Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-107/2020 (2-891/2019;) ~ М-864/2019 от 20.12.2019

дело №2-107/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нефтекумск                                                                                03 февраля 2020 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи – Ходус А.Н.,

при секретаре – Абдулаевой Р.А.,

с участием представителя истца – государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) Грибко Е.Н., действующей по доверенности,

ответчицы – Тамбулатовой Сейлихан Алихановны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) к Тамбулатовой Сейлихан Алихановне, федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) обратилось в суд с исковым заявлением к Тамбулатовой С.А., ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России и просит признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., выданных Бюро №1 - филиалом Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» и согласно которым Тамбулатовой Сейлихан Алихановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была установлена вторая группа инвалидности бессрочно; взыскать с Тамбулатовой С.А. незаконно полученные суммы социальных выплат: пенсия по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 481 683,85руб.; ЕДВ за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 130 095,45руб., а также единовременная выплата за январь ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 000руб., а всего 616 779,30руб., мотивируя следующим.

ДД.ММ.ГГГГ. в территориальное Управление Пенсионного фонда обратилась ответчица Тамбулатова С.А. с заявлением о назначении ей пенсии по инвалидности, ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по категории «инвалид 2 группы» бессрочно (основание: выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.). Решением начальника Управления ПФР Тамбулатовой С.А. были назначены пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ. и ЕДВ с ДД.ММ.ГГГГ.. Из информации ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, истцу стало известно, что актом освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ. Тамбулатовой С.А. была установлена 3 группа инвалидности, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Полученные сведения свидетельствуют о том, что Тамбулатова С.А. не проходила медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ и знала об этом при обращении с заявлением в Управление ПФР с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ. В целях предотвращения необоснованного расходования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, выявленное обстоятельство послужило основанием для прекращения Управлением ПФР выплаты пенсии и ЕДВ. Управление ПФР считает, что ответчицей незаконно получена указанная сумма социальных выплат.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Грибко Е.Н. поддержала исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

В судебном заседании ответчица Тамбулатова С.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований, также не возражала против рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.

В судебное заседание представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие. Также было представлено возражение на исковое заявление, согласно которому в архиве учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Тамбулатовой С.А. за ДД.ММ.ГГГГ.. Отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро №1 - филиала Учреждения. Однако в Учреждении сохранился журнал протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала №1 Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ. , и согласно записи которого Тамбулатова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; проживающая: <адрес>, пов., была освидетельствована ДД.ММ.ГГГГ., протокол , акт освидетельствования ; группа инвалидности до освидетельствования - 3; группа инвалидности после освидетельствования - 3; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности – ДД.ММ.ГГГГ. Согласно «Книге учета выданных бланков справок МСЭ» Тамбулатовой С.А. была выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ.. 26ДД.ММ.ГГГГ. Г.С.Х. - работала в должности руководителя бюро №1 - филиала Учреждения, врача по МСЭ, терапевта. Согласно поданному заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., с той же даты, была уволена по п. 3 части первой статьи 77 ТК РФ (инициатива работника (собственное желание)). Учитывая те обстоятельства, что Г.С.Х. признавалась виновной по аналогичным делам, а именно части 1 статьи 286 УК РФ (приговор <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ), а согласно действовавшему (действующему) законодательству РФ у Главного бюро учреждения отсутствовали и отсутствуют основания к проверке всех (100%) актов и протоколов освидетельствования в бюро - филиалах учреждения. Просил суд принять решение в части требований о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, на усмотрение суда; в части требований об исключении из Федерального реестра инвалидов информации о признании Тамбулатовой С.А. инвалидом – отказать.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика на основании положений ст.167 ГПК РФ.

Изучив доводы искового заявления, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила), которые определяют в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом. Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (п.1).

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2).

В соответствии с пунктом 5 Правил (в редакции на дату, указанную в справке серии <данные изъяты> об установлении Тамбулатовой С.А. группы инвалидности) условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Согласно п. 6 данных Правил наличие одного из указанных в п. 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п. 9 Правил).

В соответствии с п. 13 Правил указано, что гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к Правилам); не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанным в абзацах втором и третьем данного пункта, при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину организацией, оказывающей ему лечебно-профилактическую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий (абз.5).

Гражданам, обратившимся в бюро самостоятельно в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть установлена при первичном признании гражданина инвалидом в случае отсутствия положительных результатов назначенных ему в соответствии с указанным пунктом реабилитационных мероприятий.

В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пунктов 15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Согласно п.19 Правил в случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014г. №59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

Согласно п. 31 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме №088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007г. №77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006г. №874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011г. №624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» закреплен порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу.

