№ 2а-3531/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ21 ноября 2019 года г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Ефименко Е.В., Морозовой Н.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при ведении протокола а помощником судьи Черниковым О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску департамента имущественных отношений Краснодарского края к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея об оспаривании предписания, по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Рева В.И. на решение Октябрьского районного суда г.Краснодара от 11.09.2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в суд с административным иском к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о приостановлении исполнения предписания от 04.06.2019 года № 07-09-107Н-1; о признании незаконным предписания от 04.06.2019 года № 07-09-107Н-1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований как не соответствующее Положению о департаменте, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 года № 345 и нормам Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»; об обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов департамента путем отмены предписания Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 04.06.2019 года № 07-09-107Н-1.
В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведения Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю Республике Адыгея внеплановой выездной проверки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0125001:441, расположенного в пос.Победитель, г.Краснодара, была выявлена несанкционированная свалка промышленных, бытовых и строительных отходов. Результаты обследования зафиксированы в акте проверки от 04.06.2019 года № 07-09-107Н-1. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено предписание от 04.06.2019 года № 07-09-107Н-1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений, природоохранных требований обязывающее департамент имущественных отношений Краснодарского края ликвидировать несанкционированную свалку. Департамент полагает, что у Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея отсутствуют законные основания, обязывающие департамент осуществить мероприятия но ликвидации несанкционированной свалки.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Краснодара от 11.09.2019 года в удовлетворении административного иска департамента имущественных отношений Краснодарского края отказано.
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Рева В.И. просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил нормы материального и процессуального права.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель административного ответчика Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о получении административным ответчиком заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Рева В.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея внеплановой выездной проверки земельного участка с кадастровым номером 23:43:0125001:441, расположенного в пос.Победитель, г.Краснодара, была выявлена несанкционированная свалка промышленных, бытовых и строительных отходов. Результаты обследования зафиксированы в акте проверки от 04.06.2019 № 07-09-107Н-1.
В связи с чем, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено предписание от 04.06.2019 года № 07-09-107Н-1 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений, природоохранных требований, обязывающее департамент имущественных отношений Краснодарского края ликвидировать несанкционированную свалку.
Согласно представленных материалов, на основании распоряжения от 10.01.2019 года № 01-04-20/02, изданного руководителем Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Молдовановым Р.А., в период с 14.01.2019 года по 29.01.2019 года Межрегиональным управлением была проведена внеплановая документарная проверка в отношении юридического лица - департамента имущественных отношений Краснодарского края. На основании планового рейдового осмотра (обследования) 19.10.2018 года с 14.00 час. до 15.00 час. по адресу: г.Краснодар, пос.Победитель, направленного на выявление нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:43:0125001:441 (23:43:0125001:329), на площади 220х8 м (1760 м2), находящегося в государственной собственности Краснодарского края, расположенного в Краснодарском крае, п.Победитель.
По результатам проверки 29.01.2019 года был составлен акт проверки № 07-07-02Н, по адресу: г.Краснодар, ул.Красная, 19, из материалов которого следует, что департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Как следует из материалов дела, 19.10.2018 года в ходе обследования выявлена несанкционированная свалка промышленных, бытовых и строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0125001:441 (23:43:0125001:329) на площади 220х8 м (1760 м2). Свалка расположена вдоль пересохшего канала, частично отходы свалены непосредственно в канал. На всем протяжении свалки имеются очаги возгорания отходов. Привлеченными специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» были произведены замеры территории свалки, а также отборы проб почвы в местах несанкционированного размещения отходов и фоновые образцы проб почвы.
В ходе проведения проверки департаментом имущественных отношений Краснодарского края не были предоставлены документы, указывающие на передачу в федеральную либо муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 23:43:0125001:441 (23:43:0125001:329).
Таким образом, данный земельный участок находится в собственности Краснодарского края и в соответствии с пунктом 3.3 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, в его основные функции входит обеспечение эффективного управления, распоряжения и рационального использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, а также в соответствии с пунктом 3.13 осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, проводит в установленном порядке проверки использования имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: в том числе, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности
Частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что согласно письму Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 28.11.2018 года №3647 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0125001:441 (2.3:43:0125001:329) находится с 19.08.2011 года в государственной собственности субъекта Российской Федерации Краснодарский край.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 года №345) департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки департаментом не были предоставлены документы, указывающие на передачу в федеральную либо муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 23:43:0125001:441 (23:43:0125001:329). В связи с чем, данный земельный участок находится в собственности Краснодарского края
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что департаментом имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Федерального законодательства и Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края не осуществлялся контроль за использованием по назначению, земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края и не предпринимались никакие меры по недопущению и устранению нарушений требований природоохранного законодательства, допускаемых на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0125001:44 (23:43:0125001:329), расположенным в Краснодарском крае, п.Победитель, в том числе по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 года №345) департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, по управлению игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе, могут быть отнесены к землям населенных пунктов. Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 названной статьи).
Судом установлено, что департаментом имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Федерального законодательства и вышеуказанного Положения о департаменте контроль за защитой земель от негативного воздействия, использованием по назначению, земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края не осуществлялся, меры по недопущению и устранению нарушений требований природоохранного законодательства, допускаемых на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0125001:441 (23:43:0125001:329), расположенным в Краснодарском крае, п.Победитель, не предпринимались, что привело к причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.
Главой 3 должностного регламента первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28.09.2017 года предусмотрено, что первый заместитель руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края контролирует, координирует деятельность земельных отношений департамента. Главой 5 должностного регламента на должностное лицо возложена ответственность за ненадлежащее выполнение функций департамента в области земельных отношений находящихся в собственности Краснодарского края.
Вместе с тем, судом установлено, что распоряжением от 14.07.2015 года №286/1 первым заместителем руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края назначена Сердюкова Е.М.
Таким образом, поскольку ответственным лицом по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования является Сердюкова Е.М., Управлением представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, внесено в адрес первого заместителя руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Сердюковой Е.М.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод, что предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродназора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 04 06.2019 года № 07-09-107Н-1 вынесено законно и обоснованно, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным и отмене предписания не имеется.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего административного дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Краснодара от 11.09.2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Рева В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 ноября 2019 года.