Решения по делу № 2-227/2015 ~ М-167/2015 от 25.02.2015

Дело № 2-227/2015 года        

Решение

Именем Российской Федерации

«06» марта 2015 года                 г. Киржач

      Киржачский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи      Колокиной И.И.,

при секретаре         Соловьевой А.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Киржаче дело по заявлению прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 700 м. по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый »,

установил:

Прокурор Киржачского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 700 м. по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый ».

В обоснование требований указал, что в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к главе сельского поселения Филипповское с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства». ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования сельское поселение Филипповское издано постановление «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 700 м. по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый », которым вид разрешенного использования земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». Считает данное постановление незаконным, поскольку оно принято с нарушением требований действующего федерального законодательства, противоречит ст.ст. 1, 7, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1, 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Принятое постановление нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку влечет невозможность использования земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, по целевому назначению.

В судебном заседании помощник прокурора Киржачского района Корочкина Ю.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, дав аналогичные объяснения. Полагала, что срок для обращения с заявлением в суд прокурором не пропущен, поскольку о нарушении прав неопределенного круга лиц прокурору стало известно по результатам проведения проверки по обращению гражданина Химича. Ранее проверка по обращению Химича прокуратурой не проводилась, его обращение для проверки было перенаправлено в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области. Проверка указанного постановления, направленного администрацией муниципального образования сельское поселение Филипповское в прокуратуру, не производилась.

Представитель органа, чье решение обжалуется, администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское по доверенности Громозденков М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления и пояснил, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями закона и в пределах полномочий главы сельского поселения. Заявил о пропуске заявителем срока для обращения в суд с заявлением.

Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены права и интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования.

На основании ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям, (бездействию) государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Ссылки представителя органа, чье решение обжалуется, на пропуск заявителем срока для подачи заявления об оспаривании ненормативного акта органа местного самоуправления, суд находит несостоятельными исходя из следующего.

В силу ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

       Оспариваемый ненормативный акт обязательному опубликованию не подлежит.

        В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в обязанности прокуратуры не входит проведение экспертизы ненормативного акта органа местного самоуправления. В связи, с чем сам факт направления в прокуратуру оспариваемого постановления не свидетельствует о том, что прокурору стало известно о нарушении прав неопределенного круга лиц, указанным ненормативным актом органа местного самоуправления.

       В соответствии с инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 декабря 2007 года № 200, обращение может быть направлено на разрешение другого государственного органа, органа местного самоуправления или иному должностному лицу. В случае переадресования обращения проверка сведений, указанных в обращении, не проводится. Обращение гражданина Химича в 2012 году прокуратурой перенаправлено в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области, который нарушений закона при принятии оспариваемого решения не установил, о чем сообщил прокурору. В связи, с чем сам факт обращения гражданина Химича в прокуратуру в 2012 году по вопросу проверки законности оспариваемого постановления не свидетельствует о том, что прокурору стало известно о нарушении прав неопределенного круга лиц, указанным ненормативным актом органа местного самоуправления.

       По поручению прокуратуры Владимирской области прокуратурой Киржачского района проведена проверка по обращению гражданина Химича в 2014 году, которая закончилась 01 декабря 2014 года принесением протеста. Следовательно, о нарушении прав неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых подано заявление, прокурору стало известно по результатам проверки 01 декабря 2014 года, а не ранее.

        Заявление подано 25 февраля 2015 года, то есть до истечения трехмесячного срока.

        Иных обоснованных данных, свидетельствующих о том, что о нарушении прав неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых подано заявление, прокурору стало известно в день принятия оспариваемого ненормативного акта, суду не представлено.

       С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок, установленный законом для обращения в суд, заявителем не пропущен.

Из материалов дела следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства площадью <данные изъяты> кв.м., участок находится примерно в 700 м. по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию муниципального образование сельское поселение Филипповское с заявлением об изменении разрешенного вида использования указанного выше земельного участка с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения дачного строительства» (л.д. 11).

Постановлением главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ измен вид разрешенного использования земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый , расположенного по адресу: участок находится примерно в 700 м. по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения дачного строительства» (л.д. 16).

На момент принятия оспариваемого постановления указанный земельный участок в черту населенного пункта не был включен, что установлено судом и органом, чье решение обжалуется, не оспаривается.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

       Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства земельного участка из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения свидетельствует о том, что указанный земельный участок из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения относится к сельскохозяйственным угодьям.

По положениям п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.

В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, для земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков не устанавливаются. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, и определяющего порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения разрешенного вида использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения, кроме земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которым не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования, что соответствует ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Кроме того, ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую категорию.

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование дачного земельного участка предполагает строительство на нем жилого дома, что противоречит и приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования указанных земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Вследствие этого и независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.

Факт наличия либо отсутствия правил землепользования и застройки Муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области, утвержденных решением совета народных депутатов Киржачского района от ДД.ММ.ГГГГ года, которые устанавливают градостроительные регламенты и зонирование территории, не имеет правового значения, поскольку градостроительные регламенты для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливаются.

При установленных обстоятельствах, оспариваемое постановление противоречит положениям вышеуказанных федеральных законов, следовательно, является незаконным и недействующим со дня принятия.

      Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

       Заявление прокурора Киржачского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 700 м. по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый » удовлетворить.

Признать незаконным и недействующим со дня его принятия постановление главы администрации муниципального образования сельское поселение <данные изъяты> Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: участок находится примерно в 700 м. по направлению на север от ориентира населенный пункт, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. кадастровый ».

         Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья                          И.И. Колокина

Мотивированное решение составлено 11 марта 2015 года.

Решение в законную силу не вступило.

Судья       И.И. Колокина

2-227/2015 ~ М-167/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор
Другие
Ляховецкая Ольга Михайловна
Администрация с/п Филипповское
Суд
Киржачский районный суд Владимирской области
Судья
Колокина Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
kirzhachsky--wld.sudrf.ru
25.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015Передача материалов судье
26.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2015Судебное заседание
06.03.2015Судебное заседание
11.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2016Дело оформлено
18.02.2016Дело передано в архив
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее