Дело № 2-981/2019/10RS0016-01-2019-001289-32
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2019 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Ткачук Н.А.,
с участием прокурора Артемьева А.А.,
при секретаре Таркан А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмурадко В.С., действующей в интересах Кяжевой А.Е., к администрации Сегежского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику по тем основаниям, что ХХ.ХХ.ХХ. года в 17 час. 30 мин. на улице ... Кяжева А.Е. подверглась нападению бездомных собак. Собаки покусали ее за левую ногу, причинив травмы. Кяжева А.Е. обратилась за медицинской помощью в приемный покой ГБУЗ «Сегежская ЦРБ», где ей обработали раны, наложили повязки, сделали прививки. Истец указывает, что Кяжева А.Е. является <...>, в результате нападения собак Кяжева А.Е. испытала физические и нравственные страдания, вынуждена была ходить на перевязки и на уколы, в настоящее время испытывает страх перед собаками. На основании изложенного, истец просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, Министерство финансов Республики Карелия.
В судебном заседании Кяжева А.Е., ее законный представитель Шмурадко В.С., поддержали заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям. Кяжева А.Е. пояснила, что после нападения собак испытала сильный испуг, беспокоит боль в местах укусов, до сих пор проходит курс вакцинации, после случившегося стала бояться собак.
Представитель администрации Сегежского муниципального района Мешкуть М.Н. исковые требования не признала. Пояснила, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 степень нравственных или физических страданий должна оцениваться судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Также, при определении размеров компенсации морального вреда необходимо принимать во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, отсутствие тяжелых неблагоприятных последствий, в связи с чем, Администрация считает требования о размере компенсации морального вреда в размере 100000 рублей завышенными. Кроме того, указали, что Шмурадко В.С., являясь опекуном Кяжевой А.Е., не исполнила свои обязанности опекуна, не осуществила надзор над подопечным, что привело к таким последствиям.
Представитель Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без своего участия. В представленном отзыве указали, что в силу ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно - эпидемиологическом благополучия населения за счет собственных средств. В соответствии с Законом РК от 17.10.2013 № 1731-ЗРК «О некоторых вопросах организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по защите населения от болезней, общих для человека и животных» органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы отдельные полномочия Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. В связи с чем, обязанность по организации отлова безнадзорных животных на территории Сегежского муниципального района возложена от ответчика.
Представитель Министерства финансов Республики Карелия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без своего участия. Согласно представленному отзыву полагают, что возможный вред подлежит взысканию с муниципального образования за счет средств казны муниципального образования, поскольку согласно Приложению 12 Закона Республики Карелия от 21.12.2018 № 2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Сегежскому муниципальному району предоставлена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на 2019 год в размере 2045000 рублей.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшего требования о компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен моральный вред.
Таким образом, компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом – компенсировать потерпевшему перенесенные им физические и нравственные страдания.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ХХ.ХХ.ХХ. года во дворе дома <...> в г. Сегежа Кяжева А.Е. подверглась нападению бездомных собак. Согласно выписке ГБУЗ «Сегежская ЦРБ» ХХ.ХХ.ХХ. года истец обратилась в травмпункт, у Кяжевой А.Е. была обнаружена укушенная рана левого бедра по задней поверхности. Истцу оказана помощь в виде обработки и перевязке ран и введение антирабической вакцины. ХХ.ХХ.ХХ. года Кяжева А.Е. обратилась в поликлинику к врачу - травматологу для перевязки раны.
Истец и ее представитель пояснили, что полученные травмы причиняют Кяжевой А.Е. болезненные ощущения, она перенесла физические и нравственные страдания, связанные с пережитым испугом, в настоящее время испытывает страх перед собаками.
Из пояснений свидетеля К.А.В. следует, что он проживает совместно с Кяжевой А.Е. ХХ.ХХ.ХХ. года Кяжева А.Е. позвонила ему и сказала, что ее покусали собаки. В этот же день они обратились в приемный покой «Сегежской ЦРБ», где ей обработали рану, сделали перевязку и укол. Нога у Кяжевой А.Е. сильно болела, она плакала, при ходьбе хромала, после нападения боялась выходить на улицу.
Таким образом, суд полагает установленным факт причинения Кяжевой А.Е. физических и нравственных страданий (боль от укусов, необходимость лечения, испуг).
При этом следует иметь ввиду, что, поскольку потерпевшая в связи с причинением вреда ее здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ей морального вреда предполагается, установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Также суд считает доказанным тот факт, что собаки, покусавшие Кяжеву А.Е., были безнадзорными. Доказательств тому, что у собак имелся хозяин, материалы дела не содержат. Обстоятельства причинения вреда в результате укусов безнадзорных собак ответчиком не оспариваются.
Учитывая обстоятельства причинения вреда, отсутствие тяжелых неблагоприятных последствий, характер и степень перенесенных ею нравственных страданий в результате укуса бродячих собак, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда в сумме 30.000 руб.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54, указано, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Карелия принят Закон Республики Карелия от 17.10.2013 № 1731-ЗРК «О мероприятиях по отлову и содержанию безнадзорных животных, согласно которому органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы отдельные полномочия Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
В соответствии с Законом РК от 21.12.2017 № 2205-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размер субвенции, выделяемой Сегежскому муниципальному району на осуществление отдельных государственных полномочий Республики Карелия по организации проведения на территории Республики Карелия мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных на 2019 год составляет 2.045.000 руб.
Вместе с тем, факт нападения безнадзорных собак на Кяжеву А.Е. и причинения ей телесных повреждений судом установлен и свидетельствует о недостаточности принимаемых ответчиком мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в результате ненадлежащего исполнения администрацией Сегежского муниципального района переданных государственных полномочий по отлову безнадзорных животных Кяжева А.Е. подверглась нападению собак, что причинило ей нравственные и физические страдания.
Из разъяснений, данных в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» следует, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. При этом суду следует иметь в виду, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя сумму компенсации морального вреда, суд исходит из того, что в связи с характером полученной в результате укуса травмы, ее лечением, Кяжева А.Е., несомненно, испытала физические и нравственные страдания и, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с администрации Сегежского муниципального района за счет казны Муниципального образования «Сегежский муниципальный район» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.
Доводы представителя ответчика о том, что Шмурадко В.С., являясь опекуном Кяжевой А.Е., не исполняет свои обязанности опекуна, не осуществляет надзор над подопечным, не свидетельствует об отсутствии вины администрации Сегежского муниципального района в ненадлежащем исполнении полномочий по отлову безнадзорных животных.
Руководствуясь ст.ст. 194–198 Гражданского процессуального кодекса, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Сегежского муниципального района за счет казны Муниципального образования «Сегежский муниципальный район» в пользу Кяжевой А.Е. компенсацию морального вреда в размере <...> (<...>) рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Н.А. Ткачук
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
составлено 27.09.2019.