Согласно п.27 указанного порядка на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Исходя из вышеуказанного следует, что для установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно- профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Согласно Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009г. №1013н (которые применялись до 29.04.2014г.) к основным видам нарушений функций организма человека относятся: нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности: 1 степень - незначительные нарушения, 2 степень - умеренные нарушения, 3 степень - выраженные нарушения, 4 степень - значительно выраженные нарушения.

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся: способность к самообслуживанию; способность к самостоятельному передвижению; способность к ориентации; способность к общению; способность контролировать свое поведение; способность к обучению; способность к трудовой деятельности.

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности.

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека (п.7).

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы. А для установления группы инвалидности бессрочно необходимо к тому же выявление в ходе осуществления реабилитационных мероприятий невозможности устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25 Правил №95), что означает непосредственное участие гражданина в самой процедуре проведения медико-социальной экспертизы.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол (п. 26 Правил №95).

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (п. 28 Правил №95).

Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в учреждении МСЭ (далее - протокол) отражает факт признания гражданина инвалидом, т.е. это является решением учреждения МСЭ, и содержит подробную информацию, связанную с установлением ему инвалидности - об установленной группе инвалидности, причине и сроке ее установления, что подтверждается формами протоколов, утвержденными приказами Минтруда России от 17.10.2012г. №322н, от 13.04.2015г. №229н, от 29.12.2015г. №1171н, в которых имеется раздел «Решения, заключения медико-социальной экспертизы». Протокол подписывается в ходе проведения медико-социальной экспертизы всеми специалистами, проводившими медико-социальную экспертизу.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 36 Правил №95).

Изложенное выше означает, что на руки гражданину в подтверждение факта установления ему инвалидности выдается документ в виде справки МСЭ, которая содержит решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, отраженное ими в протоколе, на основании данных которого также оформляется акт медико-социальной экспертизы и выписка из него, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.11.2004г. №КАС04-569, согласно которому справка ВТЭК не является медицинским документом, а является документом строгой отчетности, составленным на основании приведенных выше именно медицинских документов (первичные документы медицинского учреждения, направляющего лицо на медико-социальную экспертизу; протокол заседания и акт освидетельствования лица, заключение консультанта и др.). Цель выдачи справки инвалиду заключается в подтверждении факта установления инвалидности для реализации инвалидами своих прав и гарантий в области экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия <данные изъяты> , выданной Бюро №1 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» ДД.ММ.ГГГГ., Тамбулатовой Сейлихан Алихановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей: <адрес>, на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. впервые установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ. Тамбулатова С.А. лично обратилась в ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты по инвалидности второй группы в соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края, на основании заявления Тамбулатовой С.А. назначена ежемесячная денежная выплата как инвалиду (2 группа) с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. пожизненно.

ДД.ММ.ГГГГ. Тамбулатова С.А. лично обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ей пенсии в соответствии со ст.8 №173-ФЗ, предъявив при этом заключение МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ..

Решением ГУ-УПФ РФ по Нефтекумскому району Ставропольского края, Тамбулатовой С.А. ДД.ММ.ГГГГ. назначена пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ..

Вместе с тем, из приложения к письму ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ДД.ММ.ГГГГ. проведено освидетельствование Тамбулатовой С.А. в бюро МСЭ, ей установлена 3 группа инвалидности, срок окончания инвалидности – ДД.ММ.ГГГГ., причина инвалидности - общее заболевание, номер акта освидетельствования .

Согласно представленным возражениям ответчиком ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ., в архиве Учреждения отсутствует «Дело освидетельствования в бюро МСЭ» Тамбулатовой С.А. за ДД.ММ.ГГГГ Также отсутствуют данные о регистрации заявления и направления на МСЭ формы 088/У-06 в «Журнале регистрации направлений на МСЭ» форм 088/У-06 и в «Алфавитной книге» бюро №1 - филиала Учреждения. Однако, в Учреждении сохранился журнал протоколов заседаний бюро МСЭ - филиала №1 Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ. , согласно записи которого, Тамбулатова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; проживающая: <адрес>, пов., была освидетельствована ДД.ММ.ГГГГ., протокол , акт освидетельствования ; группа инвалидности до освидетельствования - 3; группа инвалидности после освидетельствования - 3; причина инвалидности - общее заболевание; срок инвалидности – ДД.ММ.ГГГГ.

В журнале протоколов заседаний бюро МСЭ ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Бюро №1 – филиал г. Ставрополь (начат:ДД.ММ.ГГГГ., срок хранения 50 лет) имеются сведения о протоколе заседания бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ., заседание начато в 08 часов 00 минут, окончено в 15 часов 06 минут, где под указана Тамбулатова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, наименование направляющего лечебного учреждения – <данные изъяты>, пов., № акта медицинского освидетельствования , группа инвалидности до освидетельствования – 3, группа инвалидности после освидетельствования – 3, причина инвалидности – общее забол., срок инвалидности – ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, согласно копии паспорта ответчицы, Тамбулатова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрирована в <адрес>.

Согласно книге учета выданных бланков справок МСЭ Бюро №1 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» (начата: ДД.ММ.ГГГГ.), Тамбулатовой С.А. на основании акта освидетельствования в бюро МСЭ , ДД.ММ.ГГГГ. выдана справка .

Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и основания возникновения права на пенсионное обеспечение установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015г.. В период с 01.01.2002г. по 31.12.2014г. порядок назначения трудовых пенсий и основания возникновения права на пенсионное обеспечение регулировались Федеральным законом от 15.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

Согласно ст. 9 приведенного закона право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

В силу положений ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют инвалиды и дети-инвалиды.

Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п.3 ч.1 ст.25 ФЗ №400-ФЗ).

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч.1 ст.28 ФЗ №400-ФЗ).

Частью 2 ст.28 Федерального закона №400-ФЗ предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Такой способ исправления подобных ошибок, допущенных при их назначении, как прекращение выплаты пенсии в связи с отсутствием права на неё, является единственно возможным и применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе длительности периода выплаты пенсии (срока, прошедшего с момента её назначения), даже при отсутствии виновных действий со стороны их получателя.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (Постановление от 15.09.2009г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, призвана, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом, как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан.

Данный вывод находит подтверждение в практике Европейского Суда по правам человека, который, признавая за государством право на исправление ошибок, допущенных органами публичной власти при назначении социальных выплат, вместе с тем полагает, что, обнаружив ошибку, власти должны действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам; если ошибка совершена самими органами публичной власти, без какой бы то ни было вины третьего лица (получателя выплат), должен быть использован подход, основанный на пропорциональности последствий, не допускающий возложения чрезмерного бремени на получателя выплат; оценивая же степень добросовестности этого лица, органы публичной власти должны учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя выплат характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить ее самостоятельно (Постановление от 15.09.2009г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши»).

Таким образом, из представленных в материалы дела доказательств и пояснений сторон следует, что Тамбулатовой С.А. для получения пенсии по инвалидности и ЕДВ в УПФР представлена справка серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении Тамбулатовой С.А. ДД.ММ.ГГГГ. впервые второй группы инвалидности (бессрочно), вследствие общего заболевания, содержащая недостоверную информацию, поскольку согласно журналу протоколов заседаний бюро МСЭ - ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Бюро №1 –филиал г. Ставрополь, в протоколе заседания от ДД.ММ.ГГГГ имеется запись об установлении Тамбулатовой С.А. 3 группы инвалидности сроком до ДД.ММ.ГГГГ., и при отсутствии дела освидетельствования, что следует из возражений ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ., а также при отсутствии каких-либо доказательств о фактическом наличии у Тамбулатовой С.А. как на ДД.ММ.ГГГГ., так и на момент рассмотрения дела в суде, совокупности обстоятельств, определенных законом для установления ей какой-либо группы инвалидности, что, по мнению суда, свидетельствует о признаках недобросовестности в действиях Тамбулатовой С.А. и согласно ч.2 ст.25 ФЗ №400-ФЗ является основанием для прекращения ей выплаты пенсии и ЕДВ, факт получения которых подтвержден в суде представленным истцом расчетом излишне выплаченных сумм: пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 481 683,85руб.; ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 130 095,45руб.; единовременной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 5 000руб..

Факт получения выплат не отрицается и самой Тамбулатовой С.А..

Каких-либо иных допустимых доказательств длительного лечения ответчицы в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; периодов временной нетрудоспособности; направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо выдачи справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, в нарушение ст.56 ГПК РФ ответчицей суду не представлено.

Для взыскания с лица, причинившего ГУ-УПФР по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) ущерб необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для назначения пенсии.

На основании ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

По смыслу положений п.п.3 ст.1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением гражданами пенсий и других социальных выплат.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2018г. №10-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой», гражданин, которому назначены пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата, не может ставиться перед безусловной необходимостью претерпевать всю полноту неблагоприятных последствий в случаях, если впоследствии выявляется незаконность принятого в отношении его решения, в том числе в связи с признанием представленной им справки об установлении инвалидности недействительной, - безотносительно к характеру нарушений, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, притом что сами эти нарушения не являются следствием противоправных действий гражданина (абз.1 п.4 Постановления).

