Дело № 2-1/2018
(Дело № 2-205/17)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С.Большой Улуй
Красноярский край 19 февраля 2018 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего исполняющего судьи Большеулуйского районного суда Бардышевой Е.И.,
с участием истца Руденов М.В.,
при секретаре Доброхотовой С.Н., Ивановой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руденов М.В. к Отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района Красноярского края, министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконными действий, связанных с начислением субсидии на твёрдое топливо без учета его рыночной цены, с удержанием сумм субсидий, назначенных на период с 01 марта 2016 года по 31 августа 2016 года, с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года, с 01 марта 2017 года по 31 августа 2017 года в последующие периоды, взыскании удержанных денежных средств и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Руденов М.В. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района (далее ОСЗН), министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконными действий при назначении жилищной субсидии, взыскании удержанных денежных средств и компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что в нарушение Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», Отдел социальной защиты населения по согласованию с министерством социальной политики Красноярского края из субсидии без его, истца, согласия назначенной ему за период с 01 марта 2016 года по 31 августа 2016 года в сентябре 2016 года удержал 586 рублей, из субсидии, назначенной на период с 01.09.2016 года по 28.02.2017 года в марте и апреле 2017 года удержал 780 рублей 72 копейки, из субсидии, назначенной за период с 01 марта 2017 года по 31 августа2017 года удержал 121 рубль 68 копеек из субсидии, назначенной на период с 01 сентября 2017 года по 28 февраля 2018 года, а всего удержал 1490 рублей 24 копейки. Действия ответчиков противоречат пунктам 27, 27 (2) указанных Правил, положениям Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в силу которых размер предоставляемых субсидий не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а необоснованно полученные в качестве субсидии средства возвращаются в краевой бюджет получателями субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств, они взыскиваются в судебном порядке. Размер фактических расходов его семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг значительно превышают размеры предоставляемых ему субсидии, что подтверждается платёжными документами и протоколами назначения субсидий. Оснований для удержаний нет. Представление прокурора в адрес ОСЗН, внесённое по результатам его обращений в прокуратуру, ответчиком осталось неисполненным, с него продолжают производить удержания. За период с 2006 года по 2017 год на основании ложных вызовов руководителями ОСЗН сотрудников полиции он, Руденов М.В. более 20 раз подвергался задержанию, подвергался приводам в полицию, чем ему был причинен моральный вред. Истец просит признать незаконными действия ОСЗН Администрации Большеулуйского района и министерства социальной политики Красноярского края в части перерасчёта ранее назначенных субсидий и удержания денежных средств из субсидий, назначенных на очередной период в сентябре 2016 года, за период с 01 марта 2017 года по 31 августа 2017 года, за период с 01 сентября 2017 года по 28 февраля 2018 года; обязать ОСЗН Администрации Большеулуйского района произвести возврат незаконно удержанных субсидий, взыскать с ответчиков солидарно в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1200000 рублей.
В судебном заседании Руденов М.В. иск поддержал по изложенным в нём основаниям, суду истец пояснил, что он с супругой, являющейся пенсионеркой, проживает в жилом доме, имеющем площадь 43,7 кв.м. с печным отоплением, пользуется электроснабжением, холодной водой из уличной колонки, газом в баллонах. С 05 ноября 2015 года ему присвоено звание «Ветеран труда», с указанной даты он пользуется правом на получение субсидий по оплате коммунальных услуг на основании ст.ст.2 и 11 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг». Не оспаривая правильность произведённых ответчиками математических расчетов, он утверждает, что размер его фактических расходов на оплату коммунальных услуг значительно превышают размеры выплачиваемых ему субсидий. Однако ОСЗН Администрации Большеулуйского района не принимает к оплате документы о его расходах на приобретение дров для отопления жилого дома, а начисляет ему субсидию исходя из нормативов отпуска твердого топлива и предельных цен на твердое топливо, установленных Правительством Красноярского края. Такие действия ответчиков приводят к значительному занижению мер социальной поддержки, последующему их незаконному перерасчету и удержанию из субсидий, начисленных на следующий период. При этом удержания из субсидий, назначенных на будущий период, ответчик ОСЗН Администрации Большеулуйского района по указанию министерства социальной политики Красноярского края производит без его согласия и без предъявления соответствующего иска в суд. Эти действия ответчиков, по мнению истца, противоречат закону, он просит признать их незаконными. С 2006 года он отстаивает свое право по получение субсидии в полном объеме, чему ответчики активно препятствуют. По этому поводу в 2010 году ему был установлен диагноз «Гипертонический криз», которого раньше не было, с тех пор он отказался от управления автомобилем, периодически вынужден лечиться. Действиями ответчиков ему причинены физические и нравственные страдания.
