Дело №12-78/2020
Р Е Ш Е Н И Е
По жалобе на постановление об административном правонарушении
02 апреля 2020 года г. Комсомольск-на-Амуре
Судья Центрального районного суда г. Комсомольска-на –Амуре Хабаровского края Дюжая Е.А.,
рассмотрев жалобу директора КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» Погодаева С. Г. на постановление главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Юрина А.В. (№) от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ, в отношении Краевого государственного бюджетного учреждения «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов», юридический адрес: (адрес), г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес), зарегистрировано в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Комсомольску-на-Амуре, (иные данные)
У с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Юрина А.В. (№) от (дата), КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, выразившегося в том, что, в период с 15 часов 30 минут (дата) по 11 часов 30 минут (дата) в ходе внеплановой выездной проверки в отношении объекта защиты – здания КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» расположенный по адресу: (адрес), г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес), нарушило требования пожарной безопасности, а именно:
- в декларации (№) от (дата), выявлено наличие недостоверной информации, по факту не соблюдения требования: по изучении технического паспорта, составленного по окончании капитального ремонта 2003 года и сравнивая с фактическим соответствием на настоящее время установлено, что здание жилого назначения (2,3,4,5 этажи предназначены для размещения жилых помещений Ф1 – здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей) с размещением на всех этажах помещений, имеющих разные классы функциональной пожарной опасности, а именно: на пятом этаже, кроме жилых и ранее взаимосвязанных между собою помещений по функциональному назначению (Ф1), размещено административное помещение, ранее предусмотренное проектной документацией, как комната отдыха; на четвертом этаже, кроме жилых и ранее взаимосвязанных между собою помещений по функциональному назначению (Ф1), размещено помещение психолога, ранее предусмотренное проектной документацией, как комната отдыха; на третьем этаже, кроме жилых помещений по функциональному назначению (Ф1), размещен кабинет культ. организатора; на втором этаже, кроме жилых помещений по функциональному назначению (Ф1), размещены два кабинета соц.работника и библиотека; на первом этаже, не являющимся жилым по назначению, проектом предусмотрено размещение кабинетов (медицинского и административного назначения) (Ф3,Ф4), ритуального зала (Ф3), магазина (Ф3), актового зала (Ф2), буфета (Ф3), парикмахерской (Ф3). В представленной декларации указано, что на 2,3,4,5 этажах размещены только квартиры. В соответствии с п. 7.2.15 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» помещения общественного назначения должны иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части здания. Согласно декларации общая пропускная способность всех выходов обеспечивает безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в здании, выход с первого этажа осуществляется через главный вход, два выхода наружу через лестничные клетки и один выход наружу из медицинского пункта. Фактически на 1 этаже размещены помещения общественного назначения и эвакуационные выходы наружу через лестничные клетки с вышележащих этажей предназначены вышележащих жилых этажей. Выход из коридора через помещения медицинского кабинета не могут являться эвакуационными в соответствии с п. 6.9 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», в соответствии с п. 6.13 указанного СНиП первый этаж здания должно быть не менее 2 эвакуационных выходов. Согласно проведенных испытаний облицовка фасада здания ограничение пожарной безопасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, а именно отделок и облицовок фасадов, не соответствует установленным требованиям (используется строительные материалы Г4 сильногорючие), согласно СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». 02.12.2019 года вследствие выявленных нарушений декларация пожарной безопасности отменена, чем нарушены ст. 6 ч.5, ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
- на объекте защиты, эвакуационные выходы с этажей здания не обеспечивают безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных выходов не представлен, чем нарушены ст.ст. 1,2,37,38 ФЗ-69 «О пожарной безопасности», ст.1 ч.1, ч.2 п.1, ст.4 ч.2, ч.3, ст.5, ст.6 ч.1 п.2, ст. 53 ч.1,ч.3,ч.4, ст.89 ч.1,ч.8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
- отделка всех внешних поверхностей наружных стен здания КГБУ «Комсомольский-на-Амуре Специальный дом ветеранов» выполнено из материалов (ALCOPANEL – 030104-12:22-160-FR3-DAE-A, ALCOPANEL – 030103-22:01-301-FR3-DAE-A) с группой горючести Г-4 (сильногорючий материал), протоколы испытаний с ФГБУ «СЭУ ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» №13/1/2019 от 12.11.2019 года и №14/1/2019 от 12.11.2019 года, чем нарушены ст.ст. 1,2,37,38 ФЗ-69 «О пожарной безопасности», ст.1 ч.2 п.1, ст.4 ч.2, ч.3, ст.5, ст.87 ч.11 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 21-01-97 «пожарная безопасность зданий и сооружений», пособие к СНиП 21-01-97 МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара» п. 7.1;
- в здании все двери эвакуационных выходов ведущие с 1 этажа непосредственно на улицу оборудованы замками, закрывающимися на ключ. Запоры, позволяющие закрывать двери эвакуационных выходов без ключей, отсутствуют, чем нарушены ст.1, ст.2, ст.37, ст. 38 ФЗ-69 «О пожарной безопасности»; п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 года №390;
- в здании с 1 этажа, не являющимся жилым по по назначению, отсутствует самостоятельный второй эвакуационный выход. Части здания различной функциональной пожарной опасности, разделенные противопожарными преградами, должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами, чем нарушены ст.1, ст.2, ст.37, ст. 38 ФЗ-69 «О пожарной безопасности», ст.1 ч.2 п.1, ст.4 ч.2,ч.3, ст.5, ст.6 ч.1 п.2, ст.51, ст.52 п.2, ст.53 ч.1,ч.2 п.1 п.2, ст.89 ч.1, ч.3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 7.1.18. Ранее СНиП 21 – 01 -97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п.6.11, п. 6.13;
- для зданий с классом функциональной пожарной опасности Ф1.3, ширина всех лестничных маршей должна быть не менее 1.2 метра (фактически ширина составляет от 0,96м. до 0,98 м.), чем нарушены ст.1, ст.2, ст.37, ст. 38 ФЗ-69 «О пожарной безопасности», ст.1 ч.2 п.1, ст.4 ч.2,ч.3, ст.5, ст.6 ч.1 п.2, ст. 39 ч.1 п.1, ст.51, ст.52 п.2, ст.53 ч.1,ч.2 п.1 п.2, ст.89 ч.1, ч.3 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 4.4.1 «а», п. 5.2.5, п.5.4.19., и назначено наказание в виде штрафа в размере 160 тысяч рублей.
Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, директор КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» Погодаев С.Г. обратился в суд с жалобой, ссылаясь на то, что вмененные учреждению нарушения, изложенные в Предписании (№), ранее уже были отражены в предписании (№), в связи с чем, полагает, что должностным лицом предписание было выдано повторно. Проверка проводилась с (дата) по (дата) в течение 48 рабочих дней, тогда как согласно действующего законодательства проверка не может превышать 20 рабочих дней, и не подлежит продлению еще на 20 дней. В предписании отсутствуют реквизиты распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой выездной проверки, чем были нарушены права руководителя учреждения на получение от органа государственного контроля информации, которая относится к предмету проверки.
Учреждение не было уведомлено о проведении внеплановой проверки. Поскольку здание КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» с 2003 года реконструкции не подвергалось, а ФЗ №123 вступил в законную силу с 30.04.2009 года, на КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» не может быть возложена обязанность соблюдения положений, содержащихся в ФЗ №123. Здание учреждения не является специализированным домом престарелых и инвалидов (неквартирным) и не относиться к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1, является многоквартирным домом и относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3, что установлено решениями судов. Декларация (№) от (дата) была разработана в рамках реализации мер пожарной безопасности и была представлена в ГПК по г.Комсомольску-на-Амуре, данная декларация была зарегистрирована, замечания к ней отсутствовали. Постановлением Президиума Хабаровского краевого суда от 22.07.2013 года №44г-64/2013 подтверждено, что требований к огнестойкости и пожарной безопасности зданий, установленные ФЗ №123, на здание учреждения (построенное ранее вступления в законную силу ФЗ №123) не распространяются. КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» незаконно вменяется нарушение пункта 6 Предписания, в части несоответствия ширины лестничных маршей, поскольку здание было построено после вступления в законную силу СП 1.13130.2009, СП 6.13130.2013, СП 3.13130.2009, ГОСТ 31565-2012. Просит суд постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание директор КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» Погодаев, главный государственный инспектор г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Юрин А.В. не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, суд счел возможным в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1,2 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Основополагающими законодательными актами в области пожарной безопасности являются Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", определяющий общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", устанавливающий основные положения технического регулирования в указанной сфере и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции).
