Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-659/2012 ~ М-662/2012 от 09.07.2012

Дело № 2-659/2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2012 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Сахарновой О.К., с участием прокурора Карчевской Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Сосногорска» и администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г.Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних к ответчикам, просил обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сосногорска, администрацию МО МР «Сосногорск» создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сосногорска, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в срок до <дата обезличена>.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения на территории МО МР «Сосногорск» законодательства о социальной защите детей-инвалидов.

Согласно Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975, инвалиды должны пользоваться всеми правами без каких-либо ограничений, различий и дискриминаций по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к инвалиду или к его семье. Статья 8 данной Декларации определяет, что инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.вРоссийской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов изложены в Указе Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в Постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».

В установленном законодательством порядке приняты нормативно-правовые акты, содержащие нормы, государственные стандарты в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.

По результатам проверки установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сосногорска не созданы условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов. Так, вход в здание школы, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, осуществляется по ступеням, специальные приспособления для беспрепятственного доступа в учреждение маломобильных групп населения отсутствуют.

Здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сосногорска является муниципальной собственностью, на праве оперативного управления принадлежит образовательному учреждению.

В соответствии с пунктом 1.2 Приложения № 1 к СНиП 02.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» здания общеобразовательных учреждений относятся к группе общественных зданий.

Согласно п. 1.4 Устава учреждение в своей деятельности руководствуется Конституциями Российской Федерации и Республики Коми, законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, договором с Управлением образования и Уставом школы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования на территории городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Таким образом, бремя содержания (включая проведение реконструкции) имущества, закрепленного на праве оперативного управления, должно нести лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления.

Прокурор в суде исковые требования уточнил, просил обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Сосногорска» создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (установить пандусы) в основное здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Сосногорска», расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в срок до <дата обезличена>, а администрацию МО МР «Сосногорск» профинансировать выполнение указанных работ.

Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Сосногорска» - Зверев А.А., с иском согласился.

Представитель администрации МО МР «Сосногорск» - Аверина Г.В., действующая по доверенности, оставила решение вопроса на усмотрение суда.

Заслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, признание иска представителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Сосногорска» следует принять.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения на территории МО МР «Сосногорск» законодательства о социальной защите детей-инвалидов. По результатам проверки установлено, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1                     г. Сосногорска» не созданы условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов. Так, вход в здание школы, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, осуществляется по ступеням, специальные приспособления для беспрепятственного доступа в учреждение маломобильных групп населения отсутствуют. Здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сосногорска является муниципальной собственностью, на праве оперативного управления принадлежит образовательному учреждению, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Так, нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СНиП 35- 01-2001), утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73, которые относят к маломобильным группам населения людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. К СНиП № 35-01-2001 разработан свод правил: СП 35-101-2011 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», которыми определено, что пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность и предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности на другой. СНиП 35-01-2001 предусмотрены требования к лестницам и пандусам (пп. 3.14, 3.17, 3.27-3.33).

В соответствии с пп. 1.4, 3.13 и 3.14 СНиП 35-01-2001 проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри здания и сооружения. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для граждан указанной категории подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м. и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

Согласно пп. 3.29, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м. при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м. и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м., в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно п. 3.18. Площадка на горизонтальных участках пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м. для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м., у лестниц - на высоте 0,9 м., а в дошкольных учреждениях также на высоте 0,5 м.

Согласно п. 1.4 Устава учреждение в своей деятельности руководствуется Конституциями Российской Федерации и Республики Коми, законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации, договором с Управлением образования и Уставом школы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования на территории городского округа, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 установлено, что в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Принимая во внимание, что исковые требования признаны представителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сосногорска», а также в нарушение указанных в заявлении прокурором требований законодательства, на момент проведения проверки в здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сосногорска» не созданы условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов, а именно: вход в здание школы, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, осуществляется по ступеням, специальные приспособления для беспрепятственного доступа в учреждение маломобильных групп населения отсутствуют, что подтверждается исследованными материалами дела и этим нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих инвалидность, детей-инвалидов, желающих обучаться в образовательном учреждении, и не способных свободно передвигаться, учитывая, что для исполнения требований прокурора необходимо определенное время и финансирование, то при изложенных обстоятельствах имеются основания для удовлетворения иска.

           На основании изложенного, руководствуясь ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Сосногорска» создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (установить пандусы) в основное здание МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Сосногорска», расположенное по адресу: <адрес обезличен>, в срок до <дата обезличена>.

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сосногорск» профинансировать выполнение указанных работ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Сосногорский городской суд Республики Коми с даты изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.09.2012 года.

       Судья:                                                                                                  Дудина О.С.

2-659/2012 ~ М-662/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г. Сосногорска
Администрация МО МР "Ссоногорск"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Дудина О.С.
Дело на странице суда
sosnsud--komi.sudrf.ru
09.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2012Передача материалов судье
09.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2012Судебное заседание
10.09.2012Производство по делу возобновлено
12.09.2012Судебное заседание
24.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2012Дело оформлено
10.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее