Дело № 12-135/19
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 мая 2019 года судья Кировского районного суда г. Томска ФИО4,
с участием: помощника Томского транспортного прокурора ФИО5,
ФИО2 УФАС по /________/ ФИО6,
лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске протест Томского Транспортного прокурора ФИО8 на постановление руководителя ФИО2 антимонопольной службы по /________/ ФИО7 от /________/ о прекращении производства по делу об административном правонарушении /________/ в отношении ФИО1 по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Томского транспортного прокурора от /________/ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении начальника Департамента государственного заказа /________/ ФИО1 Из указанного постановления следует, что в ходе мониторинга официального сайта www.zakupki.gov.ru выявлено нарушение порядка осуществления закупок товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Проверкой установлено, что Департаментом государственного заказа /________/ /________/ на Официальном сайте размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона /________/ на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом (уничтожение и подавление численности) в насаждениях Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского лесничества /________/ в 2018 году на сумму 38 812 090 рублей 61 копейки, идентификационный код закупки (ИКЗ) 182701717561170170/________/.
Согласно сведениям ЕИС размещенным на официальном сайте изменения в план-график /________/ в отношении проводимой закупки (ИКЗ) 182701717561170170/________/ внесены /________/. Вместе с тем извещение о проведении указанного Аукциона в нарушение требований ч. 14 ст. 21 Закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФИО2 закон № 44-ФЗ), опубликовано Департаментом /________/, то есть ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график /________/. Томской транспортной прокуратурой установлено, что должностным лицом Департамента ФИО1 размещены в ЕИС в сфере закупок извещения об осуществлении закупки ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки, в связи с чем Томская транспортная прокуратура пришла к выводу о наличии в действиях начальника Департамента ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.5. статьи 7.30. КоАП РФ.
Постановлением руководителя ФИО2 антимонопольной службы по /________/ ФИО7 от /________/ прекращено за отсутствием состава правонарушения производство по делу об административном правонарушении по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ, возбужденное постановлением Томского транспортного прокурора от /________/, в отношении начальника Департамента государственного заказа /________/ ФИО1
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от /________/ /________/ было получено ФИО2 Томской транспортной прокуратуры /________/.
Не согласившись с указанным постановлением, Томский транспортный прокурор ФИО8 подал в суд протест, указывая, что выводы о том, что в действиях ФИО1 отсутствует вина в совершении административного правонарушения и состав административного правонарушения, в связи с чем, начатое производство по делу об административном правонарушении, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, не основаны на законе, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и не обеспечивают реализацию задач законодательства об административных правонарушениях и производства по делам об административных правонарушениях, а также целей административного наказания, предусмотренных ст.ст. 1.2,3.1,24.1 КоАП РФ.
Указывает, что в ходе мониторинга общедоступной информации, размещенной на официальном сайте http://zakupki.gov.ru, в деятельности Областного государственного специализированного бюджетного учреждения «Томская база авиационной охраны лесов» усмотрены факты нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в связи с чем, была проведена прокурорская проверка, в ходе которой в числе прочего установлено, что закупка Областного государственного специализированного бюджетного учреждения «Томская база авиационной охраны лесов» /________/ на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом (уничтожение и подавление численности) в насаждениях Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского лесничества /________/ в 2018 году размещена на официальном сайте Департаментом государственного заказа /________/ /________/. Извещение к указанной закупке размещено в нарушение требований ч. 14 ст. 21 ФЗ /________/ ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график /________/. Установлено, что уполномоченным на размещение такой информации должностным лицом является начальник Департамента государственного заказа /________/ ФИО3 Доводы УФАС по /________/ об отсутствии у ФИО1 умысла на совершение административного правонарушения не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ, поскольку с субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Также указывает, что в соответствии с положениями Порядка взаимодействия уполномоченного органа при определении поставщиков, утвержденного постановлением /________/ от /________/ /________/а на уполномоченный орган, при определении поставщиков (размещении извещения), возложена обязанность анализировать информацию, содержащуюся в извещении, в том числе с учетом информации, содержащейся в плане-графике, а также полномочия по изменению сроков размещения извещения и возврата заявки в случае каких-либо замечаний. Учитывая вышеизложенное, а также то, что ФИО3 имела возможность соблюсти требования действующего законодательства, однако этого не сделала это, в ее действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.5 статьи 7.30 КоАП РФ. В связи с чем, просит отменить постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от /________/ и возвратить на новое рассмотрение в УФАС по /________/.
В судебном заседании помощник Томского транспортного прокурора доводы, изложенные в протесте Томского транспортного прокурора, поддержал.
ФИО2 антимонопольной службы по /________/ полагал, что основания для удовлетворения протеста Томского транспортного прокурора отсутствуют, считает, что обжалуемое постановление законно и обоснованно. В действиях должностного лица – начальника Департамента государственного заказа /________/ ФИО1 отсутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу - ФИО3 считает обжалуемое Томским транспортным прокурором постановление законным и обоснованным.
Изучив доказательства по делу в их совокупности, оценив доводы протеста прокурора, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1.5 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки.
Согласно ч. 14 ст. 21 ФИО2 закона от /________/ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки.
Как следует из материалов дела, /________/ в единой информационной системе было размещено подписанное электронной подписью должностного лица уполномоченного органа - начальника Департамента государственного заказа /________/ ФИО1 извещение о проведении электронного аукциона /________/ на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом (уничтожение и подавление численности) в насаждениях Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского лесничества /________/ в 2018 году на сумму 38 812 090 рублей 61 копейки, идентификационный код закупки (ИКЗ) 182701717561170170/________/, при этом изменения в план-график закупок были внесены /________/, то есть до истечения 10 дней со дня внесения изменений в план-график, что нарушает Закон о контрактной системе (ч. 14 ст. 21).
/________/ Томским транспортным прокурором принято решение о проведении проверки ОГСБУ «Томская база авиационной охраны лесов» требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также бюджетного законодательства, в ходе которой было выявлено нарушение Закона о контрактной системе.
По данному факту Томской транспортной прокуратурой в ходе мониторинга сайта http://zakupki.gov.ru, в деятельности Департамента государственного заказа /________/ выявлено нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, /________/ было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении начальника Департамента государственного заказа /________/ ФИО1, материалы дела направлены для рассмотрения в ФИО2 антимонопольной службы по /________/.
/________/ руководитель ФИО2 антимонопольной службы по /________/ ФИО7, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, вынес постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ за отсутствием состава правонарушения, в отношении начальника Департамента государственного заказа /________/ ФИО1
В силу положений статьи 2.2 КоАП РФ с субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 1.5 статьи 7.30 КоАП РФ, характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.
В соответствии со статьей 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом примечание к указанной статье установлено, что под лицом следует понимать, в числе прочего, лицо, в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции ФИО2 власти, то есть выполняющее организационно-распорядительные функции в государственных органах.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 9 Положения о Департаменте государственного заказа /________/, утвержденного постановлением /________/ от /________/ /________/, названный Департамент выступает в качестве уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и иных заказчиков (далее - заказчики) /________/ в случаях, установленных нормативными правовыми актами /________/.
В силу пункта 2 постановления /________/ от /________/ /________/а «О мерах по реализации ФИО2 закона от /________/ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Департамент государственного заказа /________/ является исполнительным органом государственной власти /________/, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти /________/, областных государственных казенных и бюджетных учреждений.
При этом, согласно пункту 2 статьи 3 ФИО2 закона № 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) включает в себя, в том числе совокупность действий, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд и завершаясь заключением контракта, которые осуществляются заказчиками в установленном ФИО2 законом порядке.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 9 Должностного регламента государственного гражданского служащего /________/, замещающего должность начальника Департамента государственного заказа /________/, утвержденного /________/ /________/, к обязанностям государственного гражданского служащего в соответствии с функциональными и технологическими особенностями замещаемой должности отнесено общее руководство Департаментом и обеспечение исполнения функций по выступлению в качестве уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственного заказчиков и иных заказчиков /________/ в случаях, установленных нормативными правовыми актами /________/.
Субъект административного правонарушения по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ является специальным: это лицо, которое фактически разместило извещение об осуществлении закупки ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график.
Следовательно, должностное лицо заказчика не может быть субъектом административного правонарушения по ч. 1.5 ст. 7.30 КоАП РФ.
Постановлением Администрации г. Томска начальник Департамента государственного заказа /________/ ФИО3 наделена правом электронной подписи как должностное лицо Уполномоченного органа.
Согласно сведениям ЕИС, а также информации Департамента лицом, ответственным за размещение извещения об Аукционе, и фактически разместившим данное извещение, является начальник Департамента государственного заказа /________/ ФИО3.
В полномочия ФИО1 входит размещение документов и сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
ФИО3 при производстве по делу и в суде не оспаривала указанный факт, но по ее мнению, в данном случае она выступила лишь инструментом размещения такой информации, поскольку заказчик Областное государственное специализированное бюджетное учреждение «Томская база авиационной охраны лесов» указал на особую значимость указанного аукциона, кроме того, из Департамента лесного хозяйства /________/ поступило письмо о необходимости размещения извещения не позднее /________/.
Кроме того, в соответствии с подпунктами 1-1 пункта 5 указанного Порядка определены функции и полномочия уполномоченного органа при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей): а именно, по согласованию с заказчиком изменяет срок размещения извещения об осуществлении закупки и способ закупки с учетом информации, содержащейся в плане-графике.
Изложенные положения Порядка свидетельствует о том, что на уполномоченный орган, при определении поставщиков (размещении извещения), возложена обязанность анализировать информацию, содержащуюся в извещении, в том числе с учетом информации, содержащейся в плане-графике, а также полномочия по изменению сроков размещения извещения и возврата заявки в случае каких-либо замечаний.
В нарушение требований ч. 14 ст. 21 ФИО2 закона от /________/ № 44-ФЗ извещение к закупке ОГСБУ «Томская авиабаза» /________/ на выполнение работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов авиационным способом (уничтожение или подавление численности) в насаждениях Верхнекетского, Каргасокского, Колпашевского лесничества /________/ в 2018 году размещено вопреки требованиям части 14 статьи 21 ФИО2 закона от /________/ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -ФИО2 закон № 44-ФЗ) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график /________/.
Данное извещение подписано электронной подписью должностного лица Уполномоченного органа - начальником Департамента государственного заказа /________/ ФИО1
Согласно п. 1 ст. 2 ФИО2 закона от /________/ № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон об электронной подписи) электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система предусматривает использование усиленной неквалифицированной электронной подписи.
Информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных ФИО2 законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 2 ст. 6 Закона об электронной подписи).
Учитывая вышеизложенное, доводы, изложенные в постановлении руководителя ФИО2 антимонопольной службы по /________/ ФИО7 от /________/ об отсутствии вины в совершении административного правонарушения и состава административного правонарушения являются необоснованными.
Ссылка в постановлении руководителя ФИО2 антимонопольной службы по /________/ ФИО7 на письмо и.о. начальника Департамента Лесного хозяйства /________/ от /________/ как на доказательство отсутствия вины ФИО1 в совершении правонарушения судом не принимается, поскольку в нем содержится информация о причинах размещения извещения аукционов, при этом его доводы не опровергают выводов должностного лица о совершении правонарушения именно ФИО1 Кроме того, при вынесении постановления руководитель УФАС опирался на нормы местного законодательства, тогда как необходимо было руководствоваться ФИО2 законодательством.
Таким образом, с учетом изложенного, дело в отношении начальника Департамента государственного заказа /________/ ФИО1 нельзя признать рассмотренным полно и всесторонне, а потому постановление руководителя ФИО2 антимонопольной службы по /________/ от /________/ в отношении ФИО1 подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с существенным процессуальным нарушением, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Установленный частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ /________/ ░░ /________/ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1.5 ░░. 7.30 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ /________/ ░░░1 ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ /________/.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░4