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) первичные меры пожарной безопасности заключаются в реализации принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст.1 ч.2 п.1 (далее Технический регламент) положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
Согласно ст.1 ч.2 п.1; ст. 4 ч.2, ч.3; ст.5; ст.6 ч.1 п.2, ч.5; ст. 39 ч.1 п.1; ст. 51; ст. 52 п.2; ст. 53 ч.1, ч.3, ч.4; ст. 64; ст. 87 ч.11;ст. 89 ч.1, ч. 3, ч.8 Технического регламента, проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, подразделяются на следующие типы: внутренние лестницы, размещаемые на лестничных клетках. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов: устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает: 1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска); 2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара). Для оценки соответствия требованиям пожарной безопасности объекта защиты с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.3, Ф1.4, Ф4.1, Ф4.2), собственник или иной законный владелец объекта защиты может добровольно составить декларацию пожарной безопасности в отношении этого объекта защиты, которая предусматривает в том числе сведения о системе противопожарной защиты этого объекта защиты. В случае изменения содержащихся в декларации пожарной безопасности сведений, в том числе в случае смены собственника или иного законного владельца объекта защиты, изменения функционального назначения либо капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение одного года со дня изменения содержащихся в них сведений. При составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты. Лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности, составленной в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. В зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут: 1) из помещений первого этажа наружу: а) непосредственно; б) через коридор; в) через вестибюль (фойе); г) через лестничную клетку; д) через коридор и вестибюль (фойе); е) через коридор, рекреационную площадку и лестничную клетку; 2) из помещений любого этажа, кроме первого: а) непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; б) в коридор, ведущий непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в) в холл (фойе), имеющий выход непосредственно на лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; г) на эксплуатируемую кровлю или на специально оборудованный участок кровли, ведущий на лестницу 3-го типа; 3) в соседнее помещение (кроме помещения класса Ф5 категорий А и Б), расположенное на том же этаже и обеспеченное выходами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей части. Выход из технических помещений без постоянных рабочих мест в помещения категорий А и Б считается эвакуационным, если в технических помещениях размещается оборудование по обслуживанию этих пожароопасных помещений. Количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места возможного пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода.
Согласно ст.37; ст.38 ФЗ -69 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года Руководители организации имеют право: создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности; проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях; устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны. Руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров; предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов; содействовать деятельности добровольных пожарных; обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п.7.1 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», пособие к СНиП 21-01-97 МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара» в зданиях I - III степеней огнестойкости классов пожарной опасности С0, С1 облицовку внешних поверхностей наружных стен не допускается выполнять из материалов групп Г1 - Г4.
