289-2004, не установлены дорожные знаки 6.16 «Стоп-линия» на отдельной стойке в нарушение требований п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004. По результатам проверки составлен акт выявленных недостатков, возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес мэрии г.о. Тольятти внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведена проверка исполнения мэрией г.о. Тольятти мероприятий, направленных на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети на Приморском бульваре в районе <адрес>А, составлен акт выявленных недостатков. За невыполнение в установленный срок законного предписания в отношении мэрии г.о. Тольятти составлен протокол 63 АА 323 633 по ст. 19.5 КоАП РФ. Прокуратурой <адрес> по указанному факту в адрес мэрии г.о. Тольятти внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако, согласно ответу на акт прокурорского реагирования, устранить нарушения в настоящее время не представляется возможным, в связи с отсутствием достаточного финансирования. Таким образом, неисполнение МКУ «ЦОДД ГОТ» возложенных функций и требований законодательства в области безопасности дорожного движения нарушает права граждан - неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.о. Тольятти, на безопасные условия передвижения по дорогам городского округа.
Просит обязать МКУ «ЦОДД ГОТ»:
- в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью на пересечении <адрес>;
- в соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить ограничивающие пешеходные ограждения в каждую сторону от наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, расположенных на участке улично-дорожной сети на пересечении <адрес> и <адрес>;
- в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью Приморского бульвара в районе дома № <адрес>;
- в соответствии с п. 5.7.18 ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить знак 6.16 «Стоп-линия» на Приморском бульваре в районе дома № <адрес>.
Представитель истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что оборудование пешеходных переходов, установка ограничивающих пешеходных ограждений и дорожных знаков относится к их компетенции и наличие указанных ограждений и дорожных знаков предусмотрено ГОСТ, их установлена будет осуществлена при наличии финансирования.
Представитель 3-го лица Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения по г. Тольятти в судебном заседании доводы искового заявления поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 на дорогах с двусторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении, а также на дорогах с односторонним движением с тремя и более полосами знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью.
Дорожные знаки 6.16 «Стоп линия» размещаются в соответствии с требованиями п 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2004 и п. 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004, а именно, Знак 6.16 "Стоп-линия" применяют для указания места остановки транспортных средств на регулируемых перекрестках и на нерегулируемых железнодорожных переездах.
Знак устанавливают справа от дороги или над проезжей частью. Допускается устанавливать знак над каждой полосой движения.
Если знак применяют самостоятельно (без разметки 1.12), то расстояние от знака до светофора, шлагбаума или ближнего рельса определяют по 6.2.14.
Знак допускается применять для дублирования разметки 1.12, в этом случае его устанавливают в одном поперечном сечении с разметкой.
Согласно п. 6.2.14. ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено», в местах, где движение регулируется светофором, и перед железнодорожными переездами.
Разметку наносят перед перекрестком при наличии знака 2.5 на расстоянии не более 1 м от границы пересекающей проезжей части.
Разметку 1.12 наносят на расстоянии 10 - 20 м от светофора Т.1 или Т.2 при расположении светофора над проезжей частью и 3 - 5 м - при расположении сбоку от проезжей части для обеспечения видимости их сигналов. Допускается уменьшать указанные расстояния соответственно до 5 и 1 м при наличии светофоров Т.3 любых исполнений.
При наличии пешеходного перехода разметку наносят на расстоянии не менее 1 м перед переходом.
Разметку наносят на расстоянии 1-3 м до светофора Т.5, используемого для регулирования движения маршрутных автобусов или троллейбусов, движущихся по специально выделенной полосе.
На железнодорожных переездах разметку 1.12 наносят на расстоянии 5 м от шлагбаума или светофора, а при их отсутствии - на расстоянии 10 м от ближнего рельса в одном створе со знаком 2.5, а при наличии знака 2.5 - на расстоянии Юм от ближнего рельса в одном створе со знаком.
Кроме того, с 28.02.2014г. вступили в законную силу изменения, внесенные в п. 5.1.6, 5.1.17, 7.1.2 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которым, на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью, на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2.
В соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: - перильного типа или сетки на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок общественного транспорта с подземными или надземными пешеходными переходами в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей; - перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
В соответствии с п. 4.5.2.6 ГОСТ Р 52766-2007 у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа с двух сторон дороги на расстоянии не менее 50 м в обе стороны от пешеходного перехода. На дорогах с разделительной полосой в местах нахождения внеуличных пешеходных переходов (подземных и надземных) должны быть установлены ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа или ограждения в виде сеток длиной не менее 20 м на разделительной полосе в обе стороны от пешеходного перехода (при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей).
?????
Из материалов дела следует, что согласно материалу отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ на пересечении <адрес> и <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти было проведено дополнительное обследование вышеуказанного места дорожно-транспортного происшествия.
В ходе обследования выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно: не установлены дублирующие дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью в соответствии с требованием п. 5.1.6 ГОСТ Р 55289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющий устройств» (далее - ГОСТ Р 52289-2004), не установлены ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием в соответствии с требованиями п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004.
Составлен акт выявленных недостатков, возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ.
В целях устранения нарушений требований национальных стандартов мэрии г.о. Тольятти выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, уполномоченным должностным лицом 13ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление <адрес> о привлечении к административной ответственности юридического лица - мэрии г.о. Тольятти по ст. 12.34 КоАП ФР, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ органу местного самоуправления внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведена проверка исполнения мэрией г.о. Тольятти мероприятий, направленных на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети на пересечении <адрес> и <адрес>. Составлен соответствующий акт, согласно которому нарушения не устранены.
За невыполнение в установленный срок законного предписания в отношении мэрии г.о. Тольятти составлен протокол <адрес> по ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно материалу отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ на Приморском бульваре в районе дома № произошло дорожно-транспортное происшествие.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведено дополнительное обследование вышеуказанного места дорожно-транспортного происшествия.
В ходе обследования выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно: отсутствуют дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей часть в нарушение требований п. 5.16 ГОСТ Р 52289-2004, не установлены дорожные знаки 6.16 «Стоп-линия» на отдельной стойке в нарушение требований п. 5.7.18, 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004.
По результатам проверки составлен акт выявленных недостатков, возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес мэрии г.о. Тольятти внесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти проведена проверка исполнения мэрией г.о. Тольятти мероприятий, направленных на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети на Приморском бульваре в районе дома №, составлен акт выявленных недостатков.
За невыполнение в установленный срок законного предписания в отношении мэрии г.о. Тольятти составлен протокол 63 АА 323 633 по ст. 19.5 КоАП РФ.
Прокуратурой города Тольятти по указанному факту в адрес мэрии г.о. Тольятти внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако, согласно ответу на акт прокурорского реагирования, устранить нарушения в настоящее время не представляется возможным, в связи с отсутствием достаточного финансирования.
Таким образом, неисполнение МКУ «ЦОДД ГОТ» возложенных функций и требований законодательства в области безопасности дорожного движения нарушает права граждан - неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.о. Тольятти, на безопасные условия передвижения по дорогам городского округа.
Ответчик не оспаривает, что установка ограничивающих пешеходных ограждений, светофоров и дорожных знаков способствует предотвращению дорожно-транспортных происшествий.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, учитывая, что неисполнение требований закона «О безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» нарушает права граждан на безопасные условия передвижения по дорогам города, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования и обязать ответчика установить дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью», знак 6.16 «Стоп-линия» ограничивающие пешеходные ограждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью на пересечении <адрес>.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» в соответствии с п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить ограничивающие пешеходные ограждения в каждую сторону от наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием, расположенных на участке улично-дорожной сети на пересечении <адрес> и <адрес>.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить дублирующие знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью Приморского бульвара в районе дома № <адрес>.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» в соответствии с п. 5.7.18 ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить знак 6.16 «Стоп-линия» на Приморском бульваре в районе дома № <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2016г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья
Секретарь