Производство № 2-1646/2020
Дело № УИД67RS0003-01-2020-001313-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 18 июня 2020 г.
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Соболевской О.В.,
при секретаре Блиновой Е.Э.,
с участием представителя истца Янкиной И.А.,
представителя ответчика Малаховой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карповой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске о включении периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Карпова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске о включении периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что 30.12.2019 обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, однако решением ответчика от 14.02.2020 № 291061/19 ей было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, не был включен период работы: с 01.09.1992 по 30.09.1992 в должности музыкального руководителя детского комбината «Солнышко» АО «Смоленский авиационный завод», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.06.2002 по 11.06.2002, с 05.06.2006 по 17.06.2006, с 02.10.2006 по 11.10.2006, с 18.04.2011 по 30.04.2011, с 06.06.2011 по 17.06.2011. С данным решением не согласна.
Просит обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж, признать за ней право на досрочную страховую пенсию с момента возникновения права, т.е. с 30.12.2019 и назначить соответствующую пенсию с учетом положений ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Истец Карпова Т.В. в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя Янкиной И.А., которая исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что период работы истца с 01.09.1992 по 30.09.1992 в должности музыкального руководителя детского комбината «Солнышко» АО «Смоленский авиационный завод» подлежит включению в специальный стаж, поскольку в соответствии с действующим в спорный период Законом «О государственных пенсиях в РСФСР» в выслугу лет засчитывалась работа воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов, к которым, согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства, утвержденному Госкомстатом СССР и Госпланом СССР от 01.01.1976 относились и детские комбинаты. Кроме того, указала, что на курсы повышения квалификации истец направлялась на основании приказов работодателя, за ней сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, следовательно, указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж истца.
Представитель ГУ - УПФ РФ г. Смоленска Малахова Л.В., требования иска не признала, поддержала представленные письменные возражения, указав, что период работы истца с 01.09.1992 по 30.09.1992 в должности музыкального руководителя детского комбината «Солнышко» АО «Смоленский авиационный завод» не может быть зачтен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в разделе «Наименование учреждений» «детский комбинат» не предусмотрен. Списком № 463 в разделе «Наименование учреждений» предусмотрены детские сады, сады-ясли, детские ясли. В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствования) с отрывом от работы и с сохранением средней заработной платы не включаются. Просила в иске отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Согласно ч. ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается указанная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Часть 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации ст.ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством РФ 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту – Постановление № 665).
В соответствии с пп. «м» п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Вступивший в силу с 01.01.2015 Федеральный закон № 400-ФЗ сохраняет право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста тем лицам, которым право на досрочную пенсию предоставлялось до 01.01.2002 и сохранялось Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, законодатель право на получение досрочной пенсии связывает с занятием педагогической деятельностью с детьми в специально оговоренных учреждениях, что свидетельствует о необходимости учета характера, специфики, сложности такой работы.
В судебном заседании установлено, что 30.12.2019 Карпова Т.В. обратилась ГУ-УПФ РФ в г. Смоленске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от 14.02.2020 № 291061/19 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия специального стажа работы в связи с осуществлением педагогической деятельности - 25 лет, специальный стаж на дату обращения (30.12.2019) определен 24 года 09 мес. 27 дней (л.д. 7-10).
В специальный стаж не включен период работы истца с 01.09.1992 по 30.09.1992 в должности музыкального руководителя детского комбината «Солнышко» АО «Смоленский авиационный завод», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.06.2002 по 11.06.2002, с 05.06.2006 по 17.06.2006, с 02.10.2006 по 11.10.2006, с 18.04.2011 по 30.04.2011, с 06.06.2011 по 17.06.2011.
Суд не может согласиться с доводами ответчика в части невключения периода работы Карповой Т.В. в должности музыкального руководителя детского комбината «Солнышко» АО «Смоленский авиационный завод» по следующим основаниям.
Как следует из трудовой книжки Карповой Т.В., 01.09.1992 она принята на работу в музыкальным руководителем детского комбината «Солнышко» Смоленского авиационного завода, 30.09.1992 уволена в связи с окончанием срока договора (л.д.12).
Действительно Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона о страховых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в разделе «Наименование учреждений» детский комбинат не предусмотрен.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 в разделе наименование учреждений» предусмотрены: детские сады, сады-ясли, детские ясли.
Вместе с тем, в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Отсутствие в списках дословного наименования учреждения, где работала истец в спорный период, не может служить основанием для невключения периода ее работы в стаж, поскольку в силу действующего пенсионного законодательства не ставится назначение льготной пенсии в зависимость от названия учреждения, где работала истец, а указывается лишь на педагогический профиль и предназначение этих учреждений – «для детей».
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 N 11-П установлено, что ни одна категория педагогических работников не должна ставиться действующим пенсионным законодательством в неравные условия или ограничиваться в своих правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. В силу части 2 статьи 4 и частей 1 и 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (части 1 и 3 статьи 115 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Кроме того, суд принимает во внимание следующее.
