Дело № 5-91/2020
УИД 59RS0035-01-2020-000326-26
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Соликамск 25 мая 2020 года
(резолютивная часть постановления
вынесена и оглашена 21.05.2020)
Судья Соликамского городского суда Пермского края Игнатова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малтабар И.Н.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Лущеко Т.Н., действующей на основании ордера,
потерпевших Потерпевший №1, Потерпевший №2,
рассмотрев в помещении Соликамского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении:
Шаврина И.Л., <дата> года рождения, уроженца <...>, гражданина <данные изъяты>, работающего <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>, <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
24.01.2020 года в отношении Шаврина И.Л. инспектором ИАЗ ОГИБДД ОМВД Росси по Соликамскому городскому округу составлен протокол <...> об административном правонарушении.
Из протокола следует, что 06.01.2020 года в 13:50 час. на <...> водитель Шаврин И.Л., управляя автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак № с прицепом <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, в нарушении п.п. 1.5, 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, допустил занос прицепа на полосу встречного движения, где произошло столкновение со встречным автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, в результате которого водитель автомобиля <данные изъяты> Потерпевший №1, <дата> года рождения, получил телесные повреждения, квалифицируемые как вред здоровью средний тяжести. В действиях Шаврина И.Л. усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
В рамках дела проведено административное расследование. Протокол с приложенными к нему административными материалами направлен в Соликамский городской суд для рассмотрения по подведомственности.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ).
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что по делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. С учетом того, что по данному делу проводилось административное расследование, подсудность данного дела определяется на основании ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ (по месту проведения административного расследования) и не может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Шаврин И.Л. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об извещении с помощью смс-сообщения. В судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Вину в совершении административного правонарушения признает в полном объеме, глубоко сожалеет о случившемся, приносит свои извинения потерпевшим. Ранее в судебном заседании ходатайствовал о направлении дела на рассмотрение по месту жительства.
Защитник Лущеко Т.Н., принимавшая участие в рассмотрении дела, с протоколом об административном правонарушении согласилась, просила при назначении Шаврину И.Л. наказания учесть в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств признание им своей вины, раскаяние в содеянном, наличие на его иждивении несовершеннолетних детей, исключительно положительные характеристики, как по месту жительства, так и по месту работы, ходатайство работодателя с просьбой не лишать Шаврина И.Л. водительского удостоверения, а также влияние назначенного наказания на условия жизни его семьи. Высказала намерение Шаврина И.Л. возместить ущерб, причиненный потерпевшим в результате ДТП. Просила назначить Шаврину И.Л. административное наказание, не связанное с лишением права управления транспортными средствами
Потерпевшие Потерпевший №1 и Потерпевший №2 в судебном заседании с протоколом согласились, и, дополняя друг друга, пояснили, что <дата> ехали на своем автомобиле на незначительной скорости в д. Чашкина. После железнодорожного переезда, им навстречу ехал автомобиль «<данные изъяты>», и автомобиль с цистерной под управлением Шаврина И.Л., который планировал обгон, однако, передумав, резко затормозил и допустил столкновение прицепа с их автомашиной, которую развернуло и отбросило на обочину. В результате ДТП ему и его супруге были причинены телесные повреждения. Наказание Шаврину И.Л. оставляют на усмотрение суда, от принятия возмещения причиненного ущерба отказываются.
Заинтересованные лица ФИО4, ФИО5 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Исследовав указанный выше протокол об административном правонарушении, заслушав защитника Лущеко Т.Н., потерпевших Потерпевший №1, Потерпевший №2, изучив представленные письменные доказательства, подлинные материалы административного дела по факту ДТП, судья Соликамского городского суда приходит к выводу, что вина Шаврин И.Л. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года № 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ, Правила дорожного движения), которые устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.
Согласно п.1.5 ПДД РФ участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
С целью надлежащего контроля водителя за дорожной ситуацией п. 10.1 Правил дорожного движения закрепляет обязанность водителя вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. Под причинением средней тяжести вреда здоровью в соответствии с примечанием к статье 12.24 КоАП РФ следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.
Для квалификации действий лица по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ необходимо одновременное наличие двух условий: установление факта нарушения лицом Правил дорожного движения и того, что данное нарушение находится в причинно-следственной связи с причинением средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Шаврин И.Л., управляя автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак № с прицепом <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, нарушил требования п. 1.5, 10.1 ПДД РФ, а именно, допустил занос прицепа на полосу встречного движения, не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, в результате чего допустил столкновение со встречным автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, в котором водитель Потерпевший №1, <данные изъяты> года рождения, получил телесные повреждения, квалифицируемые как вред здоровью средний тяжести.