Согласно п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 года №390 запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
Согласно СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 4.4.1 «а», п. 5.2.5, п.5.4.19, 7.1.18 Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, не менее: 1,35 м - для зданий класса Ф1.1. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м.Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша. инимальную ширину и максимальный уклон лестничных маршей следует принимать согласно таблице 8.1. Перепады в уровне пола разных помещений и пространств в здании должны быть безопасной высоты. В необходимых случаях должны быть предусмотрены поручни и пандусы. Число подъемов в одном лестничном марше или на перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 18. Применение лестниц с разной высотой и глубиной ступеней не допускается. В двухуровневых квартирах допускается использовать внутриквартирные лестницы винтовые или с забежными ступенями, при этом ширина проступи в середине должна быть не менее 18 см. В качестве второго, третьего и последующих эвакуационных выходов со второго этажа зданий (кроме зданий стационаров лечебных учреждений) во всех климатических районах допускается использовать наружные открытые лестницы с уклоном не более 60°. При этом данные лестницы должны быть рассчитаны на число эвакуируемых не более, чел.: 70 - для зданий I и II степеней огнестойкости; 50 - для зданий III степени огнестойкости; 30 - для зданий IV и V степеней огнестойкости. Ширина таких лестниц должна быть не менее 0,8 м, а ширина сплошных проступей их ступеней - не менее 0,2 м.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки (№) от (дата), выданного главным Юрьиным А.В., была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты – КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» расположенный по адресу: (адрес), г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес).
В результате проверки установлены 6 пунктов нарушений требований следующих законодательных актов: ст.1 ч.2 п.1; ст. 4 ч.2, ч.3; ст.5; ст.6 ч.1 п.2, ч.5; ст. 39 ч.1 п.1; ст. 51; ст. 52 п.2; ст. 53 ч.1, ч.3, ч.4; ст. 64; ст. 87 ч.11;ст. 89 ч.1, ч. 3, ч.8 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст.1, ст. 2, ст.37; ст.38 ФЗ -69 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года, п.7.1 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», пособие к СНиП 21-01-97 МДС 21-1.98 «Предотвращение распространения пожара», п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 25.04.2012 года №390, СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» п. 4.4.1 «а», п. 5.2.5, п.5.4.19, 7.1.18.
Постановлением главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Юрина А.В. (№) от (дата) к административной ответственности привлечено юридическое лицо – КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, им назначено административное наказание в виде штрафа в размере 160 000 рублей.
Вина юридического лица – КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» в нарушении вышеуказанных требований законодательства и в совершении вменяемых правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами административного дела:
- протоколом об административном правонарушении (№) от (дата) (л.д.35-41);
- определением об исправлении опечатки в постановлении по делу об административном правонарушении от (дата) (л.д.42);
- сопроводительным письмом от (дата) (№) «о направлении Акта проверки» (л.д.43);
- актом проверки без предварительного уведомления юридического лица органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля объектов защиты юридического лица, индивидуального предпринимателя от (дата) (л.д.44-49);
- предписанием (№) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (л.д.50-56);
- решением по отмене регистрации декларации от (дата) (л.д.57-58);
- сопроводительным письмом от (дата) (л.д.59);
- комиссионным заключением экспертов (№) от (дата) (л.д.60-72);
- протоколом изъятия проб и образцов от (дата) (л.д.73-75);
- протоколом изъятия проб и образцов от (дата) (л.д.76-78);
- протоколом изъятия проб и образцов от (дата) (л.д.79-81);
- распоряжением (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки (№) от (дата) (л.д.82-85);
- решением по жалобе на постановление об административном правонарушении от (дата) (л.д.86-89);
- решением по жалобе на постановление об административном правонарушении от (дата) (л.д.90-93);
- актом о невозможности проведения проверки от (дата) (л.д.94-95);
- уведомлением о проведении внеплановой проверки (л.д.96-97);
- решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки (л.д.98);
- распоряжением (приказа) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, выездной проверки (№) от (дата) (л.д.99-103);
- уведомлением о проведении внеплановой проверки (л.д.104);
- мотивированным представлением (л.д.105);
- рапортом (л.д.106).
Вышеперечисленные доказательства отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ, являются допустимыми, достоверными и достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица.