В период работы Карповой Т.В. в детском комбинате «Солнышко» действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, которым были поименованы детские сады и объединенные ясли-сады.
Ясли-сады были созданы на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 N 558 в результате объединения двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов в единое детское учреждение, что было произведено в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни.
Разделом 92400 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства», утвержденного 01.01.1976 Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР и действовавшего до 01.01.2003 г. (утратил силу в соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст), к учреждениям дошкольного воспитания были отнесены детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Наименование учреждения «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», выполняющего те же функции и задачи.
Как следует из справки АО «Смоленский авиационный завод» от 10.03.2020 №044/3-001 сад-ясли «Солнышко» введен в эксплуатацию по решению № 449 от 30.09.1963 «О вводе в эксплуатацию здания № 1 детского сада-яслей на 280 мест» согласно справке, выданной Смоленским инвентаризационно-техническим бюро № 335 от 09.09.1999. В техническом паспорте завода - назван детским комбинатом «Солнышко». Это название применено как идентичное название сад-ясли.
Штатное расписание «Солнышко» составлено в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 1197 от 08.08.1960 и приказом Министра просвещения СССР от 31.12.1971 для типовых штатов садов-яслей.
Таким образом, к спорным правоотношениям применяется законодательство, действовавшее до 01.01.2002 - момента вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении N 2-П от 29.01.2004 в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, согласно которой ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Вместе с тем в соответствии со Списком № 781 право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий – работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.
Претензий непосредственно к наименованию должности Карповой Т.В. «музыкальный руководитель», к выполняемым ею обязанностям в период ее работы в детском комбинате «Солнышко» в данной должности у ответчика не возникло. Во включении спорного периода в специальный стаж было отказано по основаниям, которые не зависят и не могут зависеть от воли истца. Основной обязанностью Карповой Т.В. в спорный период являлось воспитание и обучение детей, и указанная педагогическая деятельность осуществлялась в учреждении для детей.
При таких обстоятельствах период с 01.09.1992 по 30.09.1992 работы истца в должности музыкального руководителя детского комбината «Солнышко» АО «Смоленский авиационный завод» подлежит включению в специальный стаж.
Истец просит включить в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением средней заработной платы с 03.06.2002 по 11.06.2002, с 05.06.2006 по 17.06.2006, с 02.10.2006 по 11.10.2006, с 18.04.2011 по 30.04.2011, с 06.06.2011 по 17.06.2011.
Из материалов дела усматривается, что на курсы повышения квалификации Карпова Т.В. направлялась приказами работодателя, занимаясь, при этом, педагогической деятельностью в учреждении для детей.
Согласно справке МБДОУ «Детский сад № 41 «Солнышко» города Смоленска от 20.01.2020 № 5 Карпова Т.В. направлялась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 03.06.2002 по 11.06.2002 (приказ № 21 от 03.06.2002), с 05.06.2006 по 17.06.2006 (приказ № 72 от 01.06.2006), с 02.10.2006 по 11.10.2006 (приказ № 121 от 02.10.2006), с 18.04.2011 по 30.04.2011 (приказ № 139 от 18.04.2011), с 06.06.2011 по 17.06.2011 (приказ № 211 от 06.06.2011) (л.д.18, 19-23).
Указанные обстоятельства ответчиком фактически не оспариваются.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, под повышением квалификации подразумевается обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации, освоение современных методов работы.
Сотрудник направляется на курсы повышения квалификации на основании приказа. При этом за ним сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Закон не предусматривает ограничения прав граждан в части исключения времени нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах из стажа работы по специальности.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Таким образом, анализируемые периоды приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на соответствующие курсы, следовательно, исчисление спорного стажа следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Поскольку, на момент обращения истца в пенсионный орган (с учетом периодов работы, зачтенных настоящим решением суда) у Карповой Т.В. наличествует 25 лет специального педагогического стажа, в признании права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ ответчиком отказано необоснованно.
Вместе с тем, суд принимает во внимание изменения в пенсионном законодательстве в части определения сроков назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в отношении лиц, имеющих право выхода на пенсию независимо от возраста).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Поскольку с заявлением о назначении пенсии Карпова Т.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ 30.12.2019, имея на дату обращения специальный стаж необходимой продолжительности, соответствующее право у нее возникает с указанной даты, при том, что фактическое назначение пенсии должно быть отсрочено на 6 месяцев.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Карповой Татьяны Владимировны удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске включить Карповой Татьяне Владимировне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
- период работы с 01.09.1992 по 30.09.1992 в качестве музыкального руководителя детского комбината «Солнышко» АО «Смоленский авиационный завод»;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03.06.2002 по 11.06.2002, с 05.06.2006 по 17.06.2006, с 02.10.2006 по 11.10.2006, с 18.04.2011 по 30.04.2011, с 06.06.2011 по 17.06.2011.
Признать за Карповой Татьяной Владимировной право на досрочную страховую пенсию по старости с 30.12.2019 и назначить ей соответствующую пенсию с учетом положений ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Соболевская