РЕШЕНИЕ № 2 –3237/2016
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 29 ноября 2016 года
Ленинский районный суд г. Тамбова
В составе председательствующего судьи Н.В.Емельяновой,
при секретаре Клемешовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муравьевой Л.В. к администрации г. Тамбова о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
На основании договора социального найма *** от 12.11.2014 г., Муравьева Л.В. является нанимателем двух комнат в коммунальной квартире, расположенной по адресу: *** Совместно с нанимателем в жилое помещение в качестве членов семьи вселены: ФИО2, ФИО1, ФИО3.
Постановлением администрации г.Тамбова от 23.09.2016г. *** жилой *** признан аварийным и подлежащим сносу; также постановлено жилищному комитету администрации г.Тамбова организовать работу по отселению граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда до 31.12.2018 года.
31.10.2016 г. Муравьева Л.В. обратились в суд с иском, в котором просила обязать администрацию г. Тамбова предоставить ей с учетом проживающих совместно членов семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен занимаемого площадью не мене 41,7 кв.м. вне очереди.
В ходе рассмотрения дела судом истица уточнила исковые требования в части площади предоставляемого жилого помещения и просила предоставить ей и членам ее семьи квартиру общей площадью 56 кв.м., состоящую из 3 комнат, отвечающую установленным требованиям по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что в силу ст. 57 Жилищного кодекса РФ она и члены ее семьи имеют право на обеспечение жильем во внеочередном порядке так как их жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит. Считает, что их обеспечение жильем должно проводиться в соответствии с ч.5 ст. 57 ЖК РФ, то есть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что на основании договора социального найма *** от 12.11.2014 г., является нанимателем двух комнат в коммунальной квартире, расположенной по адресу: *** Совместно с ней в жилое помещение в качестве членов семьи вселены и проживают: муж-ФИО2, дочь-ФИО1, внук-ФИО3. По данным технической инвентаризации в настоящее время занимаемое ими жилое помещение состоит из 2 жилых комнат, двух коридоров и санузла, общей площадью 41,7 кв.м.
В соответствии с техническим заключением АО «***» установлено недопустимое состояние несущих конструкций здания ***, что послужило основание для признания дома непригодным для проживания. Считает, что установление администрацией г. Тамбова сроков по отселению граждан, проживающих в данном доме не соответствует требованиям жилищного законодательства. Полагает, что обеспечение ее и членов ее семьи должно носить безотлагательный характер и не зависеть от очередности предоставления жилья иным гражданам. Просит при решении вопроса об обеспечении ее и членов ее семьи жилым помещением по договору социального найма руководствоваться требованиями ст. 57 ЖК РФ, предусматривающей, что предоставляемое гражданам жилое помещение должно соответствовать номам предоставления, с учетом всех членов семьи. Кроме того, в связи с тем что ее дочь и внук являются разнополыми, считает, что предоставляемое им жилое помещение должно состоять из 3 жилых комнат.
Представитель ответчика, администрации г.Тамбова, по доверенности Федорова Н.В., в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, постановлением администрации г.Тамбова от 23.09.2016г. *** установлен срок переселения граждан, проживающих в *** до 31.12.2018 года. Указанный срок по отселению не нарушен, бездействия со стороны администрации по переселению жителей указанного дома не имеется, работа по отселению граждан из дома ведется. В соответствии с требованиями Жилищного кодекса переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания должно проводиться в рамках ст. 89 ЖК РФ, то есть в равнозначное по площади занимаемым в настоящее время. Оснований для предоставления истице и членам ее семьи жилого помещения площадью 56 кв.м. не имеется, в связи с тем, что предоставление жилого помещения гражданам, проживающим в домах, признанных непригодными, носит компенсационный характер и не зависит от того состоят ли граждане на учете нуждающихся. На этом же основании и не имеется оснований для предоставления жилого помещения, состоящего из 3 жилых комнат, так как в настоящее время истцы проживают в двух жилых комнатах коммунальной квартиры.
3-е лицо ФИО2 просил исковые требования удовлетворить по основаниям, и в объеме, изложенным истицей в судебном заседании.
3-е лицо ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО3 в суд на рассмотрение дела не явилась, о дне рассмотрения извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает возможным заявленные исковые требования удовлетворить частично в силу следующих обстоятельств.
Конституция Российской Федерации (ст.40) гарантирует право каждого на жилище.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании 22.11.2014 г. между Мурвьевой Л.В. (наниматель) и МКУ «Долговой центр» (наймодатель) с другой стороны был заключен договор социального найма, в соответствии с которым Муравьевой Л.В. давалось право на вселение в муниципальное жилое помещение, состоящее из 2х комнат в коммунальной квартире общей площадью 44,0 кв.м., в том числе жилой 31, 2 кв.м. по адресу: ***. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселялись члены ее семьи: ФИО2, ФИО1, ФИО3 (л/д 38,39).