Ответчики Отдел социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района, министерство социальной политики Красноярского края, третье лицо на стороне ответчиков КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края» о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, своего представителя в суд не направили, просили рассматривать дело в их отсутствие.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и третьего лица в соответствии с выраженной ими просьбой.
В письменном отзыве Отдел социальной защиты населения Администрации Большеулуйского района относительно иска возражал, пояснил, что при назначении и выплате субсидий они руководствуются положениями ст.159 ЖК РФ, утверждёнными Постановлением Правительства РФ Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Законом Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в части, улучшающим по сравнению с Правилами положение граждан, реализующих право на субсидии.
В соответствии с пунктами 20, 21 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ.
На территории Красноярского края до настоящего времени не установлены региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, размер субсидии определяется в соответствии со статьями 12, 15, 16, 18, 19 Закона края № 13-2804.
При решении вопросов о предоставлении гражданам субсидий, в том числе в части ее перерасчета и удержания, Отдел руководствуется нормами федерального законодательства, а нормы Закона края применял только в части, не противоречащей положениям Правил, либо в части улучшающих норм.
В соответствии с пунктами 27, 27(2) Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с этим, получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу (органу социальной защиты населения) документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Необоснованно полученные в качестве субсидии средства (в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет либо истребуются в судебном порядке (пункт 49 Правил).
Руденов М.В. с 05.11.2015 года имеет статус «Ветеран труда». В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», пользуется льготой в виде 50 процентов оплаты коммунальных услуг и правом на получение субсидии на основании ст.11 Закона Красноярского края, начисляемой в зависимости от доходов плательщика услуг.
Руденов М.В. вместе с женой проживают в частном жилом доме, не оборудованном электрической плитой, состоящим из двух комнат.
Нормативы потребления электрической энергии и газа в баллонах установлены Законом Красноярского края «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению на территории Красноярского края» № 9-4283 от 24.12.2009г, Размер платы за электроснабжение устанавливается гражданам с учетом социальных норм потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 13.12.2005 № 273. Тарифы на электроэнергию установлены приказам Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 31.03.2015 года № 39-п и от 118.12.2015 года № 636-п «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ПАО «Красноярскэнергосбыт».
Тарифы на сжиженный газ в баллонах установлен в соответствии с постановлениями Правительства Красноярского края от 27.12.2016 № 685-п (до 01.07.2016 года) и от 19.01.2016 года №10-п (с 01.07.2016 года) «Об установлении предельных розничных цен на сжиженный газ, реализуемый ОАО «Красноярсккрайгаз». Законом Красноярского края «О социальной норме площади жилья на территории Красноярского края» от 27.09.1996 года / в ред. от 26.03.98 N 2- 56/ установлен размер социальной нормы площади жилья, приходящейся на одного человека, равный в городах, поселках и сельской местности - 22 кв. м общей площади жилого помещения. Тариф на твердое топливо установлен в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 12.08.2015года № 425-П, 18.08.2016 № 412-П «Об утверждении предельных цен на твердое топливо, реализуемое гражданам, управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно строительным и иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье». Приказом ООО «КоммунСтройСервис» от 02.11.2015 № 13/2 «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью «КоммунСтройСервис» установлен размер платы за услуги холодного водоснабжения с уличных водоразборных колонок.
Предоставляемые Руденов М.В. субсидии и льготы в полной мере соответствуют установленным действующим законодательством нормам, рассчитаны исходя из вышеизложенного правового регулирования, нормативов и тарифов, характеристики жилого помещения, вида потребляемых коммунальных услуг, состава семьи.
Переплаченные Руденов М.В. субсидии засчитаны в счет субсидий, назначенных на очередной период. При этом ответчик ОСЗН Администрации Большеулуйского района в свои возражения представил расчеты начисленных Руденов М.В. в оспариваемые периоды выплат, с которыми истец в судебном заседании полностью согласился (л.д.64-75, 119-128).
Ответчик министерство социальной политики Красноярского края в своем отзыве относительно иска Руденов М.В. возражало, пояснило следующее. В соответствии с положениями статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости, жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональный стандарт) устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Красноярском крае размеры региональных стандартов органами государственной власти края не установлены, а действует Закон края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу Закона края от 17.12.2004 года № 13-2804 гражданам, проживающим в домах, не подключенных к центральной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидии на оплату приобретения и доставки твердого топлива определяется:
в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края;
как разница между размером оплаты на приобретение и доставку твердого топлива в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, с учетом части излишней площади жилья (от 10 метров на семью до общей сверхнормативной площади жилого помещения) размером предоставленных заявителю и членам его семьи мер социальной поддержки на оплату этих услуг и максимально допустимых долей собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (с применением краевой более льготной по сравнению с федеральной шкалой предельных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг). При этом доля собственных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг пенсионерам рассчитывается с учетом величины прожиточного минимума для соответствующей группы территорий края на душу населения, а не величины прожиточного минимума для пенсионеров - как предусмотрено пунктом 26 Правил: сроком на 6 месяцев; с выплатой за весь срок предоставления субсидий единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.
Гражданам, проживающим на территории Красноярского края, субсидии на приобретение твердого топлива предоставляются без подтверждения ими фактических расходов на его покупку в соответствии с алгоритмом расчета, включающего: площадь субсидирования, нормы отпуска твердого топлива и предельные цены на твердое топливо, установленные Правительством края.
Доводы истца основываются на положениях Правил о помесячном расчете размера субсидий в зависимости от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов.
В соответствии с Законом края гражданам предоставляются, как субсидии, в том числе с учетом доходов, так и дополнительные меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с Законом края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, в том числе по назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями Закона края.
Руденов М.В. как ветерану труда в соответствии со статьей 2 Закона края независимо от дохода предоставляются меры социальной поддержки в размере 50 процентов оплаты потребляемых коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья (22 кв. м) и установленных нормативов их потребления.
Указанные меры социальной поддержки в соответствии с пунктом 27 Правил и пунктом 2 статьи 12 Закона края ОСЗН учитываются при назначении субсидии семье Руденов М.В. в виде уменьшения фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 27 Правил и пунктом 2 статьи 12 Закона края меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставленные заявителю и членам его семьи в виде денежных выплат или компенсаций, подлежат учету в виде уменьшения фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг на размер предоставленных мер социальной поддержки.
В связи с вышеизложенным министерство считает действия ОСЗН правомерными и основанными на требованиях ЖК РФ и Закона края.
Доказательств тому обстоятельству, что министерство социальной политики Красноярского края своими действиями причинило истцу физические или нравственные страдания, наличие причинно-следственной связи между причинением вреда и наступившими физическими страданиями истцом не представлено. Правовые основания для возложения на ответчиков солидарной ответственности по возмещению морального вреда истцу отсутствуют. В иске просят отказать.
Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат Красноярского края» в своём отзыве на иск утверждает, что учреждение создано на основании Распоряжения Правительства Красноярского края от 01.09.2014 №630-р в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», со статьей 103 Устава Красноярского края,
КГКУ «ЦСВ» не наделено полномочиями по назначению (отказу в назначении) меры социальной поддержки, расчету (перерасчету) размера социальных выплат, в процессе принятия и вынесения решения о назначении, либо отказе в назначении меры социальной поддержки, социальных выплат, расчете (перерасчете) выплат не участвует. Также КГКУ «ЦСВ» не осуществляет функцию контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий, в том числе расчета (перерасчета) размера Выплаты. В соответствии с п.1 ст.8 Закона края от 09.12.2010 № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» контроль исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляет министерство социальной политики (л.д.25-26).
Выслушав истца, исследовав письменные отзывы ответчиков и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
Согласно ч.7 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч.2 ст.160 ЖК РФ компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее «Правила»).
Согласно п.2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
В силу п.20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).
В силу п.21 Правил размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.27 Правил размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.
Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.
В силу п.27(1) Правил уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий.
В силу п.27(2) Правил в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.
В силу п.49 Правил в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
До настоящего времени для Большеулуйского района, являющегося местом жительства истца Руденов М.В., размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг не установлен.
В Красноярском крае действует Закон Красноярского края 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», который принят в рамках полномочий, предоставленных органу государственной власти субъекта Российской Федерации и который также подлежит применению к спорным правоотношениям (далее «Закон Красноярского края»).
