2-9988/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2020 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Стебуновой Е.Ю.
при секретаре Еленине А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцевой Марины Юрьевны, Кудрявцева Михаила Владимировича к Алмосову Геннадию Алексеевичу, Бобырю Богдану Валерьевичу, Болдыревой Татьяне Владимировне, Гольцову Сергею Николаевичу, Гольцовой Марине Николаевне, Григорьеву Владимиру Игоревичу, Елизаровой Олесе Анатольевне, Зеленцовой Ирине Геннадьевне, Золокотскому Михаилу Юрьевичу, Иванову Виктору Аркадьевичу, Кузнецову Николаю Григорьевичу, Лазуриной Татьяне Васильевне, Обуховой Елене Николаевне, Осипову Сергею Владимировичу, Подкопаевой Татьяне Вениаминовне, Сачковой Диане Геннадьевне, Тену Александру Николаевичу, Отделу по вопросам миграции УМВД РФ по Одинцовскому городскому округу об обязании произвести регистрацию по постоянному месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцева М.Ю. и Кудрявцев М.В. обратились в суд с исковым заявлением к Алмосову Геннадию Алексеевичу, Бобырю Богдану Валерьевичу, Болдыревой Татьяне Владимировне, Гольцову Сергею Николаевичу, Гольцовой Марине Николаевне, Григорьеву Владимиру Игоревичу, Елизаровой Олесе Анатольевне, Зеленцовой Ирине Геннадьевне, Золокотскому Михаилу Юрьевичу, Иванову Виктору Аркадьевичу, Кузнецову Николаю Григорьевичу, Лазуриной Татьяне Васильевне, Обуховой Елене Николаевне, Осипову Сергею Владимировичу, Подкопаевой Татьяне Вениаминовне, Сачковой Диане Геннадьевне, Тену Александру Николаевичу, Отделу по вопросам миграции УМВД РФ по Одинцовскому городскому округу об обязании произвести регистрацию по постоянному месту жительства в жилом доме по адресу: АДРЕС. Свои требования мотивировали тем, что Кудрявцева М.Ю. является собственником доли в указанном домовладении, Кудрявцев М.В. ее супругом. Поскольку отдел по вопросам миграции Управления МВД России по Одинцовскому городскому округу отказали в регистрации по месту жительства, поскольку отсутствуют согласие всех сособственников, вынуждены обратиться в суд.
Истцы в судебное заседание не явились, направив представителя, которая уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя истцов, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. №713 указывается, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В судебном заседании установлено, что Кудрявцева М.Ю. является собственницей 2/45 долей в праве на жилой дом по адресу: АДРЕС
ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцева М.Ю. обратилась с заявлением о регистрации по месту жительства, ДД.ММ.ГГГГ получила отказ, поскольку отсутствовало согласие сособственников.
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России N 984 от 31 декабря 2017 года.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 установлено, что гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
При этом, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 7), объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Положениями ч. 1 и ч. 2 ст. 288 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 30 ЖК РФ установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением - для проживания.
Решением Одинцовского городского суда от 12.07.2013г жилой дом по адресу: АДРЕС признан самовольной постройкой и подлежит сносу. Таким образом, регистрации в самовольной постройке невозможна в силу закона. Доводы стороны истца, о том что дом фактически существует на участке, суд находит не имеющими значения для рассмотрения заявленных требований.
Согласно п. 48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Согласно п. 49.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984 заявитель предоставляет в том числе: письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Вопрос о наличии такой необходимости должен решаться с учетом положений пункта 57.1 Административного регламента, которыми запрещается требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Исходя из приведенных положений пунктов 49.4, 57.1 Административного регламента одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель должен представлять письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности только в том случае, если такая необходимость предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в том числе на праве общей долевой собственности, регулируются нормами жилищного и гражданского законодательства о вселении в жилое помещение, о владении и пользовании им, поскольку право быть зарегистрированным по месту жительства в жилом помещении является производным от права вселиться, владеть и пользоваться этим жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом.
При наличии нескольких сособственников жилого помещения положения статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации о правомочиях собственника жилого помещения владеть и пользоваться принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением подлежат применению в нормативном единстве с положениями статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
По смыслу приведенной нормы, применительно к жилому помещению как к объекту жилищных прав (части 1 и 2 статьи 15, часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также принимая во внимание то, что жилые помещения предназначены для проживания граждан (пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации), в отсутствие соглашения собственников жилого помещения о порядке пользования этим помещением, участник долевой собственности имеет право на предоставление для проживания части жилого помещения, соразмерной его доле, а при невозможности такого предоставления с учетом площади жилого помещения и других обстоятельств, право собственника может быть реализовано иными способами, в частности путем требования у других собственников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Таким образом, участник общей долевой собственности на жилое помещение не обладает безусловным правом на вселение в него и, следовательно, на проживание в жилом помещении.
Таким образом, Отделом по вопросам миграции УМВД РФ по Одинцовскому городскому округу правомерно оставлено без удовлетворения заявление Кудрявцевой М.Ю. о регистрации по месту жительства на принадлежащей ей 2/45 доли в праве на жилой дом по вышеуказанному адресу в связи с тем, что данным жилым помещением владеют еще 17 сособственников, без согласия которых регистрация невозможна.
На основании сказанного, суд находит исковые требования не основанными на законе и подлежащими отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кудрявцевой Марины Юрьевны, Кудрявцева Михаила Владимировича к Алмосову Геннадию Алексеевичу, Бобырю Богдану Валерьевичу, Болдыревой Татьяне Владимировне, Гольцову Сергею Николаевичу, Гольцовой Марине Николаевне, Григорьеву Владимиру Игоревичу, Елизаровой Олесе Анатольевне, Зеленцовой Ирине Геннадьевне, Золокотскому Михаилу Юрьевичу, Иванову Виктору Аркадьевичу, Кузнецову Николаю Григорьевичу, Лазуриной Татьяне Васильевне, Обуховой Елене Николаевне, Осипову Сергею Владимировичу, Подкопаевой Татьяне Вениаминовне, Сачковой Диане Геннадьевне, Тену Александру Николаевичу, Отделу по вопросам миграции УМВД РФ по Одинцовскому городскому округу об обязании произвести регистрацию по постоянному месту жительства в жилом доме по адресу: АДРЕС – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
С У Д Ь Я :