Указанные действия Шаврина И.Л. правильно квалифицированы должностным лицом административного органа по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ.
Вина Шаврина И.Л. подтверждается материалами подлинного дела об административном правонарушении, материалами административного расследования: протоколом осмотра места происшествия (л.д. 15-18); схемой места совершения ДТП (л.д. 19); фотоматериалами (л.д. 20-23); рапортами о ДТП (л.д. 7-9); сообщениями из медицинского учреждения о потерпевших (л.д. 10-14); сведениями о водителях и ТС, участвовавших в ДТП (л.д. 24); справкой о ДТП (л.д. 25); объяснением водителя Шаврина И.Л. от 06.01.2020 года (л.д. 28); объяснением водителя Потерпевший №1 от 06.01.2020 года (л.д. 29); объяснением потерпевшей Потерпевший №2 от 12.01.2020 года (л.д. 30); объяснениями свидетелей ФИО6, ФИО7 (л.д. 31-35); заключением эксперта №; заключением № от 15-16 января 2020 года, согласно которому у Потерпевший №1 были зафиксированы закрытый перелом четвертой пястной кости правой кисти, ссадины правой кисти, которые, судя по локализации и морфологическим свойствам, образовались от действия каких-то твердых тупых и возможно тупогранных предметов, могли быть получены водителем в салоне движущегося автомобиля при его столкновении с другим транспортным средством, при этом закрытый перелом четвертой пястной кости правой кисти квалифицируются как вред здоровью средней тяжести, так как влечет расстройство здоровья продолжительностью свыше трех недель; другими материалами проверки по факту ДТП, а также пояснениями Потерпевший №1 и Потерпевший №2, данными ими в ходе рассмотрения дела.
Не доверять заключениям судебно-медицинского эксперта оснований не имеется, поскольку они получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ, являются объективными, и участниками процесса не оспариваются, компетентность эксперта сомнений у судьи городского суда не вызывает.
Судья городского суда полагает представленные доказательства достоверными и достаточными для вывода о наличии в действиях Шаврина И.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ. Будучи участником дорожного движения, управляющим транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, Шаврин И.Л. должен максимально внимательно относиться к дорожной обстановке и соблюдать предъявляемые к водителям транспортных средств требования Правил дорожного движения. Наличие причинно-следственной связи между нарушением Шавриным И.Л. требований Правил дорожного движения и наступившими последствиями в виде причинения вреда здоровью средней тяжести потерпевшему установлено судьей городского суда на основании собранных по делу доказательств и не оспаривается в ходе производства по делу.
Действия Шаврина И.Л. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ как нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшей вреда здоровью средней тяжести.
Оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Совокупность обстоятельств, свидетельствующих о том, что административное правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости, из материалов дела не установлено. Судьей городского суда также не установлено, что Шаврин И.Л. находился в ситуации, непосредственного угрожающей его личности, а его состояние здоровья вызывало объективную необходимость нарушения Правил дорожного движения.
В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае. При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Шаврин И.Л. имеет постоянное место жительства, работы, характеризуется в быту и по месту работы положительно.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Шаврина И.Л., судья городского суда признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, о котором он заявил в ходе производства по делу. Оснований для признания иных обстоятельств, смягчающими административную ответственность, судья не усматривает. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, судья признает повторное совершение однородного административного правонарушения.
По общему правилу, сформулированному в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ, лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.
Сведений о том, что Шаврин И.Л. относится к числу лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ, которым не может быть назначено наказание в виде лишения специального права, материалы дела не содержат.
При назначении наказания учитывается, что Шавриным И.Л. совершено правонарушение в области дорожного движения, правонарушение носит грубый характер, представляет высокую общественную опасность для окружающих, отнесено законодателем к правонарушениям, посягающим на безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.
Судья городского суда полагает, что с учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела, наличия обстоятельств, смягчающих и отягчающих его административную ответственность, личность привлекаемого к административной ответственности лица, в соответствии с правилами ст. 3.8, 4.1 КоАП РФ, Шаврину И.Л. необходимо назначить наказание в виде лишения специального права управления транспортными средствами на минимальный срок - один год шесть месяцев, что отвечает принципам справедливости и соразмерности, поскольку наказание в виде административного штрафа не достигнет цели назначения административного наказания. Оснований для назначения наказания в виде лишения специального права управления транспортными средствами на больший срок не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать Шаврина И.Л. виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, назначить наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев.
В силу ст. 32.7 КоАП РФ, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы (водительское удостоверение), в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок.
В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.С. Игнатова