Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2013 года.
Дело № 2-748/2013
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерацииг. Нарьян-Мар 17 октября 2013 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Васильевой А.И.,
с участием представителя ответчика ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Адаменко Ю.Г.,
представителя ответчика УМВД России по НАО Алексеевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску транспортного прокурора Архангельской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», Управлению Министерства внутренних дел по Ненецкому автономному округу о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению авиационной безопасности на приписных аэродромах и посадочных площадках Ненецкого автономного округа,
У С Т А Н О В И Л :
транспортный прокурор Архангельской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (далее – ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд») о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению авиационной безопасности на приписных аэродромах и посадочных площадках Ненецкого автономного округа.
Требования мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и авиационной безопасности в ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» было установлено, что в нарушение действующих нормативно-правовых актов предполетные досмотры на приписанных аэродромах и посадочных площадках Ненецкого автономного округа, где нет сотрудников органа внутренних дел на транспорте, проводится без участия сотрудников территориальных органов внутренних дел.
Просит признать незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и обеспечению авиационной безопасности в приписных аэродромах и посадочных площадках Ненецкого автономного округа; обязать ответчика при проведении предполетных досмотров в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий Ненецкого автономного округа в населенных пунктах с.Несь, с.Ома, п.Нижняя Пеша, с.Коткино, п.Усть-Кара, п.Харута, п.Хорей-Вер, п.Индига, п.Каратайка, п.Шойна обеспечить участие участковых уполномоченных полиции УМВД России по Ненецкому автономному округу.
На основании определения суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел по Ненецкому автономному округу (далее – УМВД по НАО).
Дополнением к исковому заявлению, принятым к производству суда, транспортным прокурором Архангельской транспортной прокуратуры требования увеличены. Просит признать незаконным, нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие Управления Министерства внутренних дел России по Ненецкому автономному округу по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и обеспечению авиационной безопасности в приписных аэродромах и посадочных площадках Ненецкого автономного округа; обязать соответчиков при проведении предполетных досмотров в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий Ненецкого автономного округа в населенных пунктах с.Несь, с.Ома, п.Нижняя Пеша, с.Коткино, п.Усть-Кара, п.Харута, п.Хорей-Вер, п.Индига, п.Каратайка, п.Шойна обеспечить участие участковых уполномоченных полиции УМВД России по НАО.
Прокурор в судебное заседание не явился. Извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель ответчика ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» Адаменко Ю.Г. в судебном заседании с требованиями не согласился, полагая, что нарушений действующего законодательства со стороны общества не допущено.
Представитель ответчика УМВД по НАО Алексеева Н.И. требования не признала, указывая на отсутствие обязанности сотрудников полиции по проведению предполетного досмотра на аэродромах местных воздушных линий или посадочных площадках, где отсутствует служба авиационной безопасности.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие прокурора.
Заслушав представителя ответчика ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», представителя ответчика УМВД по НАО, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
В соответствии со ст.84 ВК РФ лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности.
Авиационная безопасность обеспечивается посредством, в том числе, предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции».
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
На основании ст.85 ВК РФ в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции» подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции» пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел.
Из п.28 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142 следует, что предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
Порядок проведения предполетного и послеполетного досмотра в установленном порядке согласуется с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 25.07.2007 № 104 утверждены Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8 указанных Правил предполетный и послеполетный досмотры (далее - досмотры) пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводятся сотрудниками службы авиационной безопасности с участием сотрудников органа внутренних дел на транспорте, включая кинологов, прошедших соответствующую специальную подготовку и имеющих сертификат (свидетельство), со служебными собаками.
Решение о проведении послеполетного досмотра принимает старший смены подразделения органа внутренних дел на транспорте по досмотру с письменным уведомлением начальника смены службы авиационной безопасности.
В аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий, где нет сотрудников органа внутренних дел на транспорте, досмотры проводятся с участием сотрудников территориальных органов внутренних дел.
На аэродромах местных воздушных линий или посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, предполетный досмотр проводит командир воздушного судна или назначенный им член экипажа.
Из содержания вышеперечисленных норм следует, что участие сотрудников органов внутренних дел при осуществлении предполетного досмотра пассажиров и багажа является обязательным.
Судом установлено, что на территории Ненецкого автономного округа имеются аэродромы в населенных пунктах: Усть-Кара, Каратайка, Хорей-Вер, Харута, Индига, Лабожское, Коткино, Нижняя Пеша, Волоковая, Белушье, Снопа, Ома, Вижас, Несь, Чижа, Шойна (л.д.39).