Действия КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» по несоблюдению законодательства в области пожарной безопасности образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, их вина в совершении правонарушения установлена и подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Указанные нарушения пожарной безопасности правильно квалифицированы главным государственным инспектором г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Юриным А.В. по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что здание КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» построено до введения в действие Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», соответственно они не могут применяться к спорным правоотношениям, с момента ввода в эксплуатацию функциональное назначение объекта защиты не менялось, подлежит отклонению как противоречащий действующему законодательству, регулирующему отношения по обеспечению пожарной безопасности. Должностное лицо правильно применило Федеральный закон N 123-ФЗ, учитывая характер выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также то, что спорный объект охраны эксплуатируется под дом ветеранов, являющийся учреждением в котором находятся граждане преклонного возраста, должное лицо исходило из того, что его дальнейшая эксплуатация в прежнем виде приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Довод жалобы о том, что должностным лицом были указаны нарушения, изложенные в Предписании (№), которые ранее уже были отражены в предписании (№), в связи с чем, предписание было выдано повторно, не свидетельствует об отсутствии события правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установленных при проверке проведенной 22.12. 2019г. Кроме того, данное административное правонарушение не является длящимся.
Доводы жалобы о том, что административным органом был нарушен срок проведения проверки, в связи с чем, результаты проверки не могут быть признаны надлежащими доказательствами, несостоятельны.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 данного закона (документарных и выездных проверок), не может превышать двадцать рабочих дней.
Частью 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ установлено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, микропредприятий не более чем на 15 часов.
Как усматривается из материалов дела названная выше проверка проводилась на основании распоряжения от (дата) (№), в котором указан срок проведения проверки с (дата) по (дата), что составляет 20 рабочих дней В ходе проверки была проведена экспертиза, которая поступила в ОНПР по г.Комсомольску-на-Амуре (дата), акт проверки был составлен (дата), таким образом сроки нарушены не были.
Утверждение в жалобе о том, что КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» не было уведомлено о проведении проверки, является несостоятельным, поскольку уведомление о проведении внеплановой проверки от (дата) было получено КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» (дата) (л.д.97).
Довод жалобы о том, что здание учреждения не является специализированным домом престарелых и инвалидов (неквартирным), и не относиться к классу функциональной пожарной опасности Ф1.1, является многоквартирным домом и относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств данного обстоятельства суду представлено не было.
Довод о том, что Декларация (№) от (дата) ранее была признана должностными лицами соответствующей действительности, не влечет отмену обжалуемого постановления, поскольку в соответствии с п. 16 Приказа от 24.02.2009 года №91 «Об утверждении формы и порядка регистрации пожарной безопасности», Декларация была отменена, как содержащая неверную информацию. Решение об отмене регистрации декларации от (дата) КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» обжаловано не было.
Ссылка в жалобе на Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 22.07.2013 года №44г-64/2013, которым подтверждено, что требований к огнестойкости и пожарной безопасности зданий, установленные ФЗ №123, на здание учреждения (построенное ранее вступления в законную силу ФЗ №123) не распространяются, подлежит отклонению, как необоснованное, поскольку указанные в жалобе судебные акты не могут иметь преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, так как приняты по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему делу, кроме того, постановления и судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Довод о том, что здание было построено после вступления в законную силу СП 1.13130.2009, СП 6.13130.2013, СП 3.13130.2009, ГОСТ 31565-2012, в связи с чем, требования данных актов не распространяется на объект защиты также не может быть принят во внимание, поскольку предписание (№) не устанавливает более высоких требований пожарной безопасности, чем те, которые действовали до дня вступления в законную силу СП 1.13130.2009, СП 6.13130.2013, СП 3.13130.2009, ГОСТ 31565-2012.
Остальные доводы жалобы директора КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» Погодаева С. Г. в целом не опровергают законность оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, основаны на неправильном толковании норм материального права, и расцениваются судом как избранный привлекаемым лицом способ избежания административной ответственности, в связи с чем, в силу ст. 30.7 КоАП РФ, не являются основаниями к его отмене.
Обжалуемое постановление вынесено правомочным должностным лицом, в установленные сроки, примененная к КГБУ «Комсомольский-на-Амуре специальный дом ветеранов» мера административной ответственности в виде штрафа в размере 160 000 руб. назначена по правилам ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в связи с чем, судья приходит к выводу о том, что оснований для отмены постановления по данному делу, предусмотренных п.3, п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ об административном правонарушении не имеется, вследствие чего, жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. (№) ░░ (░░░░) ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.20.4 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░. ░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.