Согласно ст.2 Закона Красноярского края ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", после назначения им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" предоставляются субсидии в размере 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту «г» ст. 11 Закона Красноярского края собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома) имеют право на субсидии, предоставляемые с учетом их доходов.
Согласно п.2 ст. 12 Закона Красноярского края субсидии, предусмотренные статьей 11 настоящего Закона, предоставляются гражданам после предоставления субсидий, указанных в статьях 2 - 8, 8.2, 9, 10.1 настоящего Закона.
Согласно п.п.1, 3 ст.15 Закона Красноярского края N 13-2804 субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, предоставляются независимо от дохода граждан. Размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, определяется как разница между размером оплаты жилья и коммунальных услуг, начисленным заявителю, и размером собственных расходов, рассчитанным исходя из максимально допустимой доли собственных расходов в совокупном доходе семьи заявителя (одиноко проживающего гражданина).
Согласно ст. 18.1 Закона Красноярского края при определении размера субсидий и дополнительных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных настоящим Законом, предоставляемых в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, до утверждения органом государственной власти края нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отдельных услуг (холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод, тепловая энергия) применяются нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления в отношении соответствующих коммунальных услуг.
Согласно п.1 ст. 19 Закона Красноярского края заявителям, проживающим в домах, не подключенных к централизованной системе отопления и имеющих печное отопление, размер субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на оплату приобретения и доставки твердого топлива (кроме угля) определяется в соответствии с расчетом отпуска твердого топлива населению в перерасчете на уголь в порядке, установленном Правительством края.
Согласно ст.22 Закона Красноярского края орган местного самоуправления принимает решение о продлении срока предоставления субсидий, указанных в статье 11 настоящего Закона, на очередной срок, указанный в пункте 6 статьи 14 настоящего Закона, семьям, состоящим из неработающих пенсионеров и (или) инвалидов, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования и (или) несовершеннолетних детей, одиноко проживающим неработающим пенсионерам или инвалидам, имеющих I или II группу инвалидности, а также инвалидам, признанным до 1 января 2010 года имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III, II степени, до очередного переосвидетельствования без истребования каких-либо документов.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона Красноярского края от 09.12.2010 года № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» контроль исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляет министерство социальной политики Красноярского края.
Согласно п.2 ст. 1 указанного Закона исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по назначению (отказу в назначении) мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных статьями 2-11 Закона края от 17 декабря 2004 года №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», в том числе, в соответствии с подпунктом «д», осуществлять расчет (перерасчет) размера субсидий и мер социальной поддержки.
В соответствии с п.п. «е», п.2 ст.1 Закона Красноярского края от 09.12.2010 года № 11-5397 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан» органы местного самоуправления осуществляют подготовку и направление в краевое государственное казенное учреждение, уполномоченное на исполнение публичных обязательств в сфере социальной поддержки населения, 22-го числа каждого календарного месяца на бумажном носителе и в электронном виде - расчетных ведомостей с указанием сумм назначенных субсидии и мер социальной поддержки в разрезе отделений почтовой связи и российских кредитных организаций, в электронном виде –поименные списков получателей субсидий и мер социальной поддержки на счета, открытые ими в российских кредитных организациях; в отделения почтовой связи на бумажном носителе или в электронном виде -поименных ведомостей получателей субсидий и мер социальной поддержки.
Как было указано выше, при отсутствии утверждённого регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг применению к спорным отношениям подлежат Постановление Правительства Красноярского края от 27.12.2012 года № 729-п «Об утверждении предельных цен на топливо твёрдое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», а также Постановление Совета администрации Красноярского края от 21.01.2005 года № 17-п «Об утверждении Порядка расчета твердого топлива населению в пересчете на уголь», в соответствии с которыми размер субсидии на твёрдое топливо подлежит определению не по фактическим затратам лица, претендующего на получение субсидии, а расчетным способом с применением нормативов и цен, определённых указанными нормативными актами.
В настоящем судебном заседании установлено, что истец Руденов М.В. совместно с супругой, оба неработающие пенсионеры, проживают в собственном жилом доме, имеющим площадь 43,7 кв.м., состоящем из двух комнат, с печным отоплением. Для отопления помещения истец использует дрова, пользуется такими видами коммунальных услуг, как электроснабжение, холодное водоснабжение из уличной водоразборной колонки, газоснабжение в баллонах. В оспариваемые периоды истец имеет право на получение мер социальной поддержки на основании ст.2 Закона Красноярского края как ветеран труда, а также на основании ст.11 Закона Красноярского края на получении субсидии в зависимости от доходов семьи. Субсидии на очередной период назначаются Руденов М.В. без истребования документов, подтверждающих его фактические расходы на оплату коммунальных услуг. После предоставления Руденов М.В. по окончании периода, за который субсидия выплачена, документов, подтверждающих его фактические расходы на коммунальные услуги, ему производится перерасчет субсидии и излишне выплаченная субсидия засчитывается в счет платежей на будущий период путем уменьшении сумм субсидии, подлежащей выплате на очередной период.
Так, согласно представленному ответчиком ОСЗН Администрации Большеулуйского района расчету, выполненному в соответствии с Законом Красноярского края и Правилами, Руденов М.В. в спорные периоды предоставлялись субсидии в следующих размерах.
ННаименование услуги |
Размер платы в пределах соц.нормы, руб. |
Ф ФФактический размер платы, |
Рразмер платы, подлежащий льготированию и субсидированию, руб. |
Р рРазмер мер социальной поддержки по льготному статусу, руб. |
Размер платы, подлежащий субсидированию с учетом МСП, руб. |
Расчет субсидии в соответствии с законодательством, руб. |
ФФактический размер субсидии, выплаченной Руденов М.В., руб. |
РРазница (перепла-та), руб. |
МАРТ 2016-ИЮНЬ 2016 | ||||||||
ЭЭлектро- |
975,20 |
9975,20 |
975,20 |
243,80 |
731,40 |
Размер платы для расчета субсидий – 4448,12 руб.; максимально допустимая доля расходов 5 % или 934,76 руб Х 4 = 3739,04. |
||
ТТвердое |
3662,08 |
33662,08 |
93662,08 |
9921,80 |
2740,28 | |||
ВВодоснабжение |
6456,20 |
4456,20 |
4456,20 |
1114,05 |
342,15 | |||
ГГаз в |
840,24 |
11157,84 |
840,24 |
205,92 |
634,32 | |||
ИИтого |
5933,72 |
6251,32 |
5933,72 |
1485,57 |
4448,15 |
709,08 |
1075,12 |
-366,04 |
ИЮЛЬ 2016 – АВГУСТ 2016 | ||||||||
ЭЭлектро- |
440,00 |
440,00 |
440,00 |
110,00 |
330,00 |
Размер платы для расчета субсидий – 2186,28 руб.; максимально допустимая доля расходов 5 % или 934,76 руб Х 2 = 1869,52. |
||
ТТвердое |
1831,04 |
1831,04 |
1831,04 |
460,90 |
1370,14 | |||
ВВодоснабжение |
228,10 |
228,10 |
228,10 |
57,04 |
171,06 | |||
ГГаз в |
420,12 |
735,22 |
420,12 |
105,04 |
315,08 | |||
ИИтого |
2919,26 |
3234,36 |
2919,26 |
732,98 |
2186,28 |
316,76 |
537, 56 |
-220,80 |
ПЕРЕПЛАТА ЗА ПЕРИОД С 01.03.2016 ГОДА ПО 31.08.2016 ГОДА СОСТАВИЛ 586,84 РУБЛЯ | ||||||||
СЕНТЯБРЬ 2016-ФЕВРАЛЬ 207 | ||||||||
ЭЭлектро- |
2057,04 |
1497,00 |
1497,00 |
341,10 |
1155,90 |
Размер платы для расчета субсидий – 6708,42 руб.; |
||
ТТвердое |
5870,64 |
5870,64 |
5870,64 |
1382,70 |
4487,94 | |||
ВВодоснабжение |
684,30 |
684,26 |
684,26 |
171,12 |
513,14 | |||
ГГаз в |
1260,36 |
735,22 |
735,22 |
183,78 |
551,44 | |||
ИИтого |
9872,34 |
8787,12 |
8787,12 |
2078,70 |
6708,42 |
1694,76 |
-780,72 | |
ПЕРЕПЛАТА ЗА ПЕРИОД С 01.09.2016 ГОДА ПО 28.02.2017 ГОДА СОСТАВИЛА 780 РБЛЕЙ 72 КОПЕЙКИ | ||||||||
МАРТ 2017 – ИЮНЬ 2017 | ||||||||
ЭЭлектро- |
1371,36 |
1105,00 |
1105,00 |
188,12 |
916,88 |
Размер платы для расчета субсидий - |
||
ТТвердое |
3913,76 |
3913,76 |
3913,76 |
985,16 |
2928,60 | |||
ВВодоснабжение |
456,20 |
.456,20 |
456,20 |
114,05 |
342,15 | |||
ГГаз в |
840,24 |
367,61 |
840,24 |
91,92 |
748,32 | |||
ИИтого |
6581,56 |
5842,57 |
6315,20 |
1379,25 |
4935,95 |
1038,24 |
1127,80 |
--89,56 |
ИЮЛЬ 2017 – АВГУСТ 2017 | ||||||||
ЭЭлектро- |
685,68 |
645,00 |
645,00 |
172,64 |
472,36 |
Размер платы для расчета субсидий - |
||
ТТвердое |
1956,88 |
1956,88 |
1956,88 |
492,58 |
1464,30 | |||
ВВодоснабжение |
228,10 |
228,10 |
228,10 |
57,02 |
171,08 | |||
ГГаз в |
420,12 |
763,98 |
436,56 |
63,66 |
372,90 | |||
ИИтого |
3290,78 |
3593,96 |
3266,54 |
785,90 |
2480,64 |
531,78 |
563,90 |
-32,12 |
ПЕРЕПЛАТА ЗА ПЕРИОД С 01.03.2017ГОДА ПО 31.08.20177 ГОДА СОСТАВИЛА 121,68 |
Фактически Руденов М.В. была назначена к выплате субсидия
на период ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года 1612 рублей 68 копеек (л.д.82),
на период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года 1694 рубля 76 копеек (л.д.80),
на период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года 1691 рубль 70 копеек (л.д.77, 269).
Размер субсидии, подлежащий начислению Руденов М.В. с учетом норматива потребления, установленного норматива стоимости каждого вида жилищно-коммунальных услуг и фактически понесённых им расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг должен был составить
на период 01 марта 2016 года по 31 августа 2016 года 1025 рублей 84 копейки,
на период с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года 914 рублей 04 копейки,
на период с 01 марта 2017 года по 31 августа 2017 года 1570 рублей 02 копейки (л.д.64-75).
Сумма излишне начисленной субсидии составила
на период 01 марта 2016 года по 31 августа 2016 года 586 рублей 84 копейки (засчитана в счёт субсидии на период с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года),
на период с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года 780 рублей 72 копейки (засчитана в счет субсидии на период с 01 марта 2017 года по 31 августа 2017 года),
на период с 01 марта 2017 года по 31 августа 2017 года 121 рубль 68 копеек (засчитана в счёт субсидии на период с 01 сентября 2017 года по 28 февраля 2018 года).
Установленные судом обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются справками ОСЗН Администрации Большеулуйского района (л.д.10, 11, 269), расчетами ответчиков министерства социальной политики Красноярского рая (л.д.21, 165-167), ОСЗН Администрации Большеулуйского района (л.д.67-75), протоколами назначения жилищной субсидии (л.д.76-82), списками получателей жилищных субсидий о перечислении сумм субсидий истцу (л.д.94-107, 195-198). Правильность произведенных ответчиком математических расчетов при определении размеров мер социальной поддержки истец Руденов М.В. не оспаривает, в том числе не оспаривает примененных ответчиком алгоритма расчетов, нормативов и тарифов по всем видам жилищно-коммунальных услуг, за исключением твёрдого топлива, в отношении которого он настаивает на применении способа начисления субсидии по его фактическим затратам, а не расчетным способом, как это делает ответчик ОСЗН Администрации Большеулуйского района.
Не оспариваются истцом размер примененных в расчетах ответчика ОСЗН Администрации Большеулуйского района и фактически понесенных им в оспариваемые периоды расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде электроэнергии, холодного водоснабжения и газа в баллонах.
При таких обстоятельствах выплатное дело получателя субсидии Руденов М.В. судом не истребовалось и не исследовалось, гражданское дело рассматривается в пределах заявленных истцом требований.
Доводы истца Руденов М.В. о том, что излишне выплаченные субсидии не могут быть учтены при выплате субсидии на очередной период, равно как и его доводы о том, что излишне выплаченная субсидия не может быть зачтена в счет субсидии на будущий период без согласия на то получателя субсидии или судебного решения, представляются суду не состоятельными как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
По смыслу действующего законодательства субсидии, предоставляемые из государственного бюджета, представляют собой финансовую помощь гражданам, доля расходов которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает установленную субъектом Российской Федерации максимально допустимую величину. Именно поэтому размер предоставляемой субсидии не может превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии перечисляются получателем до срока внесения ими платы за жилищно-коммунальные услуги, подлежит использованию только на эти цели.
