ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2016 года г. Самара
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Свиридовой О.А.,
при секретаре Баландиной М.Е.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Халеппо И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-361/16 по исковому заявлению прокурора Волжского района Самарской области в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ООО «Златогорка» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Златогорка» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции.
В иске указал, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения ООО «Златогорка» требований федерального законодательства о противодействии коррупции. Проверкой установлено, что ООО «Златогорка» является действующим юридическим лицом. В нарушении правовых норм в ООО «Златогорка» меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты, надлежащая работа в указанном направлении не ведется. Таким образом, неисполнение ООО «Златогорка» требований законодательства о противодействии коррупции способствует коррупционным проявлениям, нарушает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Истец просит суд обязать ответчика ООО «Златогорка» разработать и принять меры по предупреждению коррупции в организации.
В судебном заседании помощник прокурора Халеппо И.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Златогорка» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, по адресу, имеющемуся в материалах дела, о причинах неявки суду не сообщил, возражений не представил, о рассмотрении дела без своего участия не ходатайствовал.
В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, с согласия представителя истца, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения ООО «Златогорка» требований федерального законодательства о противодействии коррупции.
Согласно ст.2 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а так же нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативно правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона № 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 3 Закона № 273-ФЗ говорит, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
В соответствии со ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции», организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Данные положения распространяются на все организации (юридические лица). В силу ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязанностям, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Во исполнение вышеуказанных норм, а так же подпункта «б» п.25 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» в целях формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социального развития Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Целью данных рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно - правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Методические рекомендации, согласно позиции Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в первую очередь рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.
Проверкой установлено, что ООО «Златогорка» является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. В нарушении вышеуказанных правовых норм в ООО «Златогорка» меры по предупреждению коррупции не разработаны и не приняты, надлежащая работа в указанном направлении не ведется.
Таким образом, неисполнение ООО «Златогорка» требований законодательства о противодействии коррупции способствует коррупционным проявлениям, нарушает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Следовательно, в силу приведенных положений действующего законодательства, ответчик допустил нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования прокурора Волжского района Самарской области в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ООО «Златогорка» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 235 - 237 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Волжского района Самарской области в интересах РФ, неопределенного круга лиц к ООО «Златогорка» о возложении обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции удовлетворить.
Обязать ответчика ООО «Златогорка» разработать и принять меры по предупреждению коррупции в организации.
Ответчик вправе подать в Волжский районный суд Самарской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья /подпись/ О.А. Свиридова
Копия верна:
Судья -
Секретарь -