23.01.2015 г. постановлением администрации г. Тамбова *** было согласовано сохранение в переустроенном и перепланированном состоянии и принятие в эксплуатацию помещения *** в коммунальной *** (л/д 14). В соответствии с указанным постановлением и техническим паспортом квартиры, а также дополнительным соглашением от 17.02.2015 г. к договору социального найма жилого помещения от 12.11.2014 г., Муравьева Л.В. и члены ее семьи в настоящее время занимают помещения *** в коммунальной ***, общей площадью 41,7 кв.м, состоящей из 2 жилых комнат площадью 9,7 и 15,7 кв.м., санузла площадью 2,1 кв.м., коридора- 8,7 кв.м. и коридора 5,5 кв.м.
На основании технического заключения АО ***» установлено неудовлетворительное состояние строительных конструкций жилого дома *** в ***, а именно техническое состояние фундаментов-недопустимое, техническое состояние несущих стен-недопустимое, рекомендуется произвести демонтаж жилого дома ***. (л/д 15-24).
Постановлением администрации города Тамбова от23.09.2016г. *** жилой *** признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно вышеуказанному постановлению, жилищным комитетом Администрации города Тамбова должна быть организована работа по отселению граждан из жилых помещений, в указанном доме, в части жилых помещений муниципального жилищного фонда до 31.12.2018г.
В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано ст.57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 данной статьи случаев.
Пунктом 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В той части, что жилое помещение истцам должно быть предоставлено во внеочередном порядке и по договору социального найма в настоящее время никем из участников процесса не оспаривается.
При этом, настоящие исковые требования истцов основаны на том, что при предоставлении им жилого помещения администрация г. Тамбова должна руководствоваться требованиями п. 5 ст. 57 ЖК РФ, предусматривающей, что предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, а не равнозначное по площади, как предусмотрено положениями ч.1 ст. 89 ЖК РФ.
С указанными доводами истицы согласиться нельзя.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86-88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Таким образом, учитывая, что требования истцов основаны на праве внеочередного обеспечения жильем в связи с проживанием в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, нормы статей 86-89 ЖК РФ, определяющие порядок переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания являются специальными для регулирования спорных правоотношений по отношению к п.5 ст. 57 ЖК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 2 июля 2009 года по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с невозможностью использования данного жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В силу абз. 4 пункта 37 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Граждане, которым в связи с выселением из дома, подлежащего сносу, предоставляется другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, гарантирующая определенные условия проживания гражданам, переселяемым в другие жилые помещения по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 того же Кодекса, направлена на обеспечение защиты их интересов и потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы (определения от 16 ноября 2006 года N503-О, от 28 мая 2009 года N605-О-О, от 15 июля 2010 года N951-О-О и др.); внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает, в свою очередь, и исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности (определения от 3 ноября 2009 года N1368-О-О и от 29 мая 2012 года N928-О).
Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом занимаемого ими жилого помещения другого жилого помещения, носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для применения к данным правоотношениям требований п.5 ст. 57 ЖК РФ и удовлетворения исковых требований о возложении на администрацию г. Тамбова обязанности по предоставлению истцам жилого помещения по норме предоставления на каждого члена семьи, то есть общей площадью 56 кв.м., состоящее из 3 жилых комнат.
Однако, учитывая изложенные выше нормы закона, суд считает, что администрация г. Тамбова должна предоставить Муравьевой Л.В. жилое помещение, равноценное, занимаемому в настоящее время, то есть общей площадью не менее 41,7 кв.и. и состоящее из двух жилых комнат.
Доводы представителя администрации о том, что такое жилое помещение будет предоставлено истцам по истечении срока, указанного в постановлении администрации г. Тамбова для отселения, то есть после 31.12.2018 г. не могут быть приняты судом во внимание. В силу изложенных выше норм закона отселение граждан из жилых помещений, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания должно производиться немедленно после установления невозможности дальнейшего проживания в таких домах, не зависеть от права иных граждан на обеспечение жильем, в связи с тем, что проживание в доме, где несущие конструкции имеют неудовлетворительное состояние, может грозить жизни и здоровью граждан.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муравьевой Л.В. о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Тамбова предоставить Муравьевой Л.В. с составом семьи: дочь-ФИО1, муж-ФИО2 и внук - ФИО3 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 41,7 кв.м. состоящую из двух жилых комнат в границах административного образования: г. Тамбов взамен занимаемого жилого помещения по адресу: ***
В удовлетворении исковых требований в остальной части Муравьевой Л.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном прядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.В.Емельянова
Решение суда в окончательной форме принято 02.12.2016 г.
Судья: Н.В.Емельянова