Возложение на гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу по направлению медицинской организации, пенсионного органа или органа социальной защиты либо без направления, по собственной инициативе, ответственности при нарушении работниками учреждения медико-социальной экспертизы процедуры принятия решения означало бы, по существу, вменение ему в обязанность контролировать их действия, при том, что в рамках легальной процедуры проведения такой экспертизы он не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения (абз.8 п.4 Постановления).

Судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от 6 июня 1995г. N 7-П, от 13 июня 1996г. N 14-П, от 28 октября 1999г. N 14-П, от 22 ноября 2000г. N 14-П, от 14 июля 2003г. N 12-П, от 12 июля 2007г. N 10-П и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) (абз.9 п. 4 Постановления).

Как указывалось выше, в связи с предоставлением Тамбулатовой С.А. в ГУ-УПФР по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) справки бюро МСЭ серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении ей ДД.ММ.ГГГГ. впервые второй группы инвалидности (бессрочно), вследствие общего заболевания, Тамбулатовой С.А. производилась выплата пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., ежемесячная денежная выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. выплачена единовременная выплата.

Как следует из материалов дела, медико-экспертные документы Тамбулатовой С.А. в бюро МСЭ отсутствуют. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Тамбулатовой С.А. не представлено.

Разрешая заявленные ГУ-УПФР по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) исковые требования, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд исходит из того, что ответчицей Тамбулатовой С.А. не представлено доказательств прохождения ею в установленном порядке в ДД.ММ.ГГГГ медико-социальной экспертизы в бюро №1 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю», а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у Тамбулатовой С.А., являющегося основанием для установления ей группы инвалидности без срока переосвидетельствования, что свидетельствует о незаконном получении Тамбулатовой С.А. справки МСЭ, без проведения освидетельствования, что также не отрицает и ответчица Тамбулатова С.А...

Какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами в нарушение положений ст.ст.59, 60 ГПК РФ данные выводы не опровергаются.

Недобросовестность поведения Тамбулатовой С.А. в данном случае выразилась в намеренной подаче заявлений о назначении и последующем получении пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты при ее осведомленности о не прохождении медико-социальной экспертизы по направлению соответствующего учреждения, отсутствия медицинских документов, подтверждающих имеющиеся заболевания или иных оснований для признания ее инвалидом.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., выданные Бюро №1 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю», Тамбулатовой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об установлении второй группы инвалидности бессрочно.

Принимая во внимание, что безосновательное получение ответчицей справки МСЭ об установлении инвалидности второй группы бессрочно, а также недобросовестность в ее действиях установлены в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о взыскании с Тамбулатовой С.А. незаконно полученной пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 481 683,85руб.; ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 130 095,45руб.; единовременной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 5 000руб..

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ГУ-УПФ РФ по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Не могут быть приняты во внимание возражения представителя ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России о необходимости отказа в удовлетворении требований в части исключения из Федерального реестра инвалидов информации о признании Тамбулатовой С.А. инвалидом, поскольку истцом указанные требования не заявлялись.

Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований и поэтому с ответчицы Тамбулатовой С.А. следует взыскать в доход местного бюджета в соответствии со ст.333.19 НК РФ 9 367,79руб. в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины, поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

Исковые требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) к Тамбулатовой Сейлихан Алихановне, федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ставропольскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительными с момента выдачи справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных сумм социальных выплат – удовлетворить.

Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Бюро №1 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Тамбулатовой Сейлихан Алихановне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об установлении ей второй группы инвалидности бессрочно.

Взыскать с Тамбулатовой Сейлихан Алихановны в пользу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) незаконно полученные суммы социальных выплат: пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 481 683 рубля 85коп.; ежемесячной денежной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 130 095 рублей 45коп.; единовременной выплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 000 рублей 00коп., а всего взыскать 616 779 (шестьсот шестнадцать тысяч семьсот семьдесят девять) рублей 30коп..

Взыскать с Тамбулатовой Сейлихан Алихановны в доход бюджета Нефтекумского городского округа Ставропольского края судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 367 рублей 79коп..

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Нефтекумского районного суда                                                                 Ходус А.Н.

2-107/2020 (2-891/2019;) ~ М-864/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Буденновскому муниципальному району СК (межрайонное)
Ответчики
Тамбулатова Сейлихан Алихановна
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по СК" Министерство труда и социальной защиты РФ
Суд
Нефтекумский районный суд Ставропольского края
Судья
Ходус Андрей Николаевич
Дело на сайте суда
neftekumsky--stv.sudrf.ru
20.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2019Передача материалов судье
23.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2020Судебное заседание
04.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Дело оформлено
25.08.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее