Дело № 2-3086/2020
УИД: 50RS0036-01-2020-003565-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» сентября 2020 года
г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области
в составе:
председательствующего судьи Жоховой М.Г.,
при помощнике судьи Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ-УПФ РФ №16 по г. Москве и Московской области к ФИО о взыскании незаконно приобретенных денежных средств,
установил:
ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> обратилось в суд с иском о взыскании с ответчика неосновательно приобретенных денежных средств в размере 86 945 руб.
В обоснование иска указано, что ФИО является получателем пенсии по случаю потери кормильца с <дата> ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> ответчику была назначена пенсия, как ребенку, потерявшему одного или обоих родителей, обучающемуся по очной форме в образовательных учреждениях всех видов и типов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возврата 23 лет. Согласно справки от <дата> № выданной ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет » ФИО был зачислена на обучение приказом № ст от <дата> Срок окончания университета – <дата> Согласно ответу ФГБОУ ВО « Тульский государственный университет» от <дата> № ФИО отчислен из учебного заведения приказом № ст от <дата> в связи с чем право на получение пенсии утрачено с <дата> За период с <дата> по <дата> образовалась переплата пенсии в размере 86 945,38 руб. Ответчику было направлено уведомление о добровольном возврате данной суммы, но задолженность на настоящий момент не погашена.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Ответчик ФИО в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, причин неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав представителя истца, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от <дата> N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию по случаю потери кормильца имеют дети старше 18 лет, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей.
Статьей 13 вышеуказанного Федерального закона (в редакции на момент возникновения правоотношения) предусмотрено, при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения правоотношений, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ признаются, в числе прочих, дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч. ч. 2, 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Согласно статьи 12.1 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в ч. 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных в подп. 2 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 ст. 23 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
С <дата> вступил в силу Федеральный закон от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ от <дата> "О страховых пенсиях", физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
В силу положений нормы ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из материалов дела усматривается, что ФИО является получателем пенсии по случаю потери кормильца с <дата> ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> ответчику была назначена пенсия, как ребенку, потерявшему одного или обоих родителей, обучающемуся по очной форме в образовательных учреждениях всех видов и типов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возврата 23 лет.
Согласно справки от <дата> выданной ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет » ФИО был зачислена на обучение приказом № ст от <дата> Срок окончания университета – <дата> (л.д.16).
Согласно ответа ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» от <дата>. №, ФИО отчислен из учебного заведения приказом №ст от <дата>.
За период с <дата> по <дата> образовалась переплата пенсии в размере 86 945,38 руб.
<дата> ответчику было направлено уведомление о добровольном возврате данной суммы, но задолженность на настоящий момент не погашена (л.д.26).
Оценивая представленные суду доказательства в контексте изложенных норм права, суд приходит к выводу, что именно ответчик как получатель трудовой пенсии по случаю потери кормильца в силу императивного нормоположения - пункта 4 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - должна была проинформировать пенсионный орган о наличии обстоятельства, исключающего названные выплаты, однако этого не сделала, тем самым, действуя недобросовестно, обогатился безосновательно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Факт выплаты ответчиком пенсионным фондом излишних сумм документально доказан, обстоятельства, указанные в статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют, поскольку установлена недобросовестность (вина) в действиях ответчика, а, соответственно, и возникновение ответственности, предусмотренной законом, которая носит компенсационный характер, направлена на восполнение потерь бюджета пенсионного фонда, возникших из-за выплаты излишних сумм, которые взыскиваются при таких обстоятельствах, как по настоящему делу за весь период переплаты.
Относимых и допустимых доказательств наличия оснований для освобождения ответчика от выплаты заявленной денежной суммы суду не представлено.
При установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах исковые требования являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 235 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> к ФИО о взыскании неосновательно приобретенных денежных средств, судебных расходов по оплате государственной пошлине удовлетворить.
Взыскать с ФИО, <дата> г.р., место рождения: <адрес>, в пользу ГУ-УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> неосновательно приобретенные денежные средства на сумму 86 945,38 рублей
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме – <дата>
Судья