Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4576/2023 ~ М-3674/2023 от 20.07.2023

63RS0039-01-2023-003956-27

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 июля 2023 года                                г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И. при секретаре Ахметовой Л.И., с участием прокурора Аникиной Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4576/2023 по административному исковому заявлению Русина Виктора Владимировича к Избирательной комиссии Самарской области об обязании произвести регистрацию кандидатом в Губернаторы Самарской области,

установил:

Русин В.В. обратился в суд к Избирательной комиссии Самарской области с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что 14.07.2023 в Избирательную комиссию Самарской области от Русина В.В. поступило заявление с приложенными документами о намерении участвовать в предстоящих выборах Губернатора Самарской области в качестве кандидата. Выдвижение кандидата состоялось 13.07.2023 на собрании граждан – жителей п.г.т. Балашейка Самарской области в присутствии представителей Избирательной комиссии Самарской области, волеизъявление граждан зафиксировано в протоколе собрания. 19.07.2023 на электронную почту истца поступило сообщение из Избирательной комиссии Самарской области о том, что выдвижение на должность Губернатора Самарской области на может быть признано состоявшимся и, соответственно, статусом выдвинутого лица на должность Губернатора Самарской области заявитель не обладает. В обоснование своей позиции, выразившийся в отказе признания выдвижения Русина В.В. кандидатом в Губернаторы Самарской области на предстоящих выборах в сентябре 2023 года, Избирательная комиссия Самарской области сослалась на нормы Закона Самарской области «О выборах Губернатора Самарской области» о том, что выдвижение кандидатов осуществляют исключительно политические партии РФ, зарегистрированные на территории Самарской области, а также на отсутствие в списке Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области политических партий, имеющих право принимать участие в выборах Губернатора Самарской области, назначенных на 10.09.2023, ООС «Центр общественного самоуправления «Чистый город», от лица которого 14.07.2023 поступило заявление Русина В.В. о согласии баллотироваться кандидатом в Губернаторы Самарской области.

Административный истец полагает, что Избирательная комиссия Самарской области не в полной мере реализует конституционные права граждан Самарской области избирать и быть избранными, игнорирует положения Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о праве граждан на самовыдвижение. Ранее, в 2018 году, Русин В.В., реализуя данное избирательное право, был зарегистрирован кандидатом в Губернаторы Самарской области в соответствии с протоколом поддержки выдвижения ООС «Центр общественного самоуправления «Чистый город» кандидатом в Губернаторы Самарской области с подписями жителей города Октябрьска Самарской области. В настоящее время свои права на выдвижение кандидата реализует коллектив ООО «БелОпока».

Ссылаясь на изложенное, Русин В.В. просит обязать Избирательную комиссию Самарской области зарегистрировать его в качестве кандидата в Губернаторы Самарской области на предстоящих сентябрьских выборах 2023 года.

В судебном заседании административный истец Русин В.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, полагал, что при его выдвижении в качестве кандидата в Губернаторы Самарской области следует руководствоваться положениями Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о праве граждан на самовыдвижение.

Представитель Избирательной комиссии Самарской области по доверенности Абезбекова Ю.А. возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в ответе и письменном отзыве.

Выслушав пояснения участников процесса, прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Из материалов дела следует, что постановлением Самарской Губернской думы седьмого созыва от 09.06.2023 № 453 назначены выборы Губернатора Самарской области на 10.09.2023.

В соответствии с календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов Губернатора Самарской области в 2023 году в период с 14.07.2023 до 18.00 час. 23.07.2023 осуществляется уведомление Избирательной комиссии Самарской области о выдвижении кандидатов.

14.07.2023 в Избирательную комиссию Самарской области поступило заявление Русина В.В. о намерении участвовать в выборах Губернатора Самарской области в качестве кандидата с приложением копий документов, которые поименованы в приложении к его заявлению. Среди представленных Русиным В.В. в Комиссию документов числится выписка из протокола выдвижения кандидата на выборы от 10.07.2023, содержащая подписи 14 участвующих в собрании жителей п.г.т. Балашейка (датировано 13.07.2023 г.)

Также в пакете представленных Русиным В.В. документов имеется заявление Русина В.В., в котором он дает согласие баллотироваться ООС «Центр общественного самоуправления «Чистый город», и уставные документы данного общества.