На указанных аэродромах отсутствуют сотрудники службы авиационной безопасности (л.д.73). Из пояснений представителя ответчика ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» следует, что сотрудники службы авиационной безопасности присутствуют только в аэропорту г.Нарьян-Мар и на посадочной площадке Харьягинская.
Согласно сообщению Архангельского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации в зону оперативного обслуживания Архангельского ЛО МВД России на транспорте на территории Ненецкого автономного округа входит аэропорт г.Нарьян-Мар (л.д.36).
При таких обстоятельствах, в силу положений ст.85 ВК РФ, п.7, 8 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров предполетный досмотр на указанных аэродромах и посадочных площадках должен проводиться командиром воздушного судна или назначенным им членом экипажа с участием сотрудников территориальных органов внутренних дел.
Вместе с тем, из представленных материалов дела следует и не оспаривается ответчиками, что сотрудники УМВД России по НАО не принимают участия в предполетном досмотре в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий Ненецкого автономного округа, в том числе в населенных пунктах: с.Несь, с.Ома, п.Нижняя Пеша, с.Коткино, п.Усть-Кара, п.Харута, п.Хорей-Вер, п.Индига, п.Каратайка, п.Шойна.
Указанное бездействие ответчиков является недопустимым, поскольку противоречит действующим нормам права, ставит под угрозу безопасность полетов воздушных судов, что, в свою очередь, может повлечь угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.
Несостоятельной является ссылка представителей ответчиков на то, что действующими нормами права допускается осуществление предполетного досмотра на аэродромах и посадочных площадках, где отсутствует служба авиационной безопасности, командирами воздушных судов либо назначенными ими членами экипажа без участия сотрудников органов внутренних дел.
Действительно ст.58 ВК РФ, п.8 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров предоставляет право командиру воздушного судна производить предполетный досмотр на аэродромах и посадочных площадках, где отсутствует служба авиационной безопасности.
Вместе с тем, из системного анализа ст.ст.58, 85 ВК РФ, п.28 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», п.6, 7, 8 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров следует, что участие сотрудников органов внутренних дел при осуществлении предполетного досмотра обязательно независимо от того, имеется ли служба авиационной безопасности или нет. При этом командир воздушного судна либо назначенный им член экипажа может исполнять исключительно функции службы авиационной безопасности по предполетному досмотру, в местностях, где таковая отсутствует, не подменяя собой сотрудников органов внутренних дел.
При таких обстоятельствах требования транспортного прокурора Архангельской транспортной прокуратуры подлежат удовлетворению.
В тоже время нормами права обязанность участия в предполетном досмотре в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий, где нет сотрудников органа внутренних дел на транспорте возлагается на сотрудников территориальных органов внутренних дел. При этом указанный орган вправе самостоятельно определить круг сотрудников и порядок их участия в предполетном досмотре.
Таким образом, суд приходит к выводу об обязанности ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», УМВД по НАО при проведении предполетных досмотров в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий Ненецкого автономного округа в населенных пунктах с.Несь, с.Ома, п.Нижняя Пеша, с.Коткино, п.Усть-Кара, п.Харута, п.Хорей-Вер, п.Индига, п.Каратайка, п.Шойна обеспечить участие сотрудников УМВД России по НАО.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика ОАО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» подлежит взысканию госпошлина в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования транспортного прокурора Архангельской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», Управлению Министерства внутренних дел по Ненецкому автономному округу о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению авиационной безопасности в приписных аэродромах и посадочных площадках Ненецкого автономного округа - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Министерства внутренних дел России по Ненецкому автономному округу по устранению нарушений законодательства о противодействии терроризму и обеспечению авиационной безопасности в приписных аэродромах и посадочных площадках Ненецкого автономного округа.
Обязать открытое акционерное общество «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд», Управление Министерства внутренних дел по Ненецкому автономному округу обеспечить участие сотрудников Управления Министерства внутренних дел по Ненецкому автономному округу при проведении предполетных досмотров в аэропортах и на аэродромах местных воздушных линий Ненецкого автономного округа в населенных пунктах с.Несь, с.Ома, п.Нижняя Пёша, с.Коткино, п.Усть-Кара, п.Харута, п.Хорей-Вер, п.Индига, п.Каратайка, п.Шойна.
Взыскать с открытого акционерного общества «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 200 рублей (Двести рублей) 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий В.В.Распопин