В данном конкретном случае субсидии предоставляются Руденов М.В. на очередной период без истребования документов, подтверждающих его фактические расходы. А поэтому сравнение по окончании периода, на который она была предоставлена, ужу полученной субсидии с фактическими расходами семьи, понесёнными в указанный период, может и должно производиться после предоставления указанной меры социальной поддержки на основании документов, подтверждающих эти расходы, которые получатель субсидии в силу п. 27, 27(2) Правил не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу (органу социальной защиты населения) документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом в силу прямого указания в законе а именно п.27(2) и п.49 Правил необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии. Лишь при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия, а при отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящем судебном заседании установлено, и сторонами не оспариваются, что фактически понесенные истцом расходы, рассчитанные с применением действующих методик и на основании решении Большеулуйского районного суда от 13.12.2013 года, имеющего для сторон настоящего спора преюдициальное значение, фактические расходы истца в оспариваемые периоды были ниже выплаченных ему субсидий.
Действия ответчика ОСЗН Администрации Большеулуйского района, который произвел сравнение выплаченных получателю субсидии истцу Руденов М.В. размер фактически выплаченных ему субсидий в спорные периоды с 01 марта 2016 года по 31 августа 2016 года, с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года, с 01 марта 2017 года по 31 августа 2017 года, с фактическими расходами семьи получателя субсидии в указанные периоды, исчисленными по установленным нормативам и тарифам, и зачел суммы излишне выплаченных субсидий в указанные периоды в счет субсидий, назначаемых на очередной период, в полной мере соответствуют действующему законодательству.
Не обоснованы доводы истца и в той части, что расчёт субсидии на приобретение твёрдого топлива подлежит исходя из фактических затрат на его приобретение. Ни действующее федеральное законодательство, ни законодательство Красноярского края не предполагает исчисление субсидий на любой вид жилищно-коммунальной услуги исключительно на основании фактически понесенных расходов. Механизм расчета субсидий предполагает учет установленных законодателем нормативов потребления и норматива стоимости каждого вида жилищно-коммунальных услуг. Равным образом механизм определения размера субсидии на твердое топливо исходит из установленных Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2012 года № 729-п «Об утверждении предельных цен на топливо твёрдое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье», а также Постановлением Совета администрации Красноярского края от 21.01.2005 года № 17-п «Об утверждении Порядка расчета твердого топлива населению в пересчете на уголь», расчетным способом с применением нормативов и цен, определённых указанными нормативными актами.
Иск в части признания незаконными действий, связанных с начислением субсидии на твёрдое топливо без учета его рыночной цены, с удержанием сумм субсидий, назначенных на период с 01 марта 2016 года по 31 августа 2016 года, с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года, с 01 марта 2017 года по 31 августа 2017 года в последующие периоды, взыскании удержанных денежных средств удовлетворению не подлежит.
При рассмотрении требований истца о взыскании в его пользу компенсации морального вреда суд учитывает следующее.
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии с ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Истцом оспариваются действия ответчика, связанные с нарушением его имущественных прав. В этом случае компенсация морального вреда законом не предусмотрена. Вред, причиненный истцу в результате его привлечения к административной ответственности, в результате его преследования за отстаивание собственных интересов и интересов других граждан, не является предметом настоящего судебного заседания.
Требование о взыскании компенсации морального вреда является производным относительно требований об оспаривании действий ответчиков в части применяемого механизма по определению размера субсидии на приобретение твердого топлива и удержании излишне выплаченной субсидии.
Поскольку основное требование истца не подлежит удовлетворению, постольку и производное от него требование удовлетворению не подлежит.
В иске Руденов М.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать в иске Руденов М.В. к Отделу социальной защиты населения администрации Большеулуйского района Красноярского края, министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконными действий, связанных с начислением субсидии на твёрдое топливо без учета его рыночной цены, с удержанием сумм субсидий, назначенных на период с 01 марта 2016 года по 31 августа 2016 года, с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2017 года, с 01 марта 2017 года по 31 августа 2017 года в последующие периоды, взыскании удержанных денежных средств и компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2018 года.