Рассмотрев заявление и представленные документы, Избирательная комиссия Самарской области дала Русину В.В. письменный ответ от 18.07.2023 № 01-26/834-04 о том, что представленные документы не свидетельствуют о соблюдении порядка выдвижения кандидата на должность Губернатора Самарской области, установленного Законом Самарской области от 14.06.2012 N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области". Русину В.В. сообщено, что его выдвижение на должность Губернатора Самарской области не может быть признано состоявшимся и, соответственно, он не обладает статусом выдвинутого лица на должность Губернатора Самарской области.

Оснований не согласиться с позицией Комиссии, изложенной в данном письменном ответе, не имеется, поскольку она полностью соответствует требованиям законодательства, регулирующего порядок выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2022 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральное законодательство возлагает непосредственно на закон субъекта Российской Федерации право определять возможность самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Законом Самарской области от 14.06.2012 N 55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области", регулирующим порядок подготовки и проведения выборов Губернатора Самарской области, предусмотрено выдвижение кандидатов на должность Губернатора Самарской области исключительно избирательными объединениями (статья 19).В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Закона Самарской области № 55-ГД избирательное объединение - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах Губернатора, а также региональное отделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах Губернатора и зарегистрированное на территории Самарской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона Самарской области № 55-ГД выдвижение кандидатов избирательными объединениями осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях», иных федеральных законов и данного закона.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства выдвижение кандидатов на должность Губернатора Самарской области осуществляется только избирательными объединениями, к которым относятся исключительно политические партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также их региональные отделения.

Таким образом, административным ответчиком сделан правильный вывод о том, что правовые основания для участия Русина В.В. в порядке самовыдвижения на выборах Губернатора Самарской области отсутствуют, поскольку такая возможность не предусмотрена Законом Самарской области № 55-ГД.

Также Комиссией обоснованно указано на то, что Орган общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город», которому Русиным В.В. дано согласие баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Самарской области, по смыслу федерального и регионального законодательства не является избирательным объединением и не может выступать в качестве субъекта выдвижения кандидата на должность Губернатора Самарской области.

Согласно пункту 1.1 Устава Органа общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» указанный орган является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим объединением граждан в организационно-правовой форме - орган общественной самодеятельности.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

В соответствии с пунктом 9 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области 15.06.2023 представлен в Избирательную комиссию Самарской области список политических партий, их региональных отделений, зарегистрированных на территории Самарской области, имеющих право принимать участие в выборах Губернатора Самарской области, назначенных на 10.09.2023 года. Орган общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» в данный список не включен.

Поскольку указанный Орган общественной самодеятельности не является избирательным объединением в том смысле, который ему придается Законом Самарской области, правовые основания для выдвижения кандидата на должность Губернатора Самарской области у него отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что Комиссией проигнорированы положения статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривающей право граждан на самовыдвижение, основаны на неверном толковании норм материального права.

Пунктом 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ закреплено, что непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 22 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» установлено, что кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает возможность выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в порядке самовыдвижения. Право определять возможность самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предоставлено самим субъектам Российской Федерации путем принятия соответствующего закона. В случае если такая возможность законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена, правовые основания для участия гражданина в выборах на указанную должность в порядке самовыдвижения отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что Избирательная комиссия Самарской области дала административному истцу законный и обоснованный ответ о том, что им не соблюден порядок выдвижения кандидата на должность Губернатора Самарской области, установленный Законом Самарской области N 55-ГД, и соответственно, его выдвижение на должность Губернатора Самарской области не может быть признано состоявшимся. Нарушений действующего законодательства при рассмотрении заявления Русина В.В. о его намерении участвовать в выборах Губернатора Самарской области в качестве кандидата Комиссией не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Русина Виктора Владимировича к Избирательной комиссии Самарской области об обязании произвести регистрацию кандидатом в Губернаторы Самарской области - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья            (подпись)                    А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2023.

2а-4576/2023 ~ М-3674/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООС "Центр общественного самоуправления "Чистый город"
Русин В.В.
Ответчики
Избирательная комиссия Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.07.2023Регистрация административного искового заявления
20.07.2023Передача материалов судье
20.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
20.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2023Судебное